2
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж».
Реферат
Портфолио как альтернативный способ оценивания
Исполнитель: Родионова Е. Г
студентка 33 группы
Руководитель: Шурманова О.Н
преподаватель кафедры психолого-
педагогических дисциплин
Красноуфимск 2007.
Содержание
Тезаурус
Введение
Глава I. Оценивание образовательных достижений школьников
1.1. Понятие оценивания в образовании
2.2. Подходы к оцениванию в разных системах образования
Глава II. Возможности портфолио в оценивании достижений обучающихся
2.1. Понятие портфолио в образовании
2.2. Виды образовательных портфолио
2.3. Портфолио как средство диагностики образованности
Заключение
Список литературы
Тезаурус.
Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся [10,115].
Оценивание - это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которых учитель определяет уровень подготовленности ученика [11,187].
Оценка - суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся [11,187].
Отметка - качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников [11,187].
Введение.
Портфель индивидуальных учебныхдостижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.В.К.Загвоздкин.
До полной интеграции России в политико-экономической структуре Европы ещё далеко, но в области образования она уже становится частью общеевропейского пространства. Одним из доказательств тому может служить факт, что уже несколько лет в Российской Федерации существует и успешно используется документ - Европейский портфель или портфолио.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.
Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру. Под модернизацией понимают: приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившие все сферы жизни, и, прежде всего - мир труда, экономические и социальные условия.
В нашей стране, говоря о портфеле или о папке индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеется в виду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике ещё в начале века и даже раньше. О собрании учебных работ учащихся, как об альтернативном способе оценки, говорят многие отечественные авторы. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас, - это, главным образом, заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом, американском опыте.
Обзор современной зарубежной литературы, посвящённый портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемое «портфолио - процесса - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио». Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.
Цель реферата: рассмотреть портфолио достижений учащихся как альтернативный способ оценивания в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
· Познакомиться с понятием «оценивание» и «портфолио» в образовании;
· Рассмотреть особенности применения портфолио в ОУ;
· Сформулировать выводы по данной теме.
«Оценка - это правильное кровообращение
без неё неизбежны застои и болезненные явления».
Н. Островский.
Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание учёных и педагогов - практиков на эту проблему.
Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.
В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банков) данных и так далее, оценки фиксируется в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и так далее).
Оценивание-это контроль качества образования [8,387].
Оценивание-это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности [8,387].
Оценивание-это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика [11,187].
В каждой стране есть своя система оценивания. Например, 5- ти балльная в России.
Так же существуют и более «растянутые» шкалы оценок: девя-ти, десяти, двенадцатибалльные, а в некоторых странах Африки -- даже тридцати - и стобалльные системы. Однако такие растянутые системы, имея в виду немалую произвольность выставле-ния даже обычной отметки, таят в себе опасность приблизительности и произвола. Как учитель объяснит ученику, за что он поставил ему 87 баллов, если тот претендует на 89 или 90? У нас в ряде опытных образовательных учреждений проходят проверку двенадцати- и четырнадцатибалльная системы выставления отме-ток. Эти системы, в частности, рассчитаны на оценку дифференцированных вариантов обучения. В таком случае определенное количество баллов дает выбор варианта (за вариант повышенной трудности - балл выше), а остальные баллы -- за качество выполнения работы.
Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и тому подобное. Каждому оценочному суждению приписывается определённый, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» - балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка - это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанному суждению значение. Количественные манипуляции с оценочными суждениями (баллами) недопустимы. Чтобы избежать соблазна использовать оценки как числа, во многих странах мира оценки имеют буквенное обозначение, например, А,В,С и так далее.
Оценивание как и все процессы имеет свои функции: образовательную, стимулирующую, аналитико - корректирующую, воспитывающую, развивающую, контрольную:
-образовательная функция заключается в том, что проверка, кон-троль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошиб-ки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;
-стимулирующая функция как продолжение и дополнение об-разовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорга-низовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уве-ренность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;
-аналитико - корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием пла-нирования и организации обучения. Эта функция касается и уче-ника, способов преодоления трудностей, коррекции и самокор-рекции учебно-познавательной деятельности;
-воспитывающая и развивающая функции связаны с формирова-нием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способ-ностей и черт характера;
Наконец, контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.
Они очень важны при оценивании учеников.
Теперь мы хотим рассмотреть подходы к оцениванию в разных странах.
2.2.Подходы к оцениванию в разных системах образования.
Великобритания.
Большинство колледжей и университетов в Великобритании, также как начальные и средние школы, используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими "промежуточный" уровень. Например, B+ - это очень хорошо, но не отлично. Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке.
Как правило, эти соответствия следующие:
А+ = 4.0
B+ = 3.33
C+ = 2.33
D+ = 1.33
F = 0
A = 4.0
B = 3.0
C = 2.0
D = 1.0
-
A- = 3.67
B- = 2.67
C- = 1.67
D- = 0.67
Обратите внимание, что оценка А+ численно равна оценке А. Некоторые школы не признают А+ вообще. Другие школы могут не использовать оценки D.
Страницы: 1, 2, 3, 4