Рефераты. Поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования школьников

еперь рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания - конфликтная ситуация. Не правильно сводить причины всех возникающих в процессе воспитания конфликтов к ошибкам педагогов. Практика свидетельствует о том, что противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей и подростков, между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут становиться источником конфликтов не только в коллективе, находящемся на начальной стадии своего развития, но и в развитом, вполне сформировавшемся коллективе, обладающем сильным общественным мнением и социально значимыми традициями. Напортив, ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношении с детьми следует считать псевдоконфликтной, не отражающей позитивной логики использования наказания. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

1. Наказание действенно только тогда, когда ученик понимает, за что его наказывают, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения - наказан, значит прощен.

2. Наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, производит обычно весьма положительное действие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка.

3.Сила наказания усиливается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Ученик острее переживет чувство вины, если его поступок осудил не только педагог, но и ближайшие товарищи и друзья. И, в конечном счете, оказывает более значимое положительное действие и помогает разрешить конфликт. Однако при этом необходимо учитывать взаимоотношения внутри коллектива, его степень развития и сплоченности, потому что на некоторых учащихся может не оказать ожидаемого эффекта наказание посредством коллектива.

4. Не рекомендуется применять групповые наказания. В хорошо организованных коллективных за проступок всего коллектива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос настолько деликатный, что требует очень тщательного разбора и анализа всей ситуации.

5.Если наказание принято, то нарушитель должен быть наказан, то есть если учитель опоздал с наказанием, то он не должен наказывать. То есть здесь действует принцип: "опоздал с наказанием - не наказывай".

6. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника, применять физические наказания и наказания, унижающие достоинства личности. Необходимо наказывать не по личной неприязни, а по педагогической необходимости. При этом формула "проступок - наказание" должна соблюдаться неукоснительно.

7. При решении вопроса, что наказывать, и каким образом наказывать рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых - выработать определенные положительные качества.

8. Основа для применения метода наказания конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-либо общих и тем более конкретных рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным - от самого легкого до самого сурового.

9. Наказание - сильно действующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому нельзя торопиться наказать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

10. Нельзя допускать превращение наказания в орудие мести. Нужно воспитывать убеждение, что воспитанника наказывают для его пользы. Не нужно становиться на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

11. Индивидуализация. Личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то видит лишь проступок, но не человека совершившего. Нужно объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает, так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они занимают.

12. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а так же понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Поэтому наказания применяются редко и только в комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, важной специфической особенностью поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в частности такие формы косвенного требования, как одобрение и осуждение.

Одобрение, осуждение и другие формы требования, включающие в себя элемент этической оценки поведения воспитанника, используются педагогами буквально на каждом шагу, повседневно. Поощрение же и наказание используются лишь в определенных сложных ситуациях, характеризующихся необходимостью внесения известных изменений в права и обязанности воспитанников в коллективе, в их взаимоотношения. В значительной части реальных, жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качеств.

Так же, необходимо сказать, что этическое содержание поощрений и наказаний в воспитании детей лежит не в самих мерах воздействия, точнее, не в них главным образом, а в тех отношениях, которые возникают в процессе их применения в конкретных условиях воспитания. Какой-то раз и навсегда данной этики наказания и поощрения нет. Однако отсюда совсем, не следует, что все средства хороши и все дозволено педагогу, если он руководствуется благой целью.

2.2 Педагогический такт

Как показывает опыт, именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, а также позволяет педагогу выбрать правильный в данной ситуации метод стимулирования и воздействия, дабы повернуть ситуацию в необходимом направлении.

Педагогический такт в буквальном смысле слова означает "прикосновение". Это нравственная категория, помогающая регулировать взаимоотношения людей. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к каждому педагогу, который общается с еще несформировавшейся, а только развивающейся личностью. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное поведение требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях (а ситуации поощрения и наказания, как правило, являются сложными), сохранилось уважение к каждому человеку. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что означает не только свойства личности педагога (уважение, любовь к воспитанникам, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть это воспитывающее, действенное средство влияния на школьников. Педагогический такт - это нравственное поведение педагога, которое включает предвидение всех объективных последствий поступка, предвидение его субъективного восприятия, выражение высокой гуманности, чуткости, заботы об учащихся, наилучшее средство установления с ним доброжелательных отношений в любых ситуациях.

Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися. Дозировка влияния особенно проявляется в использовании воспитательных средств: поощрения и наказания. Как лекарственные средства в медицине требуют четкой дозировки и режима приема, так и слово преподавателя, его методы должны применяться оптимально, ненавязчиво, деликатно. Чрезмерность может привески к обратной реакции. Уважая учащихся, педагог должен уметь показать свое уважение к ним. Проявление уважения формирует у учащихся чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания. Уважение, душевная теплота не исключает необходимости воздействия, а предполагают его.

Педагогический такт регулирует педагогический процесс нравственной стороны. Его специфика как формы нравственного отношения заключается, прежде всего, в особой нравственной ответственности учителя, в его профессиональной обязанности - быть ведущим участником педагогического процесса. Направлять и организовывать его, активно создавать и поддерживать условия, необходимые для учебно-воспитательного процесса, регулируя возникающие при этом возможные противоречия таким образом, чтобы педагогическое воздействие не осложнялось, не затруднялось, не прерывалось, а наоборот, чтобы оно сохраняло доброжелательные, человеческие отношения. Чуткость и тактичность особенно необходимы по отношению к слабым, больным, раздражительным учащимся, пережившим душевную травму, а также к тем, кто искренне заблуждается в оценке своих поступков и слов.

Поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены, например, для предотвращения конфликтов. Анализ конфликтов педагогов с воспитанниками показывает, что одна из причин их - бестактность педагога, которая проявляется в грубых замечаниях относительно внешнего вида, ума способностей учеников. Некоторые учителя считают нормальными такие замечания: "Чего ты ерзаешь, вроде под тобой грозди?" и тому подобное. Учитель вспоминает в классе, где и с кем видел ученика или студентку на улице, как они были одеты. С этого нередко начинается конфликт.

Как отмечалось выше наказание, справедливо налагаемое любимым авторитетным учителем, производит обычно весьма положительное действие на ребенка. Однако то же наказание при всех внешних признаках справедливости, если оно исходит от учителя, к которому дети относятся с некоторой неприязнью, способно привести к конфликту, к резкому ухудшению взаимоотношений в коллективе, к эмоциональному срыву у наказываемого ребенка. А какого учителя учащиеся любят и считают авторитетным, конечно того, кто умеет выслушать внимательно, уважительно, с участием. Кто может во время ответа поддержать улыбкой, взглядом, мимикой, кивком. А не тот, кто равнодушен, а так же стремится показать свое превосходство, что также может выражаться в виде комментариев с иронией и сарказмом.

Бестактность, элементарное неумение вести себя нравственно в конкретных ситуациях - явление нередкое и объясняется не только неэтичностью педагога и его невниманием к проблемам педагогической морали. Ведь практически воплощение морально-этических норм связано не с простым следованием традициям и образцам, а с нравтсвенно-педагогическим творчеством, требующим всякий раз самостоятельного решения, даже риска, быстрого анализа поступка, ситуации, обстоятельств. Эти умения приобретаются с возрастом и опытом.

Заключение

"
Стимулировать" в современном понимании значит "подталкивать, побуждать человека к чему-либо". Так уж человек устроен, что без постоянных напоминаний и поддакиваний, собственных или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не может сдвинуться с места, недостаточно активно трудится, живет по инерции.

Было время, когда нерадивое отношение к делу расценивалось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство - принуждение. Со временем, пришло понимание разнообразия воздействий на человека, побуждать которого к активной деятельности примитивными воздействиями становилось все труднее. В настоящее время, свободная и независимая личность требует иного подхода.

Известно, что при наличии побуждающего стимула действия человека становятся гораздо более энергичными и последовательными, чем при отсутствии такового. В современной педагогике под методами стимулирования деятельности и поведения понимаются методы воздействия на мотивационную сферу личности, целью которых является побуждение школьников к деятельности, на достижение определенных результатов, а также на улучшение своего поведения.

Задачами методов стимулирования является: 1) закрепление положительных форм поведения; 2) предупреждение и пресечение негативных поступков и проявлений; 3) формирование положительной мотивации поведения. Действенная стимуляция порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, от него на первый взгляд, трудно ожидать, стимуляция побуждает учащегося "выкладываться".

Поощрение и наказание как методы стимулирования деятельности школьников являются не только, наиболее известными среди древних методов стимулирования деятельности, но и часто применяемыми и в настоящее время.

Поощрение - это положительная оценка действий воспитанника, которая закрепляет положительные навыки и привычки. Этот метод основан на побуждении положительных эмоций, которые вселяют в него уверенность, создают приятный настрой и повышают ответственность и работоспособность.

Наказание-это метод педагогического воздействия, который направлен на торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины, стыда и раскаяния.

Выделяют следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.

2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Назначение данной классификации - помочь при анализе разнообразных реальных жизненных ситуаций. Она позволяет педагогам в каждом конкретном случае выбирать такие виды и формы поощрения и наказания, их сочетания, которые наилучшим образом стимулируют и корректируют деятельность школьников.

В курсовой работе было сосредоточенно внимание на наиболее основных видах и формах поощрения и наказания, которые наиболее часто используются в качестве методов стимулирования деятельности школьников.

Основными формами поощрения являются: одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.

Основные формы наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав или же наложение дополнительных обязанностей, исключение из школы или перевод в другой класс.

Обычно в практике обучения воспитания детей виды и формы поощрения и наказания не выступают в "чистом виде", а определенным образом сочетаются в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Так как методы поощрения и наказания требуют соблюдение определенных условий, тщательного анализа ситуации и известной осторожности, определяющих эффективность этих методов, то существует определенная технология применения поощрений и наказаний. Технология поощрения:

· тщательная дозировка и осторожность,

· сравнение ребенка только с самим собой,

· учет мотива действия,

· использование внешних достоинств в целях проявления внутренних,

· использование метода естественных последствий, то есть обязательное поощрение при очевидности положительного поступка с положительной мотивацией и общественной поддержкой.

Технология наказания: слабые меры,

· не наказывать большие группы учащихся,

· редкое применение,

· запрет физических наказаний и наказаний, унижающих достоинство личности,

· наказывать на фоне положительной оцени личности,

· не напоминать о наказании ("наказан - значит, прощен"),

· опоздал с наказанием - не наказывай.

Следует сказать, что для принятия правильного решения в ситуациях поощрения и наказания важным условием для учителя является наличие педагогического такта. Быть тактичным - нравственное требование к каждому человеку, особенно к каждому педагогу, который общается с еще несформировавшейся, а только развивающейся личностью. Именно наличие педагогического такта позволяет педагогу строить общение на положительных эмоциях, а также помогает педагогу выбрать правильный в данной ситуации метод стимулирования и воздействия, дабы повернуть сложившуюся ситуацию в необходимом направлении.

Педагогический такт - это нравственное поведение педагога, которое включает предвидение всех объективных последствий поступка, предвидение его субъективного восприятия, выражение высокой гуманности, чуткости, заботы об учащихся, наилучшее средство установления с ним доброжелательных отношений в любых ситуациях.

Педагогический такт не допускает крайностей в общении с учащимися. Дозировка влияния особенно проявляется в использовании воспитательных средств: поощрения и наказания. Уважая учащихся, педагог должен уметь показать свое уважение к ним. Проявление уважения формирует у учащихся чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания.

То есть можно сказать, что этическое содержание поощрений и наказаний в воспитании детей лежит не в самих формах воздействия, точнее, не в них главным образом, а в тех отношениях, которые возникают в процессе их применения в конкретных условиях воспитания. Какой-то раз и навсегда данной этики наказания и поощрения нет. Однако отсюда совсем, не следует, что все средства хороши и все дозволено педагогу, если он руководствуется благой целью. Так как что важной специфической особенностью поощрения и наказания как средств педагогического стимулирования деятельности школьников является, то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия, в связи с тем, что длительный опыт показывает: поощрения и наказания, как и лекарственные средства, в медицине, требуют четкой дозировки и режима приема, неумение или избыточное применение этих методов может привести не только к отрицательным результатам, но и к не исправимой ошибке.

Список использованной литературы

1. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. - М., "Педагогика", 1971

2. Гордин Л.Ю. Методика педагогического воздействия. - М., "Педагогика", 1967

3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. - М., "Гардарики", 2004

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах. - М., "Педагогика", 2003

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М., "Педагогика", 2001

6. Коротов В.М. Воспитывающее обучение. - М., "Просвещение", 1980

7. Коротов В.М. Принципы и методы гуманистического воспитания // Школа и производство. - 1998. - №3

8. Легинький Г.И. Цель и способы воспитания. - М., "Педагогика", 1990

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М., "Просвещение", 1989

10. Макаренко А.С. дисциплина, режим, наказание и поощрение. // Соч.: В 7 т. - М. 1976. - Т.5.

11. Методика воспитательного процесса. Лекции по педагогике. - М., "Просвещение", 1969

12. Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. - М., "Педагогика", 1987

13. Подласый И.П. Педагогика. - М., "Валдос", Т.1, Т.1, 2003

14. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем: Сб. стат. - М., "Молодая гвардия", 1986

15. Урунбасарова Э.А. Этика преподавателя. - Алматы, "Бастау", 2003

16. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., "Юрист", 1997

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.