Рефераты. Поощрение и наказание в воспитании школьников

p align="left">Награда понимается и воспринимается как способ материальной поддержки или оценки действий ребенка. Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату.

Все остальные способы стимулирования представляют собой оценки, даваемые поведению, поступкам, намерениям, действиям, манере поведения, результатам деятельности детей. Традиционные школьные оценки выступают как один из этих способов, причем далеко не достаточный для того, чтобы обеспечить полноценную мотивацию учения и воспитания детей. Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзя ограничиваться только двумя последними способами стимулирования.

3. Использование методов стимулирования в современной школе

Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организованных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а так же воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими и старшими дошкольниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы реализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.

Ситуации поощрения и наказания- это методы, которые представляют собой особые случаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами - их педагогической коррекции.

При использовании поощрения и наказания главное- избегать крайностей. Рассудительность и понимание индивидуальных качеств ребёнка помогут сориентироваться при использовании дисциплинарных мероприятий. Если ребенка ждет одно лишь наказание, то он не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания. Например, никакие упреки и наказания не сделают школу более привлекательной для ребёнка, но если за каждый маленький успех хвалить и ободрять его, появится надежда, что он будет учиться с удовольствием.

Для того, чтобы ориентироваться в этом мире, ребёнку нужна оценка его действий. То есть без системы поощрений и наказаний в любом случае не обойтись. Педагог должен грамотно и своевременно применять методы стимулирования, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Умелое применение наказаний и поощрений требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое действие должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших применение того или иного метода. Для анализа своих действий можно предложить анкету учителям (Приложение В).

Важным условием развития самостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу.

В современной школе нет единых требований к применению методов стимулирования, но, можно сказать, что эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать. (Приложение С показывает результаты опроса и анкетирования педагогов и учеников.)

Заключение

Многие педагоги прошлого и наши соотечественники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитании детей, любили повторять крылатые слова К.Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными».

В курсовой работе мы достаточно обстоятельно рассмотрели причины появления такой точки зрения, отметили, что для своего времени она была во многом прогрессивной. Автор отдает себе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время. Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.

Овладение же искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание -- очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», -- подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям, использовать поощрения не часто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.

Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива. Однако само собой это не произойдет.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Вербальная оценка

это наши слова, звуки, радостные восклицания или выражение удивления и т.д.

2.

Воспитание

целенаправленный процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему.

3.

Личность

проявление социальной сущности человека.

4.

Мера

действие или совокупность действий, средств для осуществления, достижения чего-либо.

5.

Метод обучения

упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

6.

Наказание

метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

7.

Невербальная оценка

это взгляды, жесты, движения тела, мимика.

8.

Пиетет

желание и готовность выражать почтение (в том числе религиозное) кому-либо или чему-либо.

9.

Поощрение

это признание, положительная оценка поведения или качества ученика со стороны педагога или коллектива товарищей, которые выражены публично или в личной форме.

10.

Учебная деятельность

это совместная деятельность учителя и деятельность учащегося.

11.

Халифат

форма государственного устройства

Список использованных источников

1. «Лицейское и гимназическое образование» № 8, 2004

2. Иващенко Ф. Психология воспитания школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -Изд.: Беларусь. Вышэйшая школа. 2006-189 с.

3. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников.- Издательство «Педагогическое общество России» 2008.-128 с.

4. Макаренко А.С. Книга для родителей.- М.: Лениздат, 1981.-319 с.

5. Масленкова Л.И. Теория и методика воспитания/ Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России. 2004.-480 с.

6. Николаева Е.И. Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка.- СПб.: Речь, 2010.-155

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000-256 с.

8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под ред. В.А. Сластенина- М.: Издательский центр «Академия»; 2002.-576 с.

9. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. -М.: ТЦ Сфера 2005/02-160 с.

10. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Педагогическое общество России, 1988.-250 с.

11. http://detstvo.ru/psychology/1250.html

12. http://www.pedklass.narod.ru/files/Poocsrenie_i_nakazanie.

13. http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2434

Приложение А

Инструкция о применении поощрений и наказаний в школах. (1944 г.)

Разработана Управлением начальных и средних школ на основе приказа Народного Комиссариата Просвещения РСФСР N 205 от 21 марта 1944 года "Об укреплении дисциплины в школе".

1. Дисциплина учащихся воспитывается всем содержанием работы школы и общим ее укладом: умелым преподаванием учебных предметов, строгим режимом всей школьной жизни, неуклонным соблюдением каждым школьником "Правил для учащихся", сплоченной организацией детского коллектива, разумно применяемыми мерами поощрения и наказания. Ведущая роль в этом деле принадлежит учителю.

Таким образом, поощрения и наказания рассматриваются как средства воспитания, применяемые лишь в сочетании с другими, при этом нравственному влиянию личности самого учителя придается решающее значение.

О применении поощрений.

2. Поощрения применяются за выдающиеся и отличные успехи в учении и примерную дисциплину.

Поощрения должны применяться так, чтобы они стимулировали к лучшему поведению и к лучшей работе не только поощряемых, но и их товарищей по классу, по общей работе.

3. В начальных, семилетних и средних школах применяются следующие поощрения: похвала учителя, заведующего учебной частью, директора (заведующего), награда, похвальная грамота, выдаваемая директором школы, золотая и серебряная медаль, присуждаемая лицам, выдержавшим отлично экзамены на аттестат зрелости.

4. Похвала учителя в виде словесного одобрения действий и поведения ученика может применяться в любое время в процессе текущей работы по отношению к старательным учащимся, дающим отличные ответы, представляющим отличные письменные и графические работы, выполняющим добросовестно, своевременно и аккуратно различные задания и поручения.

Крайне важно не упускать случая применять похвалу тогда, когда кто-либо из учащихся совершает поступок, достойный всяческого подражания. Но не нужно делать так, чтобы выделять перед учащимися одно и то же лицо. Нужно говорить не столько о самом ученике, заслужившем похвалу, сколько именно о его поступке (который следует оценивать с точки зрения общей пользы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.