Рефераты. Повышение уровня самостоятельности у учащихся подросткового возраста на уроках технологии

p align="left">Плоды этой двойной морали и авторитарного единомыслия очевидны: давно провозглашенный принцип сознательности и самостоятельности в обучении, как и усилия ученых, талантливых учителей, разработавших немало дидактических средств и приемов активизации учащихся, приносили успех в лучшем случае на уроках. Не подкрепленная на социальной практикой и нравственными установками, познавательная самостоятельность не может стать стержневым качеством деятельности и личности молодого человека. Подлинная независимость мыслей и поступков возможна там, где есть грамотный педагог, достойные нравственные ориентиры, демократия и самостоятельная деятельность ученика. Поэтому, развивая самостоятельность школьников в процессе обучения, мы должны иметь в виду все ее компоненты и ориентироваться на конечный результат - цельную гуманную личность.

2. Возрастные особенности подросткового возраста.

Подростковый возраст, период развития детей от 11 -12 до 15 -16 лет, что приблизительно соответствует воз-расту учащихся ср. ступени общеобразовательной школы (уч-ся 5-9-х кл.). Подростковый возраст называют также переходным возрастом, т. к. он характеризуется постепенным переходом от детства к взрослости. До 17-18 вв. Подростковый возраст не выделялся в жизненном цикле человека в особый период. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психол. и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью. По уровню и характеру психического развития подростковый возраст - типичная эпоха детства. С др. стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, призна-нии со стороны взрослых его прав и потенциальных возможностей. Взрослые же, подчёркивая, что подросток уже не маленький ребёнок, и предъявляя к нему повышенные требования, часто продолжают отказывать ему в праве на самостоятельность, в возможностях для самоутверждения. Такое двойственное противоречивое положение подростка чревато различными осложнениями в межличностных отношениях, которые выливаются в конфликты и принимают разнообразные формы протеста. Поэтому подростковый возраст иногда называют «трудным», «критическим».

Одним из важнейших моментов в развитии личности подростков является формирование самосознания, самооценки, возникновение потребностей в само-воспитании. В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Это стремление к познанию и оценке морально-психологических качеств людей вызывает интерес к себе, к собственной психической жизни и качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и пережива-ниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.

Умственное развитие в подростковом возрасте тесно связано с изменением характера и форм учебной деятельности. Серьёзная и многосторон-няя трудовая деятельность, возросшая пытливость ума требуют от подростка более высокой и организованной умственной деятельности. Переход к систематическому изучению основ наук ведёт к систематизации знаний, к установлению связи знаний одной области со знаниями из других областей, с практикой жизни. Всё это влияет на характер познавательной деятельности в подростковом возрасте. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Наблюдение как целенаправленное организованное восприятие начинает занимать всё большее место в умственной деятельности подростков. Содержание и логика изучаемых предметов, характер усвоения знаний формируют у подростка способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной логической памяти; возрастает умение логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный характер.

Особенности подросткового возраста требуют очень внимательного воспитательного подхода. Позиция воспитателя должна исходить из следующего положения: в подростковом возрасте дети изменяются; эти изменения ещё не дают основа-ния считать подростков взрослыми, но требуют иного подхода к ним, чем к младшим школьникам. Не следует подавлять естественного стремления подростка к самостоятельности. Предъявление подростку растущих требований должно сочетаться с уважением к нему, с изменением видов контроля, которому необходимо придавать более тактичные формы, в частности устранять мелочный контроль и назойливую опеку, отказаться от авторитарного, диктаторского тона.

2.1. Развитие самостоятельности подростков при изучении технологии

В нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, инициативную личность. В общей психологии самостоятельность определяется как волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цель, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.

Развивать самостоятельность как качество личности непросто, поскольку нужно суметь создать такие условия, при которых у школьника появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети сильно различаются по своим интересам, активности, инициативе и т. д. Поэтому технология развития самостоятельности должна строиться поэтапно и сам процесс развития будет достаточно продолжительным.

Образовательная область «Технология» открывает большие возможности для развития самостоятельности школьников благодаря следующим ее особенностям: во-первых, наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится самостоятельной созидательной деятельности учащихся; во-вторых, содержание предмета и его направленность на созидательную деятельность позволяет осуществить связь урочной и внеурочной работы. Таким образом, развитие самостоятельности школьников может осуществляться поэтапно: на уроке, при изучении факультативного курса, в творческом объединении.

На уроке, прежде всего, решаются задачи обязательного для всех школьников учебно-го курса «Технология». Развитию самостоятельности учащихся способствует примене-ние метода проектов. Действительно, основные этапы проектирования - определение потребности и формулировка задачи, выработка идей и проведение исследования, выбор и проработка одной идеи, изготовление изделия - позволяют учащимся приобрести навыки самостоятельной деятельности.

Проектирование - процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Роль педагога заключается в оказании помощи и создании условий для успешной деятельности школьников с учетом их инте-ресов и подготовленности.

На уроках технологии учащиеся выполняют до четырех учебных проектов в год, охватывающих все разделы программы. Это позволяет совершенствовать познавательную и преобразовательную деятельность школьников, добиваться высокого уровня развития их личностных качеств.

В процессе обучения школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется. Например, на начальном этапе обучения по методу проектов школьники в процессе исследования изучают самые простые технологии производства и орудия труда, узкие области их применения, основные свойства материалов. Постепенно круг задач расширяется, и учащиеся уже без помощи учителя ставят цели, планируют свою деятельность, изучают методы промышленного производства, подробно рассматривают экологические вопросы. Все больше развивается способность учащихся сопоставлять теоретические положения и конкретные действия. К концу 9 класса 35% школьников достигают высокого уровня самостоятельности, 53% учащихся находятся на среднем уровне, остальные все еще нуждаются в помощи учителя и товарищей, испытывая затруднения в принятии самостоятельных решений. Таким образом, можно говорить о том, что на уроках, где использование метода проектов позволяет отказаться от традиционного обучения без определения учащимися цели и значимости выполняемой работы, мы достигаем только частично поставленной перед нами задачи по развитию самостоятельности как качества личности.

Наблюдение за детьми проводит также школьный психолог. Сотрудничество руководителя факультатива с психологом позволяет организовать тренинги и консультации для школьников и их родителей. Такие занятия в достаточной мере развивают самостоятельность учеников: 85% учащихся, посещающих факультатив, достигают высокого уровня самостоятельности.

3. Обучение подростков навыкам самостоятельной работы при изучении технологии.

В современной жизни необходимо не только вооружать учащихся знаниями и умениями, но и вырабатывать готовность самостоятельно их пополнять. Поэтому очень важно обучать детей умениям и навыкам самостоятельного учебного труда и прежде всего умению работать с книгой.

Учебник - первая научная книга для обучающихся. Именно с него и начинается их обучение основным приемам самостоятельной работы с книгой. На первых уроках технологии учитель может определить, какие знания о методах и приемах учебной работы с книгой и какие умения по их применению дети получили в начальной школе, какие они допускают в этом ошибки, каких умений и навыков недостает. С этой целью можно предложить следующие вопросы: Обучали ли вас раньше приемам работы с книгой? Какие приемы работы с текстом вы можете назвать? Как вы работаeтe с текстом учебника? Как пользоваться оглавлением? Что такое конспект, как составить конспект текста? Что такое тезисы и чем они отличаются от конспекта? Составляете ли вы план, конспект или тезисы изучаемого материала? Умеете ли вы составлять таблицы? Помогают ли таблицы вам в усвоении материала?

Как правило, не все дети имеют ясное представление о рациональных приемах работы с текстом. Работа с книгой, с учебником является творческим процессом. Необходимо при этом и проявить волю, заставить себя работать. Следует обучать детей вначале просматривать введение, оглавление, затем бегло читать, знакомиться с содержанием в целом. Только после этого можно учить записывать содержание ново-го материала. Важно приучать детей широко использовать в конспектах заголовки, перечисления, выделять названия, определения. Конспект - это краткое письменное изложение содержания текста, более

Изучая раздел "Декоративно-прикладное творчество» (вязание крючком и спицами), обязательно составляем конспект обозначений. Дети учатся не только читать, но и составлять схемы рисунков, затем схемы выкроек изделий. В то же время учатся разбирать и конспектировать текст к рисункам.

Надо стремиться к тому, чтобы уроки пробуждали у детей любознательность, стремление к расширению своего кругозора путем самообразования, внеклассных занятий. Примером может служить выполнение проектов.

По моему мнению, заслуживают более высокой оценки устные ответы и письменные работы, в которых умело и к месту ис-пользуется внеурочная информация, полученная за пределами учебника. При такой взаимосвязи классной и внеклассной работы уроки будут стимулировать творческую деятельность учеников, расширение и углубление знаний в интересующих их областях, а сообщения о результатах внеурочной деятельности будут способствовать расширению кругозора всех учеников класса, развитию их любознательности. При изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» мы, конечно, берем за ос-нову учебник, но в основном всем нравится работать с дополнительной литературой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.