Рефераты. Портфолио как альтернативный способ оценивания

Портфолио как альтернативный способ оценивания

2

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж».

Реферат

Портфолио как альтернативный способ оценивания

Исполнитель: Родионова Е. Г

студентка 33 группы

Руководитель: Шурманова О.Н

преподаватель кафедры психолого-

педагогических дисциплин

Красноуфимск 2007.

Содержание

Тезаурус

Введение

Глава I. Оценивание образовательных достижений школьников

1.1. Понятие оценивания в образовании

2.2. Подходы к оцениванию в разных системах образования

Глава II. Возможности портфолио в оценивании достижений обучающихся

2.1. Понятие портфолио в образовании

2.2. Виды образовательных портфолио

2.3. Портфолио как средство диагностики образованности

Заключение

Список литературы

Тезаурус.

Портфолио - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся [10,115].

Оценивание - это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которых учитель определяет уровень подготовленности ученика [11,187].

Оценка - суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся [11,187].

Отметка - качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников [11,187].

Введение.

Портфель индивидуальных учебныхдостижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.В.К.Загвоздкин.

До полной интеграции России в политико-экономической структуре Европы ещё далеко, но в области образования она уже становится частью общеевропейского пространства. Одним из доказательств тому может служить факт, что уже несколько лет в Российской Федерации существует и успешно используется документ - Европейский портфель или портфолио.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.

Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в нашей стране всё более популярной. Всё больше школ применяют его в своей практике. На западе его называют «портфолио» и говорят о нём, как об одном из образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века - это «школа портфолио» и идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящий по всему миру. Под модернизацией понимают: приведение системы образования в соответствие с процессами трансформации современной цивилизации, охватившие все сферы жизни, и, прежде всего - мир труда, экономические и социальные условия.

В нашей стране, говоря о портфеле или о папке индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеется в виду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике ещё в начале века и даже раньше. О собрании учебных работ учащихся, как об альтернативном способе оценки, говорят многие отечественные авторы. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас, - это, главным образом, заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом, американском опыте.

Обзор современной зарубежной литературы, посвящённый портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нём гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценки или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связана с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио как таковое, а так называемое «портфолио - процесса - совокупность процесса обучения и учения, выстраиваемых в связи с портфолио». Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса. Понимаемая так идея портфолио связывается с процессами модернизации современной школы.

Цель реферата: рассмотреть портфолио достижений учащихся как альтернативный способ оценивания в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

· Познакомиться с понятием «оценивание» и «портфолио» в образовании;

· Рассмотреть особенности применения портфолио в ОУ;

· Сформулировать выводы по данной теме.

Глава I. Оценивание образовательных достижений школьников

1.1. Понятие оценивания в образовании

«Оценка - это правильное кровообращение

без неё неизбежны застои и болезненные явления».

Н. Островский.

Много проблем существует в образовательном процессе, но самая главная из них - это оценивание учащихся. Новые социальные условия, процесс обновления образовательных структур, переход их в режим развивающего обучения вновь обращают внимание учёных и педагогов - практиков на эту проблему.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно-познавательную, без оценивания невозможно, так как именно этот процесс является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результативности. Оценивание является процессом, а оценка её результатом.

В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банков) данных и так далее, оценки фиксируется в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и так далее).

Оценивание-это контроль качества образования [8,387].

Оценивание-это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности [8,387].

Оценивание-это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика [11,187].

В каждой стране есть своя система оценивания. Например, 5- ти балльная в России.

Так же существуют и более «растянутые» шкалы оценок: девя-ти, десяти, двенадцатибалльные, а в некоторых странах Африки -- даже тридцати - и стобалльные системы. Однако такие растянутые системы, имея в виду немалую произвольность выставле-ния даже обычной отметки, таят в себе опасность приблизительности и произвола. Как учитель объяснит ученику, за что он поставил ему 87 баллов, если тот претендует на 89 или 90? У нас в ряде опытных образовательных учреждений проходят проверку двенадцати- и четырнадцатибалльная системы выставления отме-ток. Эти системы, в частности, рассчитаны на оценку дифференцированных вариантов обучения. В таком случае определенное количество баллов дает выбор варианта (за вариант повышенной трудности - балл выше), а остальные баллы -- за качество выполнения работы.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и тому подобное. Каждому оценочному суждению приписывается определённый, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» - балл 5). Очень важно при этом понимать, что оценка - это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанному суждению значение. Количественные манипуляции с оценочными суждениями (баллами) недопустимы. Чтобы избежать соблазна использовать оценки как числа, во многих странах мира оценки имеют буквенное обозначение, например, А,В,С и так далее.

Оценивание как и все процессы имеет свои функции: образовательную, стимулирующую, аналитико - корректирующую, воспитывающую, развивающую, контрольную:

-образовательная функция заключается в том, что проверка, кон-троль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошиб-ки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении;

-стимулирующая функция как продолжение и дополнение об-разовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорга-низовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уве-ренность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития;

-аналитико - корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием пла-нирования и организации обучения. Эта функция касается и уче-ника, способов преодоления трудностей, коррекции и самокор-рекции учебно-познавательной деятельности;

-воспитывающая и развивающая функции связаны с формирова-нием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способ-ностей и черт характера;

Наконец, контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Они очень важны при оценивании учеников.

Теперь мы хотим рассмотреть подходы к оцениванию в разных странах.

2.2.Подходы к оцениванию в разных системах образования.

Великобритания.

 Большинство колледжей и университетов в Великобритании, также как начальные и средние школы, используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими "промежуточный" уровень. Например, B+ - это очень хорошо, но не отлично. Большинство школ также присваивают числовые соответствия каждой отметке.

Как правило, эти соответствия следующие:

А+ = 4.0

B+ = 3.33

C+ = 2.33

D+ = 1.33

F = 0

A = 4.0

B = 3.0

C = 2.0

D = 1.0

-

A- = 3.67

B- = 2.67

C- = 1.67

D- = 0.67

-

Обратите внимание, что оценка А+ численно равна оценке А. Некоторые школы не признают А+ вообще. Другие школы могут не использовать оценки D.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.