Рефераты. Планирование уроков внеклассного чтения в средних классах

p align="left">Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая для самостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.

Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе [12;376].

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» [14;23].

Глава 2 Планирование системы уроков внеклассного чтения в средних классах

2.1 Основные требования к урокам внеклассного чтения

При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:

- разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

- тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);

- сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

- чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

- систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации [12;35].

Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социологии и психологии чтения. Какие тенденции в чтении современных школьников отмечены в этой публикации? Как результаты научных исследований могут быть использованы в практике работы учителя-словесника?

2. Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения, рекомендательными указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки с аналогичными списками, предлагавшимися словесниками конца XIX -- начала XX в. (В.П. Острогорским, Ц.П. Балталоном, Ю.Н. Верещагиным, Н.В. Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов.

3. Подготовьте вариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения.

Задачи уроков внеклассного чтения 7-9 классы

Воспитание общечеловеческих нравственных и духовных ценностей. На этом этапе необходимо выполнение таких заданий, которые тренируют ребят в составлении связных высказываний различного характера: подготовка доклада, написание статей в газету, участие в дискуссии, умение отобрать материал и построить рассказ о писателе, художнике [12;38].

Требования к урокам внеклассного чтения

1. Список литературы для внеклассного чтения должен быть дан учащимся в сентябре, обсужден с ребятами, исправлен, дополнен по их желанию.

2. В классе все учащиеся класса должны быть распределены по группам. Важен психологический комфорт в группе, т.к. основная работа делается во внеурочное время.

3. Уроки внеклассного чтения должны быть праздником, которого ждут с нетерпением. Чаще выходить из учебного кабинета для проведения уроков внеклассного чтения (библиотека, актовый зал и т.д.)

4. За две недели до урока внеклассного чтения должны быть даны задания. Это домашнее задание для групп, проблемные вопросы и т.д.

5. Чаще проводите игры. Так как эта форма урока помогает раскрыться каждому ученику и развивает их творческие способности.

6. Уроки-игры, семинары, конференции, концерты проводить в параллельных классах. Это заставляет тщательнее готовиться, сплачивает класс.

7. На уроке-игре никогда не должно быть просто зрителей. Обязательны задания для зрителей.

8. Учитель должен делиться с учащимися открытиями, которые он сделал, читая данный текст.

9. Сотворчество, содружество. Учащиеся - это творцы урока [12;40].

2.2 Система уроков внеклассного чтения в 7-8 классах

Возможности уроков внеклассного чтения чрезвычайно велики. Они готовят учащихся к самостоятельному, сознательному чтению, развивают интеллект и творческие способности.

Каждому учителю важно разработать единую систему классных и внеклассных занятий на основе проблемно-тематического принципа.

Уроки внеклассного чтения в 5-9 классах можно провести по темам:

I. Устное народное творчество и мифы Древней Греции. (7-8 кл.)

II. Дети и взрослые. Тема детства в творчестве писателей XIX - XX в.(7-8кл.)

III. Боль за все живое. Тема милосердия в русской литературе. (7-8 кл.)

IV. Зарубежная литература XIX-XX в. (7-8кл.)

7 класс

Примерный срок проведения

Предшествующий

программный материал

Урок внеклассного чтения

Сентябрь

1ч.

Устное народное творчество. Былины.

Пословицы и поговорки

Урок-игра по устному народному творчеству.

(см. приложение)

Октябрь

1ч.

Древнерусская литература “Повесть о Петре и Февронии Муромских”.

Урок-рекомендация

· Моление Даниилы Заточника.

· Повесть о Шемякином суде.

Ноябрь

2ч.

Русские писатели XIX в.

А. С. Пушкин

“Полтава”.

“Медный всадник”.

“Борис Годунов”.

(читать без сокращений)

Урок-исследование по произведениям А. С. Пушкина

“Медный всадник”

“Борис Годунов”

“Полтава”

Игра (см. приложение)

Январь

1ч.

Н. В. Гоголь

“Тарас Бульба”.

Н. В. Гоголь. Сопоставительный анализ повестей “Тарас Бульба” и “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.

Февраль

1ч.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Урок-исследование.

Сатира и гротеск в сказке “Дикий помещик”.

Март

Л. Н. Толстой

“Детство”.

“Счастливая, невозвратимая пора детства…”

Научная конференция по теме “Детство в творчестве писателей XIX и XX в. ”

План : (см. приложение)

Март-апрель

2ч.

М. Горький

“Детство”.

“Но вырастет он - если богу угодно, а сгибнуть ничто не мешает ему.”

Урок - анализ по рассказам

Л. Андреева “Ангелочек”, “Петька на даче”, “Гостинец”, “Алеша- дурачок.”

Апрель

1ч.

М. Горький

“Легенда о Данко”.

А. Грин “Алые паруса”.

“Нет сказки причудливее, чем сама жизнь”.

Апрель-май

1ч.

Л. Андреев

“Кусака”.

“Добро мертво без боли, выстраданное дороже и крепче”.

Урок-анализ по произведениям Петра Краснова “Шатохи” из сб. “По причине души”. и Троепольского “Белый Бим, Черное Ухо”.

8 класс

Сентябрь

1ч.

Устное народное творчество. Лирические и исторические песни.

Урок - концерт.

Обрядовые песни.

Сентябрь

1ч.

Житийный жанр в древнерусской литературе. “Житие Сергия Радонежского”.

“Всю сей данную тебе пшеницу. Сей на благо земле…”

Урок-лекция

“Житие Серафима Саровского”.

Лит. в школе.2000г. №2

Октябрь

1ч.

А. С. Пушкин

“Капитанская дочка”.

А. С. Пушкин “Пиковая дама”.

Урок-исследование

Что роднит Германа с Наполеоном и Мефистофелем?

Октябрь-ноябрь

1ч.

М. Ю. Лермонтов

“Мцыри”.

“Демон” М. Ю. Лермонтова и

“Демон” Врубеля.

Ноябрь

1ч.

Н. В. Гоголь

“Ревизор”.

Гибель души человеческой.

Урок-анализ по повести

Н. В. Гоголя “Портрет”.

Декабрь

1ч.

И. С. Тургенев

“Ася”.

И. С. Тургенев

“Первая любовь”.

Январь

В. Г. Короленко

“Парадокс”.

В. Г. Короленко

“Слепой музыкант”.

Февраль

1ч.

М. Горький

“Ма-аленькая”.

М. Горький. Повесть ”В людях”.

Урок-исследование.

Работа в группах:

1 гр. биографы

2 гр. словесники

3 гр. социологи

4 гр. аналитики

Март

1ч.

А. Грин.

“Зеленая лампа”.

Рассказ А. Грина

“Вокруг света”.

Лит. в школе 1995 г. №6

Апрель

2ч.

А. Т. Твардовский

Поэма “Василий Теркин”.

Урок-рекомендация

(читательская конференция)

Книги о Великой Отечественной войне.

Май

А де Сент-Экзюпери

“Маленький Принц”.

Проба на человечность.

Урок по рассказам Д. Лондона

“Белое безмолвие”.

“Любовь к жизни”.

“Там, где расходятся пути”.

Лит. в школе. №3 2001г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.