Что же такое познание?
1. Познание - это особый вид отражательной деятельности человека.
2. Познание - есть духовная сторона практической деятельности человека.
3. Познание - высший уровень информации, достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание - это социальный заказ в виде актуальных потребностей общества (в средние века на познание огромное влияние оказывала церковь, в ХХ веке - это потребность изучения космоса).
Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое.
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло).
На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека.
Познание - это всегда творческий процесс, а его главным критерием являются новизна и общественная значимость полученных результатов. Большую роль в творчестве играет интуиция, как тип мышления.
О состоянии познания и практики:
В философии под практикой принято понимать деятельность человека, направленную на преобразование окружающего мира. Основной формой практики является труд.
Роль практики в процессе познания:
1. Практика - источник, основа, движение, сила познания. Запросы практики вызывали к жизни познавательные потребности и задачи человека. Практика стимулирует развитие новых отраслей познания.
2. Практика - цель познания. Знания, получаемые людьми, предназначены для использования их в жизни.
3. Практика - критерий истинности человеческих знаний. Но этот способ проверки истинности знаний не универсален, т.к. не все можно проверить практически, поэтому наука использует логические доказательства.
Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура).
Восприятие - целостный образ предмета или явления.
Представление - сохранение образов предметов в памяти.
Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь человека с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства предметов.
Суждение - связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение - связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.
Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.
Обе ситуации познания тесно связаны между собой.
Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостаточных знаниях о нем.
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, философия рассматривает процесс познавательной деятельности человека как процесс отражения. Познание в идеальной форме воссоздает предметы и процессы объективной реальности. Для реконструкции этого процесса требуется осмысление основных категорий процесса познания как отражения. Ими, прежде всего, являются категории объекта и субъекта познания.
Под объектом познания понимается весь окружающий человека мир, все, что находится за пределами его сознания. В более узком смысле является не весь мир, а та его часть, на который направлена познавательная и предметно-преобразующая деятельность человека.
Субъектом познания в широком смысле является все человеческое общество, осуществляющее познавательную деятельность. Эта характеристика касается всех живших на земле и ныне живущих. Продукт познавательной деятельности тех, кто жил раньше, продолжает оставаться в предметном поле научного познания как совокупность гипотез, версий, приближений к истине и даже заблуждений, которые предохраняют от того. Чтобы повторять их еще раз.
В узком смысле субъектом познания является конкретный человек, исследователь или группа людей, осуществляющая совместную познавательную деятельность.
Таким образом, познавательный процесс есть продукт взаимодействия субъекта и объекта. Такое понимание познавательного процесса приводит к важному философскому выводу.
Само научное познание и его результат имеют объективные и субъективные характеристики, производные соответственно от объекта и субъекта познания.
Следствие философского вывода: по значимости субъективных и объективных компонент познания можно более четко разграничить основные его виды:
а) научное познание стремится максимально элиминировать (устранить) субъективный компонент знания; научный результат тем чище, тем ближе к объективной истине, чем больше из нее устранены мотивы и цели познания, особенности социального заказа, различные условия и обстоятельства. Например, применительно к знаменитой теореме не имеет никакого отношения, кем был сам Пифагор, к какому сословию он принадлежал, какие философские и социальные идеи провозглашал. Теорема лишь в объективной форме фиксирует соотношение суммы квадратов катетов и квадрата гипотенузы. Все остальное в науке, как говорится, от лукавого.
б) философское познание не может элиминировать субъекта, поскольку оно является мировоззрением человека, субъекта и трактуется как знание человека о мире. Но это знание субъективным не назовешь. Субъективное - есть синоним индивидуально-личностного, иногда предвзятого, а поэтому однобокого и иллюзорного. Философское знание - субъектное по своей природе. Субъект здесь рассматривается не как индивидуальный человек со всеми особенностями его характера, привычек, индивидуальной психики. Он - субъект познания, элемент познавательной ситуации, противоположный объекту. Квалифицируя человека как субъекта познания, философия абстрагируется от индивидуально-личностных особенностей разных людей и рассматривает их лишь как способных отражать свойства субъекта;
в) индивидуальное познание, согласно трактовке особенностей познавательного процесса, как раз и является субъективным, основанным на представлении предметов объективного мира, личных познавательных способностях конкретного человека.
Подобный вывод о субъективных и объективных характеристиках познавательного процесса имеет значение, когда объект познания представляет бой природный феномен. Несколько по-иному представляется там, где объектом познания является человеческое общество или сам человек.
Философский вывод: особенностью взаимодействия субъекта и объекта в социальной сфере является то, что субъект и объект совпадают; для субъекта та объектом познания является он сам; либо человек сам себя познает, либо общество стремится самопознанию.
Следствия философского вывода:
социальное познание имеет специфические черты, связанные с полным или частичным отождествлением субъекта и объекта познания;
особенность такой познавательной процедуры заключается в том, что существенным фактором познания являются субъектные и субъективные характеристики;
субъектные параметры - суть характеристики объекта (общества или человека) в их общезначимом выражении;
субъективные параметры связаны с ролью субъективного фактора: воли, социальной и индивидуальной психики, социальных и индивидуальных феноменов веры, убеждений, стереотипов мышления и поведения, индивидуально-личностные характеристик такого объекта, каким является общество, социальная группа, индивид;
социальные законы, в отличие от природных, большей степени имеют статистический, вероятностный характер.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Блинкин С.А. Очерки о естествознании (Уроки творчества).-М.: Знание, 1979.
2.Богданович В.И., Могиленко А.Р., Оганесян М.С. и др. Системный метод и его место в современном естествознании / В кн.: Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М.: Наука, 1973, С. 378-383.
Большая советская энциклопедия.-3-е. Изд. Т.9. - М., 1979.
3.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: МГУ, 1988. - 315 с.
4.Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: Центр, 1997. - С. 81-90.
5.Кандыба Д.В. Тайные возможности человека. - М.: КСП, 1995. - Кн. 2.
6.Концепция современного естествознания: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - С. 262 - 365.
7.Круть И.В. Системная организация объектов природы и проблема оснований естественнонаучного знания / В кн. Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М.: Наука, 1973. - С. 406-410.
8.Кузнецов В.И., Идлис., Гутина В.Н. Естествознание. - М., 1996. - Гл. 13-17.
9.Основы физиологии человека: учебник для высших учебных заведений / Под ред. Б.И. Ткаченко. Т. 1,2. - СПб.: Международный фонд истории культуры, 1994.
10.Проблема развития в современном естествознании / Сб. статей. - М.: МГУ, 1968.
11.Проблемы философии и методологии современного естествознания. - М.: Наука, 1973.
12.Рузавин Г.И. Концепция современного естествознания. - М.: ЮНИТИ, 1997. - С. 122-135.
13.Рузавин Г.И. Системный подход и единство научного знания / В кн. Единство научного знания. - М., 1988. - С. 237-252.
14.Сверлова Л.И., Воронина Н.В. Содержание основных законов естествознания. Концепция современного естествознания: Программа курса и методические материалы для студентов 1-3-курса. - Хабаровск, 1996. - С. 16-20.
15.Современное естествознание и материалистическая диалектика/ Под ред. В.А.Амбарцумяна. - М.: Наука, 1977.
Страницы: 1, 2