1) ibid., § 81-82: „Добродетели и пороки", - говорит Локк, - „нельзя никакими словами уяснить пониманию детей в такой степени, как это сделають поступки других людеи, если вы будете направлять как должно детское наблюдение и указывать им на ту или другую хорошую или дурную сторону в поведении "тех лицъ".
2) ibid., § 67.
3) ibid., § 70.
1) „Мысли о воспитании", § 140.
2) ibid., § 94.
Руководство этими правилами создает самую приятную и привлекательную обходительность. Последней противоположны - грубость, высокомерие, насмешливость, злословие страсть к спорам, страсть противоречить, а так же и излишняя церемонность 1). Локк признает за благовоспитанностью важное значение. Именно она шлифует и придает блеск хорошим качествам, делая их приятными для общества и привлекая всех к их обладателю. Без благовоспитанности самыя отличныя качества прини-мают дурной вид: в дурно воспитанном человеке храбрость принимает форму грубости, ученость - становится педантством. остроумие - шутовством, простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью. Все равно как бриллианты не имеют вида и не производят очарования, когда не отшлифованы и не оправлены 2). Благовоспитанности, конечно, меныие всего учатся правилами и пред-писаниями. Здесь главное дело общество и примеры. „Имейте с вашим сыном какия угодно ревностныя беседы насчет вежли-вости, но в каком обществе он вращается, таково будет и его обхождение" 3).
1) ibid., § 143-144.
2) ibid., § 93.
3) § 145. Также § 93: „Этому искусству не научаются в книгах. Ничем не приобретается оно, кроме пребывания в хорошем обществе, в соединении с наблюдением над людьми".
4) ibid., § 147.
Так, о рисовании Локк говорит: „Сколько зданий увидит человек, сколько машин и костюмов встретит, представление о которых может быть легко сохранено и сообщено другим, благодаря некоторому уменью рисовать.
Но за то, в практических интересах, Локк считает необходимым прибавить к предметам обучения, даже для джентльмена, изучение ремесла и целый ряд практических занятий для рекреаций. Хорошо изученное ремесло само по себе стоит того, чтобы им обладать. При том, упражнения в ремеслах „не только увеличивают нашу ловкость и уменье, но и полезны для нашего здоровья, особенно если ими заниматься на воздухе" 4). Локк высоко ценит занятия практическими работами (садоводством и, вообще, сельскими работами, а также работами по дереву, жести, железу и серебру) и в качестве целесообразнаго отдыха от умственных, неподвижных занятий. „Отдохновение не есть бездействие, но облегчение утомившейся части переменой занятия". Именно такого, делового отдыха и должен желать молодой чело-век, чуждый соблазнов праздности. Великие примеры древности представляют для Локка лучшее доказательство, как можно прекрасно совмещать ручной труд с государственными делами и занятиями, без всякаго ущерба для собственного достоинства. Гедеон у евреев взят был от молотилки; Цинциннат у римлян - от плуга; Кир занимался садоводством; Катон Старший, с большой славой исполнявший все важнейшие должности республики", - прекрасно был знаком с сельским хозяйством 1).
1) § 171. Локк ИИриводит здесь соображения, относящияся не только к латинским сочинениям, но и вообще к письмсиным разсуждениям. Ребенку дають написать разсуждение на какую-нибудь латинскую поговорку, напр. „Любовь все побеждаетъ", „Ошибаться на воине два раза не дозволяется". И вот бедный мальчик, не имеющии никакого знакомства с вещами, о которых ему приходится говорить, знакомства, приобретаемого временем и наблюдением, должен нодвергать пытке всю свою изобретатёльность, чтобы сказать что-нибудь, когда он не знает Ничего, ведь, это нечто в роде египетской тирании - заставлять делать кирпичи тех, у кого для этого нет еще никакого материала".
2) § 174 „Весьма редко видно", - остроумно замечает Локк о занятиях поэ-зией,-чтобы кто-нибудь открывал золотые или серебряныс рудники на Парнасе. Там приятный воздух, но безплодная почва. Занятие поэзией и игра, обыкновенно, идуг рядом, сходны между собой и в том, что оне редко приносят какую-либо пользу кому-нибудь, кроме тех, у кого нет средств жить чемъ-либо другимъ".
3) § 188 „Редко или никогда мне нс приходилось видеть, чтобы кто-ни-будь приобретал искусство хорошо разсуждать или красиво говорить с помощыо правил, которыя имеют претензию научить этому".
4) § 201-202.
В этой высокой оценке занятий полезными, практическими работами Локк усиливает мысли о том Т. Мора, Рабле и Монтэня, и является предшественником Песталоцци, у котораго практическия занятия и навыки лежат в основе воспитания.
1) § 205-206.
2) Этимь, вероятно, и объясняется, что Локк дает лишь отличия и, так сказать, попутные замечания о дидактических принципах, как общеизвестных.
3) ibid., § 149.
4) Можно сделать, напр., многоугольник и на грани нлклеить буквы: выкидая буквл (как в костях выкидывают цифры), ребенок изучит их шутя.
И в другом отношении Локк предвосхищает указания новой психологии, - когда особо отмечает безполезность заучиваний одного рода для улучшения запоминаний вообще: „заучивание наизусть латинских страниц так же мало делает память пригодною для удерживания чего-либо другого, как вырезка какой-нибудь сентенции на свинце доставляет ему возможность твердо сохранять все остальные, выгравированные на нем знаки. Если бы такой род упражнения памяти мог сообщать ей силу и совершенствовать наши способности, то у актеров память была бы лучше, чем у всяких других людей" 1).
1) Ibid., § 176.
2) § 216.
3) § 100 - 102.
Поэтому-то принимаясь за воспитание, надо соображать, в какую именно сторону направлять природный строй души ребенка. „Поэтому тот, кто смотрит за детьми, должен хорошо изучать их натуру и способности и частым испытанием узнавать, какое направление усваивается ими без труда и что соответствует их внутренним свойствам, - должен наблюдать, в чем заключаются их природныя качества, какими средствами можно улучшать эти последние и что именно сообразно с ними. Ибо во многих случаях все, что мы можем сделать, или к чему нам должно стремиться, это - извлекать наибольшую пользу из данного природой, предотвращать пороки и недостатки, к которым та или другая натура наиболее склонна, и наделять ее всеми теми преимуществами, к восприниманию которых она способна. Прирожденные задатки каждаго должно развивать сколько возможно; но стараться привить к нему другие - работа безплодная, и все налепленное таким, сбразом будет даже в лучшем случае лежать неловко и все носить на себе непривлекательную печать принуждения" 1). Здесь Локк вплотную подходит к тому, что полстолетием позднее Руссо сделает краеугольным камнем своей педагогической системы.
На этом мы и кончим изложение педагогической системы Локка. В заключение укажем на значение Локка в педагогии 18 века.
1) § 66.
2) Из них развилась характерная для 18-го века популярная сенсуалистическая (Sensualia-ощущения) психология. Раз содержание души начинается от ощущений, то все оно, во всем разнообразии его явлений (воспоминания, внимания,. сравнения, мышления, чувства и желания) не представляет ли собой преобразованных ощущений? По этой мысли, нет в душе самобытных деятельностей: воспоминания, внимания, желания и т.д. Душа имеет только одну первоначальную способность, - ощущать, а все другия развиваются из этой. Представителем сенсуалисгической психологии является французский философ Кондильяк (1715-1780 г), о котором Руссо отзывается с большим почтением и в „Эмиле", и в „Исповедя". По Кондильяку, живое, сильное ощущение, такое, что вся душа бывает „в немъ", становится явлением или процессом внимания; когда ощущение, в процессе внимания, задерживается в душе, оно становится процессом воспоминаиия (задержанное, прошлое ощущение) и т.д. Фалькенберг, „История новой философии". Спб.1894 г. стр. 220.
Отчасти в нем же коренится то педагогическое самомнение эпохи Просвещения, по которому воспитание может сделать все подбором впечатлений, обстановкой создать из детей („чистых таблицъ") новую породу людей. Не без влияния на педагогию эпохи Просвещения остались и этические взгляды Локка и последующих за ним сенсуалистов. Что наша деятельность движется чувством удовольствия и недовольства, что человек стремится к счастию, как основной, последней цели жизни, что основным нашим стремлением является стремление к наивысшему счастью и что с ним, в сущности, совпадает и самое стремление к добродетели, - эти мысли Локка, отражаясь в этике 18-го века 1), несомненно, сообщали особый, эвдемонистический колорит и педагогике. Руссо в „Эмиле" требует от воспитания особаго внимания к непосредственному, ощущаемому счастью ребенка, на всех ступенях его развития. В системе воспитания филантропи-стов на это также обращено серьезное внимание. По филантропической идее, воспитание должно воспитывать детей к общественной счастливой жизни приятными, счастливыми путями. И как у Локка стремление к добродетели совпадает со стремлением к наибольшему счастью, так у филантропистов с воспитанием к счастливой жизни совпадает воспитание к добродетели. Помимо психологических и этических идей, в педагогии 18-го века отразились и собственно педагогические взгляды Локка, взгляды на физическое воспитание, на важность в начальном возрасте дисциплины, на первенство нравственнаго воспитания пред умственным, добродетели пред знанием и т.д. При том, педагогические взгляды Локка имели самое широкое распространение: Мы их встречаем не только в педагогических системах Франции (у Роллена, Руссо и др.), Германии (у филантропистов), но и пробуждавшейся в образовательном отношении России (в педагогических взглядах Бецкаго и Екатерины II-ой).
Переходим теперь к оригинальнейшему мыслителю-мечтателю, французскому философу Жанъ-Жаку Руссо, автору удивительнаго педагогическаго трактата-полуромана - „Эмиль или о воспитании".
1) Отсюда развилась не менее характерная, чем сенсуалистическая психслогия, сенсуалистическая этика 18-го века, с ее попытками самую добродетель объяснять из себялюбивых интересов и чувств. Грубым представителем этои этикн является французский философ, примыкающий к Кондильяку-Гельвеций (1715-1771 г). По его идеям, себялюбие составляет единственное побудительное основание наших действий. Самая добродетель ссть только замаскированное своекорыстие: добродетелен тот, кто умеет своекорыстие согласовать с общим интересом.
Страницы: 1, 2, 3, 4