2
Понятие о воспитании, обучении, образовании. Цель и средства образования.
Содержание
Принципы воспитания
Методы воспитания
1. Обязательность. Принципы воспитания - не совет, не рекомендация. Они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Нарушение принципов не просто снижает эффективность воспитательного процесса, но и подрывает его основы. Воспитатель нарушивший требования отстраняется от этого процесса, а за грубое и умышленное нарушение может быть привлечен к судебному преследованию.
1. Метод формирования познания (убеждения) - рассказ, объяснение, лекция, беседа, доклад, внушение, дискуссия.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающие их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса.
2. Метод организации и деятельности, формирование опыта поведения. Упражнения, приучение, педагогические и общественные требования, поручения.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, тех, что требуют реализации в первую очередь и тех, осуществление которых можно отложить на завтра.
3. Методическое стимулирование (мотивация) - соревнования, поощрения, наказание.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему современной отечественной системы воспитания, руководствуясь следующими принципами:
общественная направленность воспитания;
связь воспитания с жизнью, трудом;
гуманизация воспитания.
1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
4. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979.
5. Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М., 1985.