Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая для самостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».
Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.
Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе [12;376].
Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» [14;23].
Глава 2 Планирование системы уроков внеклассного чтения в средних классах
2.1 Основные требования к урокам внеклассного чтения
При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:
- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;
- тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);
- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);
- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);
- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).
Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации [12;35].
Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социологии и психологии чтения. Какие тенденции в чтении современных школьников отмечены в этой публикации? Как результаты научных исследований могут быть использованы в практике работы учителя-словесника?
2. Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения, рекомендательными указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки с аналогичными списками, предлагавшимися словесниками конца XIX -- начала XX в. (В.П. Острогорским, Ц.П. Балталоном, Ю.Н. Верещагиным, Н.В. Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов.
3. Подготовьте вариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения.
Задачи уроков внеклассного чтения 7-9 классы
Воспитание общечеловеческих нравственных и духовных ценностей. На этом этапе необходимо выполнение таких заданий, которые тренируют ребят в составлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе, художнике [12;38].
Требования к урокам внеклассного чтения
1. Список литературы для внеклассного чтения должен быть дан учащимся в сентябре, обсужден с ребятами, исправлен, дополнен по их желанию.
2. В классе все учащиеся класса должны быть распределены по группам. Важен психологический комфорт в группе, т.к. основная работа делается во внеурочное время.
3. Уроки внеклассного чтения должны быть праздником, которого ждут с нетерпением. Чаще выходить из учебного кабинета для проведения уроков внеклассного чтения (библиотека, актовый зал и т.д.)
4. За две недели до урока внеклассного чтения должны быть даны задания. Это домашнее задание для групп, проблемные вопросы и т.д.
5. Чаще проводите игры. Так как эта форма урока помогает раскрыться каждому ученику и развивает их творческие способности.
6. Уроки-игры, семинары, конференции, концерты проводить в параллельных классах. Это заставляет тщательнее готовиться, сплачивает класс.
7. На уроке-игре никогда не должно быть просто зрителей. Обязательны задания для зрителей.
8. Учитель должен делиться с учащимися открытиями, которые он сделал, читая данный текст.
9. Сотворчество, содружество. Учащиеся - это творцы урока [12;40].
2.2 Система уроков внеклассного чтения в 7-8 классах
Возможности уроков внеклассного чтения чрезвычайно велики. Они готовят учащихся к самостоятельному, сознательному чтению, развивают интеллект и творческие способности.
Каждому учителю важно разработать единую систему классных и внеклассных занятий на основе проблемно-тематического принципа.
Уроки внеклассного чтения в 5-9 классах можно провести по темам:
I. Устное народное творчество и мифы Древней Греции. (7-8 кл.)
II. Дети и взрослые. Тема детства в творчестве писателей XIX - XX в.(7-8кл.)
III. Боль за все живое. Тема милосердия в русской литературе. (7-8 кл.)
IV. Зарубежная литература XIX-XX в. (7-8кл.)
7 класс
Примерный срок проведения
Предшествующий
программный материал
Урок внеклассного чтения
Сентябрь
1ч.
Устное народное творчество. Былины.
Пословицы и поговорки
Урок-игра по устному народному творчеству.
(см. приложение)
Октябрь
Древнерусская литература “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.
· Повесть о Шемякином суде.
(читать без сокращений)
Игра (см. приложение)
“Тарас Бульба”.
Н. В. Гоголь. Сопоставительный анализ повестей “Тарас Бульба” и “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
Урок-исследование.
Сатира и гротеск в сказке “Дикий помещик”.
Март
2ч
“Детство”.
План : (см. приложение)
2ч.
Л. Андреева “Ангелочек”, “Петька на даче”, “Гостинец”, “Алеша- дурачок.”
“Легенда о Данко”.
“Нет сказки причудливее, чем сама жизнь”.
“Кусака”.
Устное народное творчество. Лирические и исторические песни.
Обрядовые песни.
Житийный жанр в древнерусской литературе. “Житие Сергия Радонежского”.
“Житие Серафима Саровского”.
Лит. в школе.2000г. №2
А. С. Пушкин
“Капитанская дочка”.
А. С. Пушкин “Пиковая дама”.
Урок-исследование
Что роднит Германа с Наполеоном и Мефистофелем?
Октябрь-ноябрь
М. Ю. Лермонтов
“Мцыри”.
“Демон” М. Ю. Лермонтова и
“Демон” Врубеля.
Ноябрь
Н. В. Гоголь
“Ревизор”.
Гибель души человеческой.
Урок-анализ по повести
Н. В. Гоголя “Портрет”.
Декабрь
И. С. Тургенев
“Ася”.
“Первая любовь”.
1ч
“Парадокс”.
“Слепой музыкант”.
“Ма-аленькая”.
Работа в группах:
1 гр. биографы
2 гр. словесники
3 гр. социологи
4 гр. аналитики
А. Грин.
“Зеленая лампа”.
Рассказ А. Грина
“Вокруг света”.
Лит. в школе 1995 г. №6
Апрель
А. Т. Твардовский
Поэма “Василий Теркин”.
Урок-рекомендация
(читательская конференция)
Книги о Великой Отечественной войне.
Май
А де Сент-Экзюпери
“Маленький Принц”.
Проба на человечность.
Урок по рассказам Д. Лондона
“Белое безмолвие”.
“Любовь к жизни”.
“Там, где расходятся пути”.
Лит. в школе. №3 2001г.
Страницы: 1, 2, 3, 4