Рефераты. Понятия библиотечно-информационной среды

Понятия библиотечно-информационной среды

28

Оглавление

  • 1. Введение
    • 2. Общие понятия Библиотечно-информационной среды
    • 3. Роль среды в формировании ребёнка-читателя
    • 4. Изучение читателя-ребенка в библиотеке
    • 5. Взгляды педагогов, теоретические основы формирования читателя
    • Заключение
    • Список литературы
1. Введение

Современный человек с детства погружен в информационную среду, он живет среди телевидения, видео, книг, журналов, компьютерных игр и т.п. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей (чтение соответствующей литературы).

Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха, и после ухода на пенсию человек часто становится еще более активным потребителем информации (телесериалы, книги, газеты).

Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.

Впервые в российской науке проблемы информационной среды стали разрабатываться Ю.А. Шрейдером в 70-х годах XX в. (71).

Информационная среда сегодня меняется быстрее, чем все остальное. Несмотря на это библиотека была, есть и будет информационным социальным институтом, обеспечивающим право доступа пользователей к информации, влияющим на формирование нравственных идеалов, ценностей.

Читая книгу, не только узнаешь, как жить, но и получаешь от этого удовольствие. А библиотека - огромный мир знаний. Здесь заложено само сердце книги". Возможно, эта девочка до конца еще не понимает, какой важный смысл она вложила в эти слова. Ибо, по выводам социологов и психологов, именно чтение формирует образованную, социально ценную личность, именно чтение формирует интеллект.

2. Общие понятия Библиотечно-информационной среды

Понятие библиотечной среды не является общепризнанным, официально утвержденным стандартизованным термином.

Однако существует авторская трактовка термина: известный библиотековед М.Я. Дворкина предложила под библиотечной средой понимать совокупность определенных составляющих внутренней среды библиотеки - информационную, материальную, эмоционально-психологическую, культурную, экологическую. "Библиотечная среда есть всё окружение работника и пользователя в библиотеке".

Цель: формирование познавательной и информационной культуры учащихся помощью новых информационно-коммуникационных технологий.

Учащиеся - это главная целевая группа пользователей школьной библиотеки. Учащиеся пользуются библиотекой для самых разных целей. Они ощущают ее как открытую, свободную среду, где они работают над всевозможными заданиями как индивидуально, так и в группах. Роль библиотеки заключается в том, чтобы консультировать и обучать учащихся этим видам работы и создавать в библиотеке такую обстановку, которая обеспечивает ученику необходимую поддержку. Обычно работа школьников в библиотеке заключается в следующем:

* выполнение традиционных домашних заданий;

* работа над проектами, презентациями;

* поиск нужной информации и её правильное использование;

* просветительская деятельность (организация выставок, проведение интеллектуальных, познавательных игр, библиотечных уроков, консультирование);

* информационная деятельность (подбор материалов, необходимых для работы ученику, учителю, родителям);

* организация конкурсов проведение библиотечных мероприятий с использованием ИКТ;

* сотрудничество с детскими библиотеками города;

Как видим, структура внутренней библиотечной среды представлена достаточно конкретно, чего нельзя сказать о внешней библиотечной среде. М.Я. Дворкина выделила внешнюю среду (макросреду) библиотеки. Возникает вопрос: каковы границы этой внешней макросреды? Можно ли считать внешней библиотечной средой конкретного библиотечного учреждения всю культурно-социальную среду общества? Видимо, нет, но это требует отдельного изучения и подтверждения.

В этой статье рассматривается только внутренняя библиотечная среда. Итак, согласно определению М.Я. Дворкиной, содержание этого понятия охватывает библиотеку в целом. Однако оно неоднородно - наряду с прочими в нем есть культурная составляющая. Уточняя понятие этой составляющей, предлагаю назвать ее культурной средой библиотеки и попытаюсь определить ее содержание.

Учитывая сущностный смысл термина культура как сферы творчества, мира созданных человеком материальных и духовных ценностей, ценностного отношения человека к окружающему миру, на мой взгляд, под культурной средой библиотеки следует понимать особый гуманистический стиль и интеллигентный характер взаимоотношений библиотекарей и пользователей, духовно-нравственную, творческую атмосферу и культурные (комфортные) условия общения.

Для аргументации этого определения сошлюсь на мнение М.Я. Дворкиной - "характер общения отражает степень культуры, духовности библиотечной среды", а также на предложенную А.В. Соколовым формулу интеллигентности, включающую образованность, креативность, гуманизм, альтруизм, толерантность, служение культуре, которой должен соответствовать библиотекарь как субъект культуры.

Возможно, подобное представление о культурной среде выглядит идеалистичным и не каждая библиотека ему полностью соответствует. Однако речь идет о формировании именно такой среды библиотеки, которая способна притягивать людей, предлагать им то, что они, безусловно, оценят.

Среда библиотеки, кроме плоскости межличностных контактов, будет проявлять себя и в традиционных формах, идентифицируемых как культурно-досуговые, - музыкальных вечерах, кинопросмотрах, художественных выставках и т.п., а также через предметное пространство (комфортный, функциональный интерьер).

Таким образом, культурная среда - это сочетание определенных объективных и субъективных элементов, ядро библиотечной среды, являющееся показателем степени развития материальной, эмоционально-психологической и других ее составляющих.

Исходя из сложившегося в библиотековедении представления о библиотечной среде соотношение всех рассмотренных понятий можно представить графически (рис). Подчеркну, что предлагаемую схему не следует считать исчерпывающей и бесспорной, она отражает попытку дальнейшего развития идеи библиотечной среды.

В настоящее время создана и совершенствуется информационно-образовательная среда детской библиотеки для различных категорий наших читателей. С внедрением новых информационных технологий, комплексной информатизации информационное пространство библиотеки значительно расширилось, изменились алгоритмы поиска образовательной информации, информационное поведение читателей, их личностные интересы.

Перед учащимися и учителями с помощью современных технических средств и телекоммуникаций открывается в библиотеке огромный мир информации. Сегодня педагог имеет возможность самостоятельно искать ее через информационные банки данных различных научных, образовательных и информационных центров, обсуждать свои проблемы как со сверстниками, так и учеными из разных стран, обмениваться опытом, наблюдениями, осуществлять различные проекты и т.д., самостоятельно находить интересующую его литературу и методики, делать выводы и принимать решения.

В связи с этим решение проблемы информационного обеспечения системы образования, накопление и распространение педагогической информации самого различного назначения, создание единого информационного пространства стало для нашей библиотеки насущной необходимостью. Попробуем смоделировать информационное поведение читателей различных категорий в образовательном пространстве нашей библиотечной системы.

Потребность в образовательных ресурсах начинает возникать уже в дошкольном возрасте. Дошкольник, естественно, вместе с заинтересованным родителем имеет возможность обратиться в отделы обслуживания.

Наибольшую потребность в образовательной информации испытывает самая многочисленная категория наших читателей - школьники средней и старшей школы. Это, прежде всего, дополнительная информация по предметам школьного цикла, реже - информация по проблемам самообразования и досуга. Очень часто в детскую библиотеку обращаются педагоги-практики, работники административно-управленческого аппарата учебных заведений. Сфера их образовательных интересов - профессиональная деятельность, инновационные поиски в области образования и воспитания детей, вопросы самообразования и повышения квалификации.

Традиционно в получении образовательной информации заинтересованы родители, воспитатели и библиотекари - это категория руководителей детского чтения в терминологии детских библиотек.

Во всех отделах библиотеки применяются новые информационные технологии, позволяющие обслуживать читателей на современном уровне, предоставлять образовательную информацию и услуги в соответствии с Уставом и планом работы библиотеки.

Не случайно во всех этих схемах на первом месте стоит школьная библиотека. Именно в эти подразделения централизованной системы, находящиеся в микрорайонах города, обращаются читатели с самого раннего возраста, именно они в первую очередь обеспечивают образовательные потребности школьников и руководителей детского чтения.

В соответствии с проектом “Подключение к Интернет организаций образования, культуры и здравоохранения" во многих школьных библиотеках уже установлены компьютеры, в скором времени школьные филиалы будут подключены к сети Интернет. А пока электронные ресурсы центральной библиотеки дублируются в школьных филиалах.

В игровой комнате - сектор абонемента 1-4 классов - дошкольник может познакомиться с электронными энциклопедиями и обучающими и развивающими программами для младшего возраста. На абонементе 1-4 классов дошкольник и его родитель, младшие школьники могут познакомиться с электронными рекомендательными списками и каталогами, а также другими библиотеками.

Ребята имеют возможность подобрать себе книги из электронного каталога и оставить свои отзывы о понравившихся книгах, которые пополнят этот каталог с помощью сотрудников библиотеки.

Читальный зал предоставляет читателям всех категорий - от дошкольников до взрослых читателей, электронные каталоги и картотеки, доступ в Интернет, копировальные услуги. Читатели имеют возможность получить комплексную образовательную информацию: в традиционной форме и воспользоваться мультимедийными справочниками и образовательными программами, получить информацию из Интернет-страниц.

Отдел педагогической информации - основной отдел, предоставляющий образовательную информацию для взрослых читателей. В отделе педагогической руководитель детского чтения: родитель, педагог, администратор может не только познакомиться со специализированной литературой, но и получить информацию, подобранную специалистом отдела с использованием электронных каталогов и картотек нашей библиотеки, сети Интернет, ксерокопировать необходимый объем информации.

Медиацентр - отдел некнижных материалов, основное направление комплектования которого - аудиовизуальные и электронные носители образовательного, культурно-просветительского характера. Медиацентр имеет три пользовательских компьютера, которые предоставляются читателям для работы с электронными справочными изданиями и обучающими программами на CD-rom (около 200 единиц). Проводятся занятия и консультации по обучению новым информационным технологиям для младших школьников вместе с родителями.

Интернет-класс на 9 рабочих мест - сектор отдела автоматизации, прежде всего, предоставляет свободный доступ к сети Интернет, проводит занятия и консультации по программе "Информационные технологии", "Информационная культура школьника", просветительские мероприятия, методическую учебу для библиотекарей. Организует участие в сетевых проектах и конкурсах, выставляет информацию об их проведении на сайте библиотеки, предоставляет сведения о конкурсах в отдел педагогической информации. Интернет-класс предоставляет всем пользователям возможности дистанционного образования.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.