Рефераты. Подготовка преподавателя к учебному занятию

p align="left">При выполнении этой работы, данная форма обучения позволяет:

¦ студент осознает личную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую оценку,

¦ организация выполнения задания позволяет студенту проявить индивидуальные качества, повысить себя как профессионала в глазах своих сокурсников и преподавателя,

¦ более подробно и тщательно изучить структуру учебной темы, осмыслить и выработать навык работы с объектом темы,

¦ повысить личную заинтересованность у студента в выполнении каждого вида работ, поскольку в качестве самостоятельной работы ему необходимо сдать на проверку отчет о выполненной работе (по форме тетради-отчета).

При выполнении работы по теме «Система питания двигателя внутреннего сгорания» используется две организационной формы: индивидуальная и бригадная. Бригада (2 человека) - выполняет более сложную и трудоемкую работу, например изучение топливного насоса высокого давления, это занимает около 80% учебного времени, и затем настройку данного агрегата, что позволит занять бригаду на полную пару. Студенты, участвующие в бригаде по ходу занятия меняются обязанностями. Студент, работающий по индивидуальной форме, в данной теме работает с мелкими частями системы: форсунками, секциями, автоматической муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором. Большое количество единиц темы объясняется их малой трудоемкостью. Критерий выставления оценок будет выглядеть так:

№ п/п

Оцениваемые навыки

Методы оценки

Граничные критерии оценки

Отлично

Неудовлетворительно

1

Отношение к работе

Наблюдение руководителя, просмотр материалов.

Все материалы и объекты представлены в указанный срок, не требуют дополнительного времени на завершение.

В отведенное для работы время не уложился.

2

Умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач.

Наблюдение руководителя. Просмотр материалов.

Без дополнительных пояснений (указаний) использует навыки и умения, полученные при изучении дисциплин «Детали машин», «Гидравлика», «Гидро- и пневмопривод»

Не способен использовать знания из одного раздела при выполнении задач разделов смежных дисциплин.

3

Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной и общей лексикой

Собеседование.

Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме. Чётко видит цель.

Показывает незнание предмета при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Чётко выраженная неуверенность в ответах и действиях.

Таким образом, описанная выше структура занятия позволяет полностью задействовать всех студентов группы, обеспечить 100% занятость и хорошую усваиваемость предложенных тем.

Перед проведением данного занятия, для более качественного и углубленного изучения предлагается провести факультативное занятие по технике безопасности при выполнении слесарных и наладочных работ, а также провести показ учебного фильма по вышеперечисленным темам. Это позволит предварительно визуально ознакомить студентов с объектами их работы и повысит информативность лекционного материала.

План урока при данной структуре занятия будет выглядеть так:

Пример:

П Л А Н У Р О К А

Дисциплина: «Автомобили» (Раздел 1 «Устройство автомобиля»)

Практическое занятие №5

Группа 2АМ-05Б дата: 13.02.09г.

Тема урока: " Системы двигателя"

Вопросы:

1. Системы двигателя;

2. Взаимодействие и привод систем двигателя;

3. Детали и агрегаты, обеспечивающие работу систем;

4. Зависимость работоспособности систем от основных механизмов двигателя;

Цели урока:

1. Образовательные:

- закрепление и усвоение знаний по принципу работы и устройству всех систем двигателя.

2. Воспитательные:

- привитие навыков сознательной дисциплины;

- бережного отношения к учебному оборудованию и макетам;

- собранности и внимательности во время работы;

3. Развивающие:

- Развитие технического мышления и речи;

- Развитие наблюдательности и внимания, воображения;

- Развитие способности анализировать полученную информацию.

Наглядные пособия: учебные макеты, плакаты, наглядные пособия, инструменты и приспособления.

Тип урока - практическое занятие.

Ход урока:

1. Организационный момент

- проверка присутствующих - 2 мин.

- сообщение темы и хода урока - 3 мин.

- Сообщение основных правил по технике безопасности и производственной санитарии при выполнении данного вида работ на каждом рабочем месте - 5 мин.

2. Мотивация учебной деятельности

? сообщение целей занятия и взаимосвязь тем, устный опрос с комментарием к ответам с целью подготовки студентов к предстоящей работе - 8-10 мин.

Вопросы:

1) Назвать основные механизмы и системы ДВС.

2) Описать процесс работы 4-хтактного бензинового двигателя.

3) Назвать способы охлаждения и смазки ДВС.

4) Основные принципиальные различия между карбюраторным и дизельным двигателем.

3. Выполнение работы по плану урока - 60 мин

- Отслеживание правильного технологического выполнения операций.

- Выдача заданий студентам, работающим по индивидуальной форме.

- Корректировка выполнения работ по необходимости.

5. Подведение итогов занятия, объявление оценок, ответ преподавателя на вопросы студентов - 5-2 мин

6. Домашнее задание: объяснение правильности заполнения тетради-отчета, анализ проведенной работы - 5-2 мин

Литература: Михайловский Е.В. Устройство автомобиля, стр. 22-45

Заключение

Подготовка преподавателя к учебному занятию охватывает огромное количество элементов педагогического мастерства. Это сложный процесс, требующий от педагога огромного количества знаний и умений, хороших личностных и профессиональных качеств, умения удерживать внимание студентов, и анализировать ситуации. Педагог в процессе проведения занятий учится общаться с аудиторией, а студенты учатся воспринимать знания. Это обоюдовыгодный процесс, обе стороны которого в период общения постоянно самосовершенствуются.

Для наиболее продуктивного и сознательного диалога, в процессе обучения, преподаватель должен использовать опыт накопленный поколениями, и оптимизировать его для применения при проведении конкретного занятия. Формы и методы обучения - это база, от которых необходимо отталкиваться при проектировании своего занятия. Правильный выбор формы обучения - это залог успешного проведения занятия. Выбор и обоснование применения определенной формы обучения зависит от темы занятия, его сложности, опыта преподавателя, и способностей учащихся. Этот выбор повлияет как на знания студентов, так и на эффективность всего обучения в целом.

Деятельность преподавателя в среднем специальном учебном заведении - это особенная ниша педагогического мастерства: возраст учащихся, и специфика специальностей здесь играют не последнюю роль. При проектировании занятий всегда следует учитывать этот момент. Самый оптимальный способ - это подача материала в игровой форме. Это позволяет максимально заинтересовать студентов и развить в них способности к адекватному восприятию информации, анализу своей и посторонней деятельности и формированию их личности. Так же необходимо развивать чувство профессионализма, так как эти учебные заведения - это первый шаг в самостоятельной жизни учащихся. Эта та ступень их образования, которая формирует в студентах характер, дает им цели и ориентировки в жизни, закладывает основы их будущего профессионализма и желания достигать поставленных целей.

В ПТК НИИ эта цель так же преследуется очень интенсивно. При планировании занятия необходимо учитывать потребности студента как личности. Давать ему житейский опыт, развивать стремления к знаниям, к самосовершенствованию, учить не останавливаться на достигнутом, лояльно относиться к людям, с которыми работаешь, работать в коллективе, и умело управлять теми, кто он него зависит.

Подготовка к проведению занятий учитывает много аспектов: необходимо учесть темы, которые студент уже изучил, реализовать межпредметные связи, строить новые темы на базе уже имеющихся знаний студента, учесть все особенности восприятия студентом новых знаний, уметь реализовать все основные педагогические и дидактические цели и задачи, учесть социологическую составляющую процесса обучения и многое другое. На базе анализа этих аспектов конструируется одно занятие. Затем другое, третье…

Каждый из методов обучения отличается сочетанием деятельности преподавателя и учащихся, а также способами их деятельности. Это не классификация методов, а их номенклатура, выступающая как систематизация всего многообразия приемов обучения применяемых в ССУЗ.

Список литературы

Основная литература

Харламов И.Ф. Педагогика. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. - 560 с.

Анализ и классификация педагогических технологий в СССР и зарубежных странах / Авт.: С.Т. Игнатьев, В.А. Мелехин.- Л., 1991.

Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. - СПб, 1999.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1997.

Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия// Сов. педагогика. - 1991.- № 9.

Железнякова О.М. Проблемное обучение: технологический аспект: Учебно-методическое пособие. - Ульяновск, 1996.

Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.

Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учеб. пособие для студ. вузов. - М., 1999.

Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001.

Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. - М., 1994.

Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001.

Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие. - М., 2007.

Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др; Под ред. С.А.Смирнова. - М., 2007.

Петухов М.А. Научные основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам / Под науч. ред. А.П. Беляевой. - СПб, Ульяновск, 2000.

Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А.П. Беляева, С.Я. Баев, Н.Ф. Золотухина и др. - СПб, 1995.

Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М., 1999.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М., 2001.

Дополнительная литература

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 1977.

Баев С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах. - СПб, 1997.

Батышев С.Я. Задачи системы профессионально-технического образования в условиях перехода к рыночной экономике // Ассоциация «Профессиональное образование». - М., 1993.

Белкин А.С. и др. Терминологический словарь по основам педагогической технологии. - Шадринск, 1996.

Беляева А.П. Теоретические и методические основы профессионально-педагогической технологии // Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. - СПБ, 1995. - С. 95-175.

Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. - М., 1989.

Бондаревская Е.В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. - 1999. - №5. - С. 41-52.

Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика. - 1993.- № 5.

Бухвалов В.А. Методики и технологии образования. - Рига, 1994.

Бухвалов В.А. Технология работы учителя-мастера. - Рига, 1995.

Волков И.П. Учим творчеству. - М., 1982.

Вялых В.А. Философское измерение образовательной системы (концептуальный, технологический, дидактический уровни).- Оренбург, 1995.

Габручевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры - к профессиональному творчеству. - Минск, 1989.

Гирева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60-80-х г.г. ХХ в.// Педагогика. - 1995. № 5.

Гитман Е.К. Проектирование содержания специальных дисциплин // Специалист. - 1997. - №12. - С. 29-32.

Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. - М., 1992.

Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения// Педагогика. - 1995.- № 1.

Ерецкий И.И. Совершенствование обучения в техникуме. - М., 1989.

Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие. - М., 2007.

Зубарева Н.С. Педагогическая технология: путь в дидактику и практику обучения// Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Межвуз. сб. науч. тр. Вып 3. В 2-х ч. Ч. 1.- М., 1994.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике// Педагогика. - 1994.- № 5.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. (Анализ зарубежного опыта).- М., 1989.

Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие. - М., 2007.

Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. - Самара; СПб., 1997.

Методика подготовки и чтения лекции Коробов Ю.// Финансовая газета 1, 2, 3 январь, 2000

Методическая служба профессионального образования в новых социально-педагогических условиях. - М., 1993.

Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие / Е.С.Полат, М.В.Моисеева и др. - М., 2007.

Педагогическое консультирование: Учеб. пособие / М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко и др. - М., 2007.

Семушина Л.Г., Ненашева Л.А., Ломакина Т.Ю. Опыт разработки словаря терминов среднего специального образования. - М., 1992. - Вып.2.

Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. - Волгоград, 1994.

Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М., 1995.

Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие / Под ред. Т.С.Паниной. - М., 2007.

Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. - М., 1989.

Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технологии обучения в высшей школе. - М., 1996.

Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.

Горячев Б.В. Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе. - М., 1994.

Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. - М.; Тюмень, 1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.