Рефераты. Правовое образование в школе: преемственность содержания образования начальной, основной и старшей школы

Правовое образование в школе: преемственность содержания образования начальной, основной и старшей школы

Министерство образования и науки Ставропольского края

ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт

Курсовая работа

Тема: «Правовое образование в школе: преемственность содержания образования начальной, основной и старшей школы»

Студентки 3 курса

группы ИФ3И

Кадиевой Цибац Исмаиловны

Научный руководитель:

к. ист. наук, доцент

Кашуба Г.Н.

Дата защиты « _ » _ 2010г.

Ставрополь 2010г.

Содержание

Введение

Глава 1. Правовое образование в школе

1.1. Нормативная база правового образования в средней школе

1.2. Содержание и структура правового образования в школе

Выводы по главе

Глава 2. Правовое образование в системе предпрофильного обучения школьников

2.1. Программа курса по выбору («Политика и право») в 9 классе

2.2. Методическая разработка учебного занятия

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Методическая литература

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена происходящими демократическими преобразованиями в социально-экономической и политико-правовой сфере жизнедеятельности общества. В центре социальных отношений встала личность во всем многообразии проявлений ее индивидуальности. Это привело к необходимости создания условий, при которых любой человек может свободно и творчески развиваться. Одним из условий выступают знания права и умение ими квалифицированно пользоваться; защита прав и свобод человека. Соблюдение этих условий ведет к становлению такого типа общественного сознания, при котором выстраивается новый характер взаимоотношений и взаимообязательств между государством и личностью. Защита государством основных прав и свобод человека предполагает, в свою очередь, корректное и мудрое отношение личности к праву и правовым нормам, находящимся под защитой государства. В этой системе право и правовые нормы получают новое социальное признание.

В России в настоящее время правовое образование находится в центре внимания педагогической общественности. Отличительной чертой российского правового образования является разнообразие подходов к его содержанию. Суть его заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека - гражданина. Правовое образование в этом смысле это - образование, направленное на формирование человека - гражданина, личности, которой присущи правовые качества. В соответствии с первой моделью содержание правового образования определяют не основы общественных наук таких как: экономика, социология, политология, этика, а проблемы общественной жизни. Именно они являются предметом содержания учебных дисциплин. Курсы, в основу которых заложена данная идея, носят четко выделенный воспитательный характер.

Объектом исследования выступает система правового отечественного общего образования.

Предметом исследования являются концептуальные основы школьного правового образования в Российской Федерации.

Целью работы является определение педагогических условий правового образования.

В соответствии с поставленной целью в работе формулируются и решаются следующие задачи:

1) изучить и охарактеризовать нормативную базу правового образования в средней школе;

2) рассмотреть содержание и структуру правового образования в школе.

3) изучить программу курса по выбору («Политика и право»)в 9 классе

4) методически разработать учебное занятие.

Методологическая основа исследования. Исследования по данной теме опираются на идеи и концепции философов, социологов, правоведов по теории государства и права, по проблемам правосознания, правовой культуры как прошлого (Сократ, Платон, Аристотель, И.Кант, Л.И.Петражицкий, П.Сорокин), так и современности (Е.В.Аграновская, С.С.Алексеев, Н.Л.Гранат, В.Н.Кудрявцев, В.С.Нерсесянц и др.), по проблемам правового обучения и воспитания учащихся (П.П. Баранова, Л.М.Голубева, А.И.Долгова, И.Ф.Рябко, Е.В.Татаринцева и др.), а также государственно-нормативные документы по проблемам совершенствования школьного правового образования.

В советской педагогике правовому образованию уделяли внимание (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Зеньковский, П.Ф.Каптерев, И.С.Кон, А.С.Макаренко, М.М.Рубинштейн и др.), и современных отечественных педагогов и психологов, исследования которых посвящены разработке целей и задач, принципов процесса воспитания и образования (Ю.К.Бабанский, Г.П.Давыдов, И.Д.Демакова, И.И.Зарецкая, Э.М.Никитин, П.И.Пидкасистый, А.П.Сигник и др.),

На рубеже столетий были опубликованы работы теоретического характера по вопросам объективной необходимости и педагогической целесообразности включения обучения правам человека в современное общее образование как одной из ведущих составляющих, обеспечивающих гуманизацию образования (А.Я.Азаров, П.П.Баранов, Т.В.Болотина, М.В.Кускова, С.А.Морозова, А.Ф.Никитин, Е.А.Певцова, А.С.Прутченков, Я.В.Соколов, З.К.Шнекендорф, Н.И.Элиасберг и др.).

Каким бы общее образование ни было, оно должно включать в себя некоторый правовой компонент. Ст. 14 Закона РФ "Об образовании" сформулировала общие требования к содержанию образования в целом, согласно которым оно должно быть сориентировано на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Методы исследования. В процессе работы применялся описательный метод, включающий приемы наблюдения, сопоставления и обобщения.

Структура работы такова: исследование состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и литературных источников.

Глава 1. Правовое образование в школе

1.1 Нормативная база правового образования в средней школе

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Именно в этом контексте возможно развитие и самоопределение личности, ее духовный рост. Поэтому одна из основных задач правового образования состоит в том, чтобы помочь ребенку обрести себя как личность, избежать маргинализации, быть полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

В правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация (с учетом возрастных особенностей ребенка) играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса - от дошкольного до среднего (полного) общего образования. Ребенок должен научиться самоидентифицировать себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества. Баранов П.А. Некоторые подходы к проектированию учебных программ по обществознанию. // Обществознание в школе. - 1997. - №3,

Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.

Таким образом, правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования. Эти три элемента правового образования реализуются и приобретают различное значение на каждой ступени образования. Соответственно и общие образовательные цели конкретизируются, учитывая логику и особенности возрастного развития, изменения правового статуса обучающихся, практическую востребованность той или иной области правовых знаний, возможности получения соответствующего социального опыта, применительно к каждой возрастной ступени на материале общего содержания курсов права Формулирование, исходя из общих целей, самостоятельных образовательных задач и результатов обучения для различных уровней образования будет обеспечивать непрерывность и преемственность правового образования

Главная цель правового образования - воспитание гражданина, живущего в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями (правовыми, политологическими, экономическими и т.п.); умениями (критически мыслить, анализировать, сотрудничать), ценностями (уважать права человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни. Гражданское образование Под ред. Н.Воскресенской , И.Фрумина. Совет Европы. .М., АПК и ПРО -2000 г.с.2

Важная цель правового образования - социализация школьников. Приобретенные ими правовые знания и умения должны быть адекватны характеру и стилю поведения, их взаимоотношениям с окружающими. Подростки должны уметь давать нравственную оценку всех компонентов жизни, общества, истории, культуры и т.д. Правовое образование направлено на воспитание внутренней свободы человека.

Одной из наиболее важных задач правового образования является формирование у учащихся позитивного правосознания. Учитывая, что преподавание правовых дисциплин должно быть ориентировано, прежде всего, на позитивные аспекты, необходимо сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод. Правовое образование призвано сформировать понимание учащимися категорий "справедливости", "равенства", "свободы", "достоинства", "прав человека", "демократии" и выработать навыки их реализации в повседневной жизни.

Основная задача правового образования - ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности. У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т. д.), принятию решений. Этому может способствовать приобщение учащихся начальной школы к первичным формам нормотворчества (совместная работа по выработке детьми законов (правил) жизни класса). Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. Поляков С.А. Гражданско-правовое образование: региональный опыт //Право в школе.-2005.-№4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.