Рефераты. Поликультурное воспитание и его сущность

p align="left">Ближнее зарубежье (страны СНГ, Прибалтика). В странах ближнего зарубежья острейшей проблемой является дискриминация русскоязычного населения (в том числе и в сфере образования), в результате чего с конца 1980-х гг. многие русскоязычные (по неофициальным данным, до 8 млн человек) вынуждены были эмигрировать в Россию.

В законодательстве стран ближнего зарубежья определены разные подходы к этому вопросу. В части стран СНГ (Азербайджан, Армения, Туркменистан, Узбекистан) провозглашено (хотя и анонимно) свободное использование и развитие языков других народов. В остальных странах СНГ конституции прямо гарантируют право обучения на русском языке. Так, Конституция Украины гарантирует свободное развитие, использование и защиту русского и других языков национальных меньшинств.

В странах СНГ на официальном уровне нет явной культурной дискриминации русскоязычного населения. Здесь сохраняются государственные русскоязычные школы. Так, в Грузии в 2006/2007 учебном году насчитывалось 214 таких школ, в том числе в 87 преподавание велось лишь на русском языке. Тем не менее обучение в государственных школах на русском языке на Украине, в Казахстане и других странах СНГ сворачивается. [27, стр.151]

Неконструктивную позицию в отношении культурно-образовательных прав русскоязычного населения и других национальных меньшинств занимают власти Балтии. Впрочем, в этой позиции имеются определенные различия. Так, официальная педагогика Литвы, признавая правомерность поликультурного воспитания, рассматривает его как путь интеграции в литовскую культуру.

Власти Латвии даже формально отказываются от поликультурного воспитания. Они проводят в отношении национальных меньшинств жесткую, фактически дискриминационную культурно-образовательную политику. В Латвии, где русскоязычные меньшинства составляют около 40% населения, по сути, в отношении них планомерно осуществляется стратегия культурного ущемления и в лучшем случае ассимиляции. Русские, еврейские, цыганские, эстонские и другие малые национальные общины, стремясь сохранить свои языки и культуру, создают частные учебные заведения. Вместе с тем они отнюдь не настроены конфронтационно, сознавая необходимость интеграции с латвийскими культурой и языком.

В целом государственная политика Латвии, Эстонии, Литвы имеет целью вытеснить из общения русский язык и языки других национальных меньшинств. В этих государствах свободное использование и развитие языков национальных меньшинств резко ограничены. Например, русский и польский языки (языки особо крупных национальных меньшинств) не названы субъектами права в законах о языках.

Главным рычагом вытеснения языков и культуры национальных меньшинств является система образования. Так, в Латвии официальной доктриной определено, что обучение в средней школе должно осуществляться на государственном, латышском языке. На так называемый национальный блок (родной язык, литература, история территории) в средних школах отведено 25% учебного времени, 75% должно занимать преподавание общеобразовательных предметов на латышском языке. В неполной средней школе предусмотрен постепенный переход от языка семьи на латышский язык с использованием билингвального обучения. Главная задача Министерства образования Латвии состоит в выработке нормативной базы, которая позволит перейти с обучения на русском языке на обучение на латышском языке. Еще жестче ставится эта задача в Законе Латвии об образовании: с 2004 г. вести обучение в средней школе только на латышском языке. [21, стр.122]

Заключение

Изучение мирового школьно-педагогического опыта служит формированию открытого педагогического мышления, при котором осваиваются наиболее целесообразные и перспективные идеи и взгляды на проблемы воспитания. При всей специфичности воспитание в отдельных странах отражает актуальные и глобальные педагогические подходы, что позволяет приобщать школьников к тем ценностям воспитания и образования, которые лежат вне корпоративных, узких социальных и национальных интересов. Развитие воспитания в современном мире -- многосторонний процесс, масштабы и результаты которого весьма значительны. Произошли решительные изменения, вызванные меняющимися потребностями человеческой цивилизации, необходимостью перевести на педагогический язык эти новые потребности. Важнейшей тенденцией можно считать прогресс школьного воспитания и образования, которые остаются опорой духовности, очагом приобретения национальных и общечеловеческих культурных ценностей. Школа заметно меняет свой облик, который приближается к уровню современных социальных, политических, педагогических требований. Резюмируя развитие воспитания в современном мире, выделим в нем те тенденции, которые вызывают особые надежды:

- линия на демократизацию воспитания;

- диверсификация и дифференциация воспитания;

- гуманистическая направленность воспитания;

- использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся;

- модернизация учебно-воспитательного процесса;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- педагогизация новейших технических средств;

- интеграция школьного и внешкольного воспитания и образования;

Прогресс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики. При этом диалектически отмирает устарелое и нарождается новое, воспитание наполняется иным содержанием.

Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные    дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

Поликультурное воспитание - демократический педагогический ответ многокультурных  и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

В условиях экономической  и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.

Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.

Список использованных источников

1. Байярд Р. и Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток: Пер. с англ. -- М., 2001.

2. Богданова О. С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников. -- М., 2008.

3. Бондаревская Е. В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике. -- М., 2001.

4. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. - 2004. - № 1.

5. Воскресенская Н. М. Образование и многообразие культур // Педагогика. -- 2007. -- № 2. -- С. 105--107.

6. Гусев В.В. Системные основания образовательной технологии. - М, 2005

7. Гусинский Э.Н. Образование личности. - ML, 2004

8. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М, 2006

9. Джуринский А. Н. Чему и как учат школьников в Японии. -- М., 2007.

10. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. -- М., 1999.

11. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. - М., 1999

12. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерретация. - М., 2001

13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Р-н-Д, 2007

14. Иванова Н., Мнацаканян И. В поликультурном мире // Высшее образование в России. - 2003. - № 1.

15. Каган В.И., Сычеников И.А. Основы оптимизации обучения в высшей школе. - М., 2007

16. Кан-Калик В.А. , Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 2000.

17. Караковский В. А. Воспитательная система школы. -- М., 2004.

18. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 2007.

19. Коротяев Б.И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. - М., 2006

20. Корсунов В. И., Балицкая И. В. Актуальные вопросы образования в США. -- Ю.-Сахалинск, 2000.

21. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. - Ростов н\Д, 2005

22. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - № 6.

23. Кузьмин М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому. Изменение человека. -- М., 2007.

24. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. - Л., 2005. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мышление учителя. - М., 2000

25. Лацис О. Страна победившего патриотизма // Новые известия. -- 2001. -- 12 мая.

26. Макаев В.В., Малькова  З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. - 2008. - № 4.

27. Макаев В. В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование -- актуальная проблема современной школы // Педагогика. -- 2007. -- № 4. -- С. 3--10.

28. Мураяма С. Дети и школа в обществе изобилия: Пер. с япон. -- М.,2006.

29. Нерознак В. П. Лингвоэтатизм в странах СНГ и Балтии // Известия Академии педагогических и социальных наук. -- М., 2001. -- С. 21--25.

30. Симонов В.П. Диагностика личности профессионального мастерства преподавателя. - М., 2005

31. Скок Г.Б. Аттестация преподавателей: подготовка и проведение. - Новосибирск, 2003.

32. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. - М., 2005

33. Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования / Под ред. А.А. Вербицкого, М.Н. Костиковой. - М., 2006

34. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России // Мagister. -- 2007. -- № 3. -- С. 79--81.

35. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. - 2008. - № 2.

36. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М., 2004

37. Талызина Н.Ф., Буткин Г.А. Педагогическая психология. - М., 12008

38. Тарроу Н. Язык, межкультурализм и права человека // Перспективы. -- 2003. -- № 4. -- С. 107--132.

39. Терещенко М. Равняйсь! Не хочу... // Век. -- 2007. -- № 23.

40. Тубельской А. Н. Беседы с директором «Школы самоопределения» // Учительская газета. -- 2005. -- № 22--

41. Френе С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. -- М., 2000.

42. Шахнина И. 3. Гуманитаризация высшей школы США. -- Казань, 2003.

43. Ямбург Е. А. Школа для всех: адаптивная модель. -- М., 2006.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.