· Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.
· Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
· Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
· Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
· Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.
· Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.
· Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания (Интернет-ресурс).
Основные задачи педагогики связаны с конкретизацией путей создания отвечающей основной цели педагогики эффективной педагогической системы работы в обществе, на местах и с каждым человеком. К ним относятся:
1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;
2) разработка методологии и методики педагогического познания;
3) создание научной картины педагогической действительности, присущей обществу, жизни и деятельности ею граждан, и разоблачение антинаучных походов к воспитанию, образованию, обучению и развитию1
4) проведение широкомасштабных и непрерывных исследований по актуальным педагогическим проблемам и видам целенаправленной педагогической активности групповых и индивидуальных субъектов ее, разработка адекватных педагогических теорий. практических рекомендаций и содействие их проведению в жизнь;
5) развитие педагогического движения в обществе для поддержании ее педагогической сферы в состоянии, обеспечивающем цивилизованную самореализацию в жизни его граждан и непрерывное прогрессивное развитие его самого;
6) теоретическая и прикладная разработка развернутой многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и ее структурах для успешной передачи опыта старших поколений молодому и младшим, для подготовки последних к его приумножению, отвечающему современным условиям и потребностям;
7) педагогическое способствование становлению и совершенствованию личности граждан всеми средствами, которыми располагает общество, единства, взаимосвязи и преемственности деятельности педагогических учреждений и социально-педагогических влияний субъектов государственного управления, права, экономики, культуры, информации, семьи и др.;
8) разработка систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности в соответствии с требованиями времени;
9) разработка форм, методов, средств и интенсивных технологий педагогической работы по решению задач воспитания, обучения, образования, развития, помощи в самореализации подрастающего поколения и граждан;
10) разработка дифференцированных педагогических систем работы с различными возрастными, профессиональными иными социальными группами граждан;
11) приоритетная разработка актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания, подготовки граждан к обеспечению безопасности жизнедеятельности, а также других проблем, выдвигаемых динамикой жизни современного общества и человечества;
12) предвидение педагогических последствий существующих условий жизни, происходящих в обществе перемен, принимаемых государственных решений, состояния педагогической сферы общества, ее институтов, деятельности их субъектов;
13) разработка вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами и педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического обеспечения (педагогической диагностики, педагогической экспертизы, педагогического сопровождения, педагогического консультирования, педагогической помощи, педагогической поддержки, педагогической коррекции, исправления педагогической запущенности и др.);
14) разработка системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных ведомств, предприятий, чья деятельность так или иначе включена в педагогическую реальность или влияет на нее и требует проявления педагогической осмотрительности, активности и компетентности;
15) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы, а также возможностей и путей его использования в условиях современной России;
16) подготовка научно-педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы вне стен образовательных учреждений, в гуще жизни общества, деятельности его структур, среди людей.
Решая эти задачи для достижения главной цели, педагогика реализует свои основные функции социальные, научные и практические, в числе которых:
1) социальная -- служение людям и обществу передачей опыта старших поколений, содействие им в решении текущих жизненных проблем педагогическими средствами;
2) научно-развивающая -- Способствование утверждению научного подхода к решению педагогических проблем в государстве и обществе, деятельности педагогических учреждений и педагогов, консолидации научно-педагогических сил; повышение методологического, теоретического и прикладного уровня педагогических исследований, осмысление педагогического опыта в стране и за рубежом; организация взаимодействия со смежными науками;
3) познавательная -- исследование педагогической действительности во всех ее составляющих и зависимостях, вскрытие педагогических закономерностей объяснение педагогических явлений и их зависимостей, разработка общей и частных педагогических теорий;
4) диагностическая -- изучение и оценка состояния педагогической действительности результатов целенаправленной педагогической деятельности и неуправляемых влияний иных сфер общества;
5) прогностическая -- научно обоснованное предвидение потребного педагогического будущего, тенденций педагогических процессов, эффективности предпринимаемых мер по совершенствованию практики, определение перспектив ее совершенствования в связи с социальными изменениями в стране;
6) проективно-конструктивная -- разработка научно обоснованных целей и путей совершенствования педагогической практики;
7) организационно-методическая -- разработка и совершенствование способов организации и методов построения педагогических систем и процессов, обеспечивающих достижение поставленных целей;
8) практически преобразовательная -- участие во внедрении в практику научно-педагогических знаний, разработанных предложений, интенсивных педагогических технологий и эффективного (передового) педагогического опыта; повышение уровня и эффективности педагогической ра,5оты, а с ее помощью и содействие развитию общества;
9) интегрирующая -- организация взаимодействия различных лиц и структур общества для единства действий в достижении педагогических целей, а также использования в педагогической практике положений и рекомендаций других наук, могущих повысить ее эффективность;
10) профессионально-педагогическая -- формирование и повышение педагогического мастерства и культуры субъектов педагогической деятельности, а также необходимой педагогической компетентности других лиц, чья деятельность в иных сферах влияет на достижение оптимальных педагогических результатов;
11) воспитательно-просветительская -- повышение уровня педагогической подготовленности населения, развенчание научно некорректных подходов к решению задач воспитания, образования, обучения, развития и самосовершенствования; оказание помощи гражданам в понимании педагогической действительности причин ее состояния, овладении умением лучше понимать себя, других и свое Влияние на них; побуждение к активной и цивилизованной самореализации, разумному поведению, здоровому, безопасному, граждански активному образу в жизни, участию в профилактике педагогической запущенности детей и преодоления допущенных ранее ошибок;
12) педагогически-организующая -- содействие развитию педагогического движения и педагогического всеобщего обучения в стране, их форм, свойственных гражданскому обществу; подъем общего уровня культуры и научности решения педагогических задач, приличествующих и потребных цивилизованному государству и обществу; пропаганда научно-педагогических знаний (Столяренко А. М., с. 75-79).
По мнению других авторов, существует иная классификация педагогических задач:
1) задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля, поведения или общения и т. д.);
2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников;
3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;
4) задачи по организации деятельности учащихся;
5) задачи по формированию общественного мнения коллектива;
6) задачи по переориентации ученика;
7) задачи по изменению отношения к учителю;
8) задачи по закреплению привычки, интереса;
9) задачи по умению самоконтроля слов и действий ученика;
10) задачи по росту самостоятельности;
11) задачи на развитие и проявление творчества;
12) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;
13) задачи по педагогическому стимулированию;
14) задачи по самовоспитанию (Бордовская Н. В., с 208).
Педагогика -- социальная наука, имеющая социальное предназначение. Потребности жизни определяют ее интересы, усилия и организацию. Она представляет собой производство новых и улучшение имеющихся педагогических знаний, технологий и более совершенных образцов педагогической действительности во имя интересов человека и общества. Педагогика -- общественная сала, широко включенная в производство цивилизованной жизни, материальных и духовных ценностей, борьбу с невежеством в умах и практике, способная перманентно и существенно повышать свой вклад в их результаты. Главная социальная миссия педагогики -- преобразующая, прогрессивно-производительная, совершенствования жизни и будущего, а передача опыта поколений лишь база для этого. Ее поддержка обществом и государством обладает ничем не заменимыми и высокими социальной ценностью, результативностью и рентабельностью (Столяренко А.М., с. 75-79).
Заключение
В данной курсовой работе, посвященной изучению предмета и задач педагогики были рассмотрены область знаний педагогики как науки о воспитании, основные исторические этапы ее развития, а также связь педагогики с другими науками, что в конечном итоге позволило выявить объект, предмет, а также основные функции и задачи современной педагогики, развивающихся вместе с социальными потребностями общества.
Итак, педагогика - это наука, изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогический процесс и педагогическая деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых - цель и результат исследования ее объекта и предмета. Сколь на различны по целям содержанию, по задачам и технологиям выделенные курсивом процессы, они верно отражают происхождение и сферу внимания и влияние педагогики. Происхождение - потому что она - ровесница человечества, которое еще формируясь стало задумываться о воспитании о обучении новых поколений, а для этого - о необходимости передачи им своего опыта и организации собственного опыта потомства.
Область внимания и влияния научной педагогики связана с изучением и с реализацией педагогических явлений и процессов. Возможны разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование -- сфер обучения и воспитания, а предметом -- закономерности процессов, происходящих в системе отношений, которые формируются в этой сфере.
Педагогика как наука выполняет самые различные задачи и функции. Но всех объединяет то, что они направлены в первую очередь на воспитание и образование человека, играя важную роль в развитии современного общества, а также будущих поколений. Каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры, как составляющей общей культуры.
Использованная литература
1. Бордовская Н. В., Реан Н. А. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»)
2. Естествознание. Электронный Большой энциклопедический словарь. Mastersoft. ТОВ «Фортресс Паблишинг», 2004.
3. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: просвещение, 1984. - 496 с.
4. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающимся по педагогическим специальностям / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 479 с.
5. Педагогика. Учебное пособие / Под. ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2006. - 432 с. (Основы наук)
6. Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб для студентов высш. Учеб. Заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.
7. http://www.ucheba.ru/referats/26889.html
8. http://www.edu-zone.net/show/176467.html
9. http://www.pedlib.ru/Books/1/0444/1_0444-72.shtml
10. http://www.twirpx.com/files/humanitarian/pedagogics/refs/
11. http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=49935CAD190F4D5C8390E82BF61F35C3
Приложение
Рис. 1. Педагогика - наука о воспитании
Рис. 2. Функции педагогики
Рис. 3. Схема макроструктуры педагогической действительности
Страницы: 1, 2, 3, 4