Рефераты. Педагогический опыт воспитательной системы В.А. Караковского

p align="left">Итак, на втором этапе идет бурное развитие школьного коллектива, усложнение его деятельности, усложнение внутриколлективных отношений. В это время возможно некоторое ослабление классных коллективов, так как рамки класса для многих ребят становятся тесными. Но это явление временное и легко регулируемое именно в рамках системы. В педагогической среде все больше принципиального единомыслия: учителя к этому времени успевают оценить объективные достоинства упорядоченной воспитательной деятельности в школе. Они начинают осознавать роль взаимной зависимости и взаимной ответственности в достижении общих успехов. На третьем этапе развития системы значительно усложнили ее целевую установку: теперь учителя были в силах выйти на личность, уделить основное внимание личностному подходу в воспитании. Это вынудило обратиться к педагогической и психологической науке, начать формирование психологической службы в коллективе. Но пожалуй, самое главное - соединение воспитания и обучения в действительно единый, целостный процесс. Теперь учителям были по плечу сложные дидактические задачи, ведь к этому времени под учебный процесс была подведена мощная воспитательная база.

4. Дидактические и воспитательные системы в школе

В школе существуют дидактическая и воспитательная системы. Они могут существовать и развиваться параллельно, автономно или в некоторой связи. В этом случае уроки идут сами по себе, а послеурочная жизнь детей - сама по себе. Учебная работа идет в одной логике, воспитательная - в другой. Это вовсе не умаляет воспитывающей роли обучения. Она есть. Но воспитание на уроке чаще всего вытекает из учебного материала, из специфики предмета. С этим прекрасно справляются учителя-одиночки, мастера высшего пилотажа. Таким школьная система не нужна и вообще никто не нужен. У них воспитание на уроке подчинено дидактическим законам: источником является учитель, носитель определенной суммы знаний, имеющих и воспитательную ценность. Методические приемы в этом случае чисто дидактические - рассказ, эвристическая беседа, эффектная деталь, эмоциональное заражение от собственной личности, использование воспитательной ситуации. Реализация “воспитательного заряда” урока проходит под контролем и руководством учителя. Учитель, таким образом осуществляющий воспитательную функцию урока, результатами ее, как правило, не интересуется, ибо занят выполнением учебной программы, фиксацией знаний, умений и навыков.

Включение урока в воспитательную систему многое меняет. Во-первых, учебный процесс подчиняется общим целям и задачам системы. Целью урока становится не знания сами по себе, а человек, личность ученика, определенным образом воспитанная средствами учебной деятельности. Во-вторых, в учебном процессе возникает «педагогика отношений», адекватная всей воспитательной системе.

Значит, меняется роль ученика на уроке: он становится активным субъектом познавательного процесса. В-третьих, на урок приходит жизнь ученика, которая до сих пор была отгорожена дверью класса. Происходит обогащение содержания, методики и системы отношений урока за счет собственно воспитательной работы. И, наконец, учитель, преподающий любой предмет не зависимо от уровня своего профессионального мастерства, становится носителем и исполнителем единой педагогической концепции. Воспитание на уроке становится делом каждого учителя.

Главным недостатком, учебной работы многих школ является отстраненность личности ученика от получаемых им знаний.

Современный школьник знает много и о многом, но меньше всего - о самом себе. Это и происходит потому, что знания существуют в отрыве от личности. Если бы воспитанники научились с помощью наук и человеческого опыта познавать и совершенствовать себя - вот это была бы истинная радость познания! Но такое одними дидактическими методами не достигнешь, необходимо включать механизмы системного воспитания. Личность школьника, пробужденная и раскрепощенная для познания и творчества воспитательной системой, переносит свое активное состояние и на учебную деятельность. Этот перенос идет от простого к сложному - от элементарного интереса к осознанию самоценности знаний. В нашей системе наиболее продуктивными оказались такие направления и формы учебно-воспитательной деятельности:

— разработка дидактических игр, создание дидактической игротеки;

— организация познавательных предметных путешествий (в страну Грамматики, в страну Математики и др.);

«аукционы знаний», проводимые на специальных уроках;

проведение научно-познавательных экспедиций, конференций, брифингов;

организация общешкольных познавательных игр;

деятельность классных штабов знаний, работа консультантов и обозревателей;

широкое развитие коллективных, групповых и парных видов работы на уроке и после него;

привлечение ученического предметного актива к разработке наиболее сложных тем учебной программы, уроков по ним;

проведение уроков с привлечением отдельных учащихся в качестве помощников и партнеров учителя;

введение в учебный процесс методов мозговых атак, групповых дискуссий, деловых игр;

разработка новых форм интегративных занятий, зачетов, экзаменов;

организация праздников знаний в форме Читай-города.

Анализируя с педагогами и старшеклассниками сделанное, пришли к важным для себя выводам. Дидактический театр - это такая форма сценического действия, которая позволяет соединить учебный материал с личностью школьника, ибо знания как бы пропускаются через эмоциональную сферу ученика, он переживает свою личную позицию.

Театр удовлетворяет естественную потребность школьников в ролевой игре, в самовыражении. Будучи дидактическим, он не предъявляет тех высоких сценических требований, которые обычно мы видим в драматических коллективах (внешность, голос, выразительность пластики). Кроме того, в дидактическом театре много таких ролей и действий, которые доступны любому ученику. Вместе с тем, в нем есть и привлекательность театра в традиционном смысле: костюмы, декорации, музыкальное и световое оформление. Дидактический театр, с одной стороны, является добавлением и углублением учебной программы; с другой - источником новых знаний. Он дает образное, зрительное представление о том, что дети до сих пор представляли отвлеченно, абстрактно, умозрительно.

Будучи пограничной формой педагогического действия, находясь как бы между дидактической и воспитательной системами, он эффективно соединяет учебную и воспитательную работу в единый процесс.

Как уже было сказано, характерной особенностью многих школьных дел является межвозрастное общение, когда старшие передают свой опыт и знания младшим, вводят их в традиции школьного коллектива. Значит, взаимодействие, сотрудничество возрастов стало чертой школьного быта, привычкой. Караковский решил использовать эту привычку в учебном процессе и попробовать новую форму занятий. Так появился в опыте школы межвозрастной (разновозрастной) урок. Как известно, спиральное построение школьной программы приводит к повторению одних и тех же тем на разном возрастном уровне (особенно по гуманитарным предметам). Такой урок может проводиться одновременно с двумя классами (например 4 и 7). В одном кабинете работают две половины двух разных классов, в другом со вторым учителем - остальные две части классов. В сумме получаются два разновозрастных коллектива, работающих по одному предмету. Работа в этих сводных классах идет группами, составленными из детей двух возрастов. Старшие учащиеся выступают в роли консультантов и руководителей. Такие уроки целесообразны при итоговом повторении или при объяснении материала по большой теме. Они значительно повышают общую активность школьников на уроке, способствуют обмену знаниями, развивают любознательность и творчество.

Итак, на третьем этапе заканчивается формирование системы. Возникшая в сфере досуга, она охватывает все больше и больше участков школьной жизни, постепенно включая в себя весь учебно-воспитательный процесс. Заметно меняется педагогический состав школьного коллектива. Он постоянно работает в творческом режиме, многие учителя естественно приобщаются к науке, в школе появляется новый тип педагога- педагог-исследователь.

5. Начальное образование

Первый класс - это ответственный период жизни ребенка. В этом классе все первое: и сам класс, и учитель, и новое качество маленького человека - ученик, и первая самостоятельность - прочитанная книга, и первый поход, и первый сбор, и много-много всего. От первой встречи с одноклассниками, от первого общения с ними, от отношений, которые складываются в классе, во многом зависит успешность дальнейшей жизни ребенка в школе.

В первом классе учитель стремится познакомить детей, подружить их, вызывает у них доверительные чувства, доброе отношение друг к другу, заинтересовывает совместной деятельностью трудиться в коллективе. Этому помогает новый для детей вид деятельности - ученье, а также вся внеурочная работа, и прежде всего совместные игры.

Дети, приходящие в первый класс, очень разные. Наряду с блестяще подготовленными, эрудированными, начитанными, умеющими интересно излагать свои мысли есть не знающие элементарного: название дней недели, времен года, имен родителей. Отличаются первоклассники и опытом жизни в коллективе сверстников. По этому признаку в классе можно выделить три группы: «домашних» детей, воспитанников одного детского сада, воспитанников разных детских садов.

«Домашние» дети практически не имеют опыта жизни в детском коллективе, поэтому они часто испытывают трудности в общении с одноклассниками, более ранимы и чувствительны, для них характерно чувство тревожности, но, как правило, их общее развитие, а также навыки чтения, математического счета, воображение более развиты.

Воспитанники разных детских садов имеют опыт жизни в коллективе, но, попав в школу, испытывают определенные трудности: нет сверстников, с которыми они дружили, общались, нет опоры на друзей, знакомый коллектив. В первые две недели они чувствуют растерянность, дискомфорт. Это продолжается недолго. Дети довольно быстро находят контакт с одноклассниками.

Воспитанники одного детского сада, имеющие опыт жизни в коллективе сверстников, представляют собой довольно сплоченную группу, хорошо знают друг друга. Для них характерно чувство взаимной защищенности, организованность, они активно общаются со сверстниками и взрослыми.

Лучший способ познакомить детей друг с другом, подружить, объединить в общность - совместная деятельность. Во второе воскресенье сентября мы обычно проводим с первоклассниками поход, так как во время похода удобнее в непринужденной обстановке познакомиться, попробовать различные формы совместной деятельности, посмотреть творческие способности детей. Подготовка к походу дает возможность привлечь родителей к классным делам (дети сами еще мало активны). Они тщательно готовятся к походу, продумывают маршрут, снаряжение, готовят соревнования, конкурсы, игры.

Ребята в такой непринужденной обстановке лучше узнают друг друга, быстрее знакомятся, завязываются дружеские связи, выделяются лидеры.

Родители могут увидеть своего ребенка в общении с одноклассниками, с большим числом взрослых, услышать, как разговаривает, ведет себя ребенок, что говорит, сравнить, отметить и хорошее, и то, что требует корректировки. Поход позволяет им познакомиться с другими родителями класса.

Учителю дает возможность сразу выделить наиболее активных детей и тех, кому будет нужна особая помощь в коллективе, увидеть трудности данного класса, лидеров, группировки, родительский состав, их взаимодействие друг с другом, степень активности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.