Рефераты. Педагогическое мастерство

p align="left">Учитель в становлении и развитии у учащихся интересов к учению, как правило, постоянно руководствуется такими основными положениями:

1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия очень быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

5. Чем чаще проверяется и оценивается работа ученика, тем интереснее ему работать.

6. Яркость, эмоциональность учебного материала воздействует на ученика, на его отношение к предмету (С.М. Бондаренко. Урок - творчество учителя).

Необходимо творчески относиться к выборам методов и приемов. Творческий подход в условиях фронтальной, дифференцированной и индивидуальной работы проявляется по-разному, хотя в основе имеет много общего. Состав и особенности учительской деятельности обусловливают специфику педагога в каждом конкретном случае. И если допускаются одинаковые методы воздействия в работе с классом, группой, личностью, то в воспитании пропадает даже подобие творчества.

Ю.К. Бабанский рекомендует в одних случаях делать акцент на применении методов развития интереса к учению, а в других - на применении методов стимулирования ответственности в учебном труде. Опытные учителя используют занимательные примеры, показывая значение изучаемой темы для задач, применяют познавательные игры, разнообразные способы стимулирования активности в учебе. Но не все учебе является ярким, занимательным. Поэтому учителю надо вырабатывать у учащихся и волю, и настойчивость в преодолении встречающихся трудностей.

Разнообразие форм работы на уроке.

Урок может быть организован в разной форме, чаще всего используют следующие формы: урок - лекция, урок-семинар, урок - конференция, экскурсии, уроки самостоятельной работы, урок - конкурс. Мастерство педагога выражается и в хорошем владении проведения разнообразных форм.

Огромные возможности для активизации мышления учащихся дает урок-лекция. Опыт показывает целесообразность пояснения в начале лекции цели рассмотрения данного конкретного материала. Потом указываются принципы, на основе которых можно получить нужные знания, доказать идею, выбрать путь рациональных действий. Только после этого раскрывается суть рассматриваемого вопроса.

В процессе чтения лекции учителя используют диалог, вопросы, повторения, противоположения и др.

Высокую умственную активность, связанную с «открытием» но-вых знаний и закономерностей учащимися, вызывают уроки-се-минары. Иногда это могут быть бесе-ды или дискуссии, иногда ученики читают доклады с последую-щим обсуждением.

Среди нетрадиционных форм урока являются конкурсные уроки. Их проводят сами учащиеся. Так как урок конкурсный, поэтому каждый стремится подготовиться. Как правило, ученики объединены в группы, они учатся работать в группе, коллективно, сотрудничать, помогать друг другу.

Для развития познавательной деятельности учащихся применяются различные типы обучения. В дидактике выделяют следующие типы обучения: прямое, проблемное.

Прямое обучение предполагает, что педагог ставит перед детьми учебную задачу, дает образец способа выполнения, направляет деятельность учащихся на достижение результата.

Проблемное обучение заключается в том, что учащимся не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений ученик не может. Для этого он должен проанализировать свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом, с педагогом, который направляет поиск в нужное русло. Коллективно - поисковая деятельность - это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Решение проблемной ситуации - итог коллективной работы.

На уроке для активизации познавательной деятельности педагог использует вопросы творческого характера в целях осуществления активизирующего, поискового, проб-лемного обучения.

Вопросы учителя-мастера, как правило, кратки, точны и определенны. Они не только стимулируют пытливость ума, самостоятельность мысли, но и развивают творческие способности учащихся, воспитывают у них организованность и дисциплинированность.

Стала очевидной необходимость в большей мере использовать такие типы вопросов, в которых сталкиваются противоречия, которые требуют установления сходства и различия в изучаемых явлениях, установления причинно-следственных связей, нахождения из всей суммы имеющихся знаний только необходимых в данной ситуации, ориентирования на широкое практическое применение знаний.

Небезразлично также, понятен ли для каждого ученика вопрос, думает ли он над ответом, с которым ему предстоит выступить

Важно иметь в виду и то, что учителя-мастера на своих уроках предоставляют учащимся право на ошибку. В свою очередь сами они стремятся, как можно полнее отвечать на вопросы учащихся. Поверхностность ответов отбивает охоту задавать дальнейшие вопросы. В результате могут исчезнуть позитивная мотивация учебы, интерес к данному предмету вообще.

Организация самостоятельной работы на уроке.

Учителю необходимо систематически учить учащихся самостоятельно приобретать знания. Он руководствуется таким правилом: если в данных условиях тема посильна для учащихся, надо организовать ее самостоятельную обработку, если нет, учитель сам обязан излагать материал.

Многие виды самостоятельной работы на уроках учителя применяют в целях подготовки школьников к усвоению новых знаний Это в первую очередь работы повторительного характера. Среди них--упражнения и задачи на применение ранее усвоенных знаний, выборочное чтение учебника по заданию учителя, графические работы -- составление схем и таблиц, обобщающих ранее усвоенные сведения и факты по определенной программе. Само-стоятельная работа учащихся на уроках и практических занятиях может с успехом применяться и в целях эффективного усвоения новыx знаний. И в первом и во втором случае широкое внедрение в учебный процесс самостоятельной работы учащихся осуществляется под руководством учителя. Опытные учителя, как правило, считают необходимым научить учащихся работать с книгой, технике конспектирования, организации и методике выполнения творческих работ.

Относительно успешнее приобретают педагогическое мастер-ство в организации самостоятельной работы учащихся те учи-теля, которые постоянно наблюдают, изучают и учитывают инди-видуальные особенности учащихся.

Для правильной организации процесса усвоения знаний уча-щимися на уроке педагогу надо умело осуществлять обратную связь. Данные умения учителя приобретаются при наличии наблю-дательности и хорошо развитого воображения, обдуманности каж-дого педагогического шага в общении с учащимися.

Психологи А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева выявили, что у пе-дагогов-мастеров представления о возможных типах учеников-от-личников, «середняков» и отстающих намного богаче, чем у тех, кто формально выполняет свои обязанности. Так, лучшие пре-подаватели смогли дифференцировать типы отстающих в учении школьников в соответствии с установленными причинами неуспе-ваемости: слабость развития познавательной сферы (невниматель-ность, плохая память, несформированность мыслительных опера-ций, пробелы в знаниях и пр.); недостатки эмоционально-волевой сферы (большая заторможенность, излишняя возбудимость, отсут-ствие усидчивости и др.); слабо выражены интегральные личност-ные качества (познавательные интересы, самостоятельность, от-ветственность и т. п.); одновременное сочетание ряда недостатков.

Характерно, что педагоги-мастера, как правило, владеют осо-бым профессиональным воображением. По утверждению А.А. Бодалева, оно проявляется в умении учителя поставить себя на ме-сто класса, войти в роль ученика и решать педагогические зада-чи в соответствии с этой позицией. О таких учителях школьники обычно говорят: «Они все видят, от них не скроешься». Поэтому важнейшим условием эффективного осуществления обратной связи является умение глубоко проникать в психологию воспитанника.

Может возникнуть вопрос: когда лучше осуществлять обратную связь? Некоторые учителя-практики нередко начинают урок не с актуализации прежних знаний, а с введения нового понятия путем создания проблемной ситуации или выдвижения предполо-жений о способе решения ранее поставленной проблемы. Актуализацию знаний, изученных ранее, они используют в ходе доказательства выдвинутой гипотезы. Педагогически оправданным является также проведение в начале урока контрольной работы на применение знаний, изученных на предшествующем уроке.

Идея актуализации подсказывает учителю, с чего начать урок. Иногда целесообразнее начать урок с устного опроса, иногда - с выполнения упражнений или решения задач. Характерно, что начало урока предопределяет выбор и последующих приемов, и способов преподавания. Все зависит от инициативы и творчества самого учителя.

Домашняя самостоятельная работа.

Чтобы домашнее задание выполнялось учащимися, необходима большая подготовительная работа учителя на уроке. Вот почему опытные учителя каждом уроке выделяют как можно больше времени для освоения нового, потому что, чем эффективнее работа во время осмыс-ления знаний, тем меньше времени расходуется на проверку домашнего задания на следующем уроке. Времени на изучение нового материала не хватает потому, что оно уходит на проверку домашнего задания, а проверка домашнего задания требует много времени, так как материал недостаточно хорошо изучен. Поэтому опытные учителя стараются в течение урока планомерно готовить ученика к выполнению домашнего задания. Особое внимание они обращают на ясность, однозначность и понятность при объяснении задания, про-веряют, все ли ученики действительно поняли задание и точно зна-ют, что от них хотят.

Вне всякого сомнения, одной из движущих причин, активизирующих выполнение домашних самостоятельных работ, является регулярная проверка их учителем, в противном случае может сформироваться стереотип бесконтрольности домашних заданий. «Задаешь -- проверяй, не проверяешь -- не задавай» -- таким пра-вилом всегда должен руководствоваться учитель.

4. Анализ педагогической деятельности учителя - новатора И.П.

Волкова

Деятельность И.П. Волкова направлена на создание условий для раскрытия творческих способностей детей, формирование трудовых навыков и умений, воспитания любви и уважения к труду, позволяющих сделать первые шаги в творчестве.

Занятия, проводимые И.П. Волковым, были названы «уроками творчества». В названии «уроки творчества» отражена направленность, «сверхзадача», которую имеет в виду учитель, планируя и организуя уроки. Учить творчеству применительно к этим урокам - это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, сноровки. Эти качества, в свою очередь, стимулируют стремление пробовать свои силы при выполнении задач различной степени сложности: от простых до творческих, искать дело по душе.

В процессе труда выполнении самых различных изделий у школьников вырабатываются такие ценностные личностные качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше ее сделать, и способность доводить дело до конца - качества, без которых невозможно и творчество.

В своих трудах И.П. Волков говорит о том, что творчеству нужно учить и ставит вопрос-что значит «учить творчеству»? По его мнению, дать единое, точное, приемлемое для всех случаев определение творческой деятельности нельзя, «так как проявления человеческой деятельности настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести нельзя».

Также отмечается то, что токование термина «творческая деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным.

Согласно Б.М. Теплову «творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

Школьники не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, но это и не входит в задачи школы. Поэтому - отмечает И.П. Волков - такое определение творческой деятельности для общеобразовательной школы, тем более, для учащихся начальных классов, не может быть принято.

По мнению И.П. Волкова, творчество младшего школьника - это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написания сочинения и т.д.), в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

Обучающая творческая деятельность рассматривается в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой деятельности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремление получать знания, добывать их, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способность видеть главное, общее в различных и различное в сходных состояниях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного развития комплекса качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, игрушка, стихотворение и т.д. Творчество, индивидуальность, художественно проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

В своих работах И.П. Волков подчеркивает необходимость индивидуального подхода, учитывая индивидуальные интересы, способности, склонности. Осуществление индивидуального подхода реализуется через включение в учебный процесс различных видов труда, поощряя творчество. Разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, делаем вывод о том, что именно, для реализации вышеперечисленных задач, направленных на развитие творческих способностей и были разработаны так называемые уроки творчества.

В своих работах, И.П. Волков дает представление не только о значении уроков творчества, но и описывает то, как создавались уроки, проектирование самого урока, исходные принципы, на которые необходимо опираться при построении уроков. И, первое, на что необходимо обратить внимание - постановка цели. Конечная цель была определена как: общее развитие и формирование качеств творческой личности младших школьников. Поставленная цель определила конкретные задачи:

1. Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ, направленных на творческое выполнение.

2. Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды труда, т.е. перенос знаний и навыков.

3. Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных задач, связанных с практической деятельностью.

Исходные принципы.

1. Знания - фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Творчество не игнорирует знания норм. Наоборот, зная правила, мы можем оценить своеобразие, индивидуальность исполнения и целесообразность отступления от правил. К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель уже сообщил и которую необходимо закрепить на практических занятиях. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки.

2. Строгий отбор учебного материала. За определенное время ученик может усвоить определенное, а не безграничное количество информации, поэтому необходимо строго отобрать сведения, нужные для решения конкретной задачи. Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к конечной цели, отодвигает ее достижение на длительное время, снижая эффективность обучения.

3. Многократность повторения по-разному организованного учебного материала. Многократность повторения должна быть, но повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и тоже материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах.

4. Разностороннее развитие ученика. Разностороннее развитие ученика резко повышает эффективность обучения, как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике ученика не встречавшиеся.

5. Формирование устойчивых интересов к учению. С интересом младший дошкольник может делать одну и туже работу не более, чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ.

6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Младший школьник полностью находится по влиянием взрослого. И только под влиянием взрослого, под его руководством ученик сможет создать творческий продукт деятельности.

7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык уже осмыслен.

8. Индивидуальный подход. Все дети отличаются друг от друга интересами, способностями. Их интересы, способности необходимо учитывать при проектировании процесса обучения.

Именно этими принципами и необходимо руководствоваться при организации и проведении уроков творчества.

Организация уроков творчества предполагала также соблюдение ряда требований, которые также отражены в работах И. П. Волкова.

Требования к урокам и их реализация.

1. Применение межпредметных связей.

2. Связь теории и практики.

3. Поэлементное обучение. Большой объем учебного материала, данный одновременно, учениками младших классов или не усваивается совсем, или усваивается частично, поверхностно. В целях лучшего и более быстрого усвоения, вопросы, выделенные для изучения, включаются в работу поочередно.

4. Периодическое многократное повторение по-разному организованного изучаемого материала.

5. Обучение творчеству.

Таким образом, деятельность учителя - новатора И.П. Волкова направлена на развитие творчества младших школьников через организацию трудовой деятельности в форме «уроков творчества». На этих уроках дети не только получают необходимый круг знаний, умений, но и более успешно продвигаются в общем развитии. Это способствует и проявлению творческих способностей. Успеху обучению благоприятствует постоянное поощрение учителем нестандартного, оригинального решения, целесообразного отступления от образца.

Развитию творческих способностей, содействует также стиль проведения самих уроков: творческая, доброжелательная обстановка.

Таким образом, педагог, организуя творческую деятельность детей, может использовать в своей практике опыт, представленный в трудах И.П. Волкова.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие. - М., 2004

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1999

3. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Просвещение, 1989

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987

5. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М. -1990

6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Школа, 1997

7. Основы педагогического мастерства. / под ред. Зязюна И.И. - М.: Просвещение, 1989

8. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.,1998

9. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981

10. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1980

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.