Рефераты. Понятие социальной педагогики

анняя юность (15 - 17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы; навязчивый бред дисморфофобии; потеря перспективы; непонимание окружающими, одиночество; травля сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления; расхождение противоречие между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.

Юношеский возраст (18 - 23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование. Молодость (23 - 33 года): алкоголизм, наркомания, проституция; изнасилование; одиночество; отсутствие жилья семейные неурядицы, развод; конфликты на работе, профессиональная нереализованность; безработица; потеря смысла жизни, проблема смены видов деятельности; вовлечение в противоправную деятельность.

Зрелый возраст (34 - 50 лет): пьянство, алкоголизм, одиночество, безработица, потеря жизненных перспектив; болезни; материальные трудности; смерть близких; семейные неурядицы, развод, уход детей из семьи.

Пожилой возраст (50 - 60 лет): алкоголизм; одиночество; болезни, нищета, заброшенность; суицид; выход на пенсию, потеря жизненных перспектив; смерть сверстников и близких.

Старческий возраст (60 - 70 лет) и далее: нищета, заброшенность, болезни, суицид. [5, с.125-187]

Степень устойчивости и мера гибкости человека, уровень его рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации, личностные особенности - склонность человека брать ответственность на себя за все происходящие с ним события (интернальность), либо перекладывать ее на других людей и внешние обстоятельства (экстернальность) - все это влияет на степень подверженности человека неблагоприятным условиям социализации. Например, человек неустойчивый, со слабо развитой рефлексией, экстернальной направленности легко может стать жертвой внушения и вовлечения в криминальную структуру или приобщиться к наркотикам. И наоборот, люди, прошедшие ужас войны (ветераны вьетнамской войны), но сумевшие адаптироваться затем к мирной жизни и не страдающие синдромом посттравматических стрессовых нарушений, как правило, были интерналами.

Субъективное восприятие себя жертвой во многом определяется личностными особенностями. Индивидуальные особенности, а также нормы и отношение ближайшего окружения могут приводить к тому, что вполне благополучный в обыденном смысле человек, тем не менее, считает себя неудачником, относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Это может привести к тому, что его поведение и отношения с окружающими определятся подобным самоотношением, что усложнит его жизнь, а затем может привести и к психическим и социальным отклонениям, т.е. превратить в реальную жертву.

Социальные работники и социальные педагоги по роду своей деятельности призваны оказывать необходимую социальную, психологическую и педагогическую помощь, поддержку, коррекцию указанным разнообразным типам "жертв", а для этого в рамках социальной педагогики анализируется:

Когда и каким образом общество и государство приступают к созданию специальных условий для существования людей, отнесенных к тому или иному типу жертв, каков характер этих условий (преференциальный, репрессивный), какие тенденции свойственны этому процессу;

Обстоятельства и виды опасностей, столкновение с которыми на различных возрастных этапах развития человека в конкретном обществе грозит ему стать жертвой неблагоприятных условий социализации;

Существующие в обществе типы жертв и их количество, характер зависимости типов и количества жертв от тех или иных социокультурных особенностей и социальной практики;

Социальные установки и стереотипы различных этнических, религиозных, социокультурных и половозрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв, отношение к ним и поведение, реализуемое во взаимодействии с ними;

Пути разработки методов диагностики виктимности человека, его предрасположенности стать потенциальной жертвой того или иного типа; методов диагностики виктимогенности групп и микросоциума;

Существующие в разных странах системы, содержания, формы и методы профилактики виктимности, реабилитации, адаптации, воспитания тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации;

В реальные задачи по профилактике коррекции виктимогенных факторов социализации, по работе с конкретными типами жертв неблагоприятных условий социализации;

Содержание, формы и методы профилактики, минимизации, коррекции, компенсации по отношению к различным типам жертв неблагоприятных условий социализации в зависимости от их пола, возраста, социокультурной принадлежности с учетом этнокультурной, региональной, поселенческой среды их обитания. [9, с.23 - 46]

Для реализации гуманистической функции социальной педагогики исследование любых проблем, связанных с развитием людей - жертв неблагоприятных условий социализации, необходимо, поскольку оно позволяет: гуманизировать социальное воспитание; определить реальные и оптимальные на конкретном этапе развития общества и государства задачи и средства помощи различным категориям социально незащищенных людей; обосновать рекомендации по совершенствованию законодательства, социальной политики и практики по отношению к тем или иным типам жертв неблагоприятных условий социализации.

Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач: во-первых, исследуя развитие людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений; во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик; в-третьих, выявляя типы виктимных людей различного возраста, сенситивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям, вырабатывает социальные и психолого-педагогическае рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертвы социализации.

Выводы по первой главе

Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей.

Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов. Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охватить социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.

Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа.

Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей задачей дать научную картину социально-педагогической действительности всем тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в качестве педагогов, социальных работников, организаторов и руководителей.

Социально-педагогическая виктимология разрабатывает принципы, цели, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Социально-педагогическая виктимология разрабатывает принципы, цели, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

Социальные работники и социальные педагоги по роду своей деятельности призваны оказывать необходимую социальную, психологическую и педагогическую помощь, поддержку, коррекцию указанным разнообразным типам "жертв".

Глава 2. Социальная работа в структуре социальных наук

2.1 Сущность социальной работы как науки

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология и др. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий. [7, с.96-110]

В наше время развитие теории социальной работы идет в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. Теория социальной работы имеет все структурные признаки, позволяющие судить о ее сформированности как науки: она имеет специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную.

Характеристика, специфика теории социальной работы как целостной научной системы знаний во многом зависит от состава, природы и содержания, образующих систему компонентов, т.е. от структуры, которая ограничивает пространственное проявление свойств отдельных компонентов системы. Порождая особые интегративные свойства новой целостности, необходимые для реализации ее функций. Системный подход как методологический принцип предполагает не только рассмотрение, анализ существующих систем, но и их создание или конструирование, синтез для определенных, выдвинутых жизнью целей. Эта двойственность системного подхода отражает реальное положение дел и тесную связь анализа и синтеза как методов познания. Наглядным примером в этом отношении служит конструирование системы социальной защиты и обслуживания населения в Российской Федерации как важнейшего направления социальной политики государства в условиях перехода на новый экономический базис. Система социального обслуживания населения с ее разветвленной структурой учреждений, служб, центров и органов управления является, с одной стороны, продуктом организационной деятельности людей, коллективов, образующих эту систему, а с другой - составляет то самое структурное пространство, поле деятельности, в рамках которого осуществляется социальная работа, происходит ее совершенствование и развитие. В процессе организационной работы идет оптимизация состава, структуры, интеграция и модификация всех элементов в единую систему.

Предмет исследования социальной работы как науки - социальные отношения и взаимосвязи разных уровней людей с их биосоциальной природой, разнообразными материальными, духовными и социальными потребностями и интересами, обладающими разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, различающиеся психологией и степенью активности участия в социальных процессах. Именно то обстоятельство, что человек является основным компонентом социальной работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное содержание теории социальной работы как науки, которая обуславливается не только отношениями людей друг к другу, но и отношениями людей к знаниям, взаимосвязям различных областей и технологий социальной работы. [2, с.135-158]

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.