· По источнику возникновения - на основе педагогического опыта или научной концепции
· По целям и задачам - формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности
· По возможностям педагогических средств - какие средства воздействия дают лучшие результаты
· По функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии - диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями и т.д.
Методы обучения - это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
Выделяют следующие методы обучения:
1. Пассивный метод - форма взаимодействия учителя и учеников, в которой учитель является основным действующим лицом и самостоятельно руководит ведением урока, в то время как учащиеся являются пассивными слушателями. В данном случае связь учителя и учащихся осуществляется посредством контрольных работ, опросов, тестов и т.д. Этот метод наиболее распространен в ВУЗах, где преподавателю важно дать большой объем информации при ограниченных временных рамках, а учащиеся представляют собой взрослых, сформировавшихся людей, которые имеют четкие цели изучить предмет, а соответственно их заинтересованность отражается на их внимании к лекции.
Активный метод - форма взаимодействия учителя и учеников, в которой учитель и ученик взаимодействуют друг с другом, и тогда ученик уже не просто слушатель, а активные участник урока. Здесь преобладает демократический стиль, то есть учитель и ученик находятся на равных условиях.
2. Интерактивный метод - ориентирован на более широкое взаимодействие не только учителя и учеников, но и учеников друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. Учитель разрабатывает план урок, целью которого - изучение материала с помощью упражнений и заданий. Соответственно, основой такого метода является интерактивные задания, выполняемыми учащимися. Важно, что этот метод наиболее предпочтителен для работы с дошкольниками. А главный вид занятий в интерактивном методе - это игра.
Форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.
Рассмотрим более подробно содержание занятий.
Содержание занятий
Занятия должны быть направлены на развитие коммуникативных умений, на изучение страноведения, а так же ознакомление с фонетикой, лексикой и грамматикой.
Есть несколько видов занятий, которые способствуют ознакомлению со всеми этими аспектами.
1. Повседневное занятие - регулярные занятия, строящиеся по определенному плану преподавателя, нацелены на освоение материала в рамках обычного урока
2. Праздник - интегрированное занятие. Носит тематический характер. Нацелено на развитие творческих способностей, использование различных навыков, приобретенных на занятиях.
3. К таким праздникам можно отнести - 8 марта «День матери», Новый Год, День Защитника отечества «День пап». Во время таких занятий перед ребенком стоит определенная цель - поздравить с праздником, используя наработанные навыки и знания.
4. Творческое занятие - постановка пьес, музыкальные спектакли, нацеленные на усвоение пройденного материала в виде игры и взаимодействия не столько «Учитель-ученик», сколько «ученик-ученик». К этим занятиям подходит интерактивный метод.
5. Дети в таких условиях свободней общаются, предлагают свои идеи, которые важно не упустить, инициатива и активность участия поощрительна.
Если рассматривать план повседневного обычного занятия, то проходит оно по наиболее распространенной форме.
ь Приветствие
ь Фонетическая зарядка, или гимнастика языка
ь Основная часть (знакомство с темой, «Что мы будем делать сегодня?», игра по выбранной теме)
ь Итоги работы детей - обязательно оценка действий и похвала за старания
ь Прощание.
По такой схеме проводятся большинство занятий, тема занятий может быть направлена как на развитие и ознакомление с одним аспектом изучения (например страноведение или изучение фонетики и лексики), или же на несколько одновременно.
Стоит подробнее изучить основную часть занятия - игру.
1. Образовательная задача:
a. Познакомить детей с животными жарких стран
b. Использование третьего лица единственного числа с окончанием -s (V1+s)
2. Воспитательная задача: развивать свободу общения детей, рискованность.
Занятие
1. Приветствие. К детям приходят в гости «английские дети»: John and Alice(куклы).
-Good afternoon, Alice (John)!
-Good afternoon, boys and girls!
Воспитатель рассказывает, что английским детям и русским легко общаться, так как они знают язык друг друга и звуки (повторение знакомых звуков).
2. Путешествие в зоопарк, чтобы узнать животных жарких стран.
Основа - игра
«Monkey, see! Monkey, do!
The monkey hop-hop-hops around 2раза
Monkey, see! Monkey, do!
The monkey hops the same as you»
Затем приходит слон, зебра, кенгуру.
«The elephant stamp-stamp-stamps around 2 раза
Elephant, see! Elephant, do!
The elephant stamps the same as you!»
Глаголы меняются на «runs, jumps».
3. Alice и John рассказывают, как правильно сказать, как действуют животные в игре. Большой кубик - глагол, маленький кубик - его окончание -s. Дети рассказывают, как играют их любимые животные. Дать возможность детям выбрать.
4. Прощание : - Good bye, Alice! Good bye, John!
Занятие «Части тела» - ритмо-музыкальная игра с совершенствованием фонетики с погружением в язык, направлена на запоминание частей тела и числительных.
Преподаватель с детьми называет части тела, указывая на них. Параллельно ребенок должен называть количество называемых частей тела. Для упрощения усвоения материала игра сопровождается музыкой (см.Приложение 1).
Занятие «О себе» или «Кто я?» - игра ситуативная, репродуктивного характера. Предусматривается импровизация, если ребенок захочет что-либо добавить к высказыванию.
Задачи
I. Образовательная цель - развитие навыков монологического высказывания на известном языковом материале: «Здравствуйте. Меня зовут Миша. Мне 5 лет. Мне нравится Саша»
II. Воспитательная цель - развитие дружеских чувств.
III. Звуки [g][u][d][?]
Ход занятия
Игра проводится по цепочке. Дети изображают из себя актеров. Воспитатель говорит: «Мы в театре. Вы выходите на «сцену», немного говорите о себе. Здороваетесь, называете себя, говорите, что вам нравится.
«Good morning. I am Misha. I am five. I like Sasha.»
Когда вы назовете имя, выходит этот ребенок, берет вас за руку и расскажет о себе. Затем на «сцене» появляется третий, четвертый ребенок, и мы рассказываем, какие мы дружные и любим друг друга.
Занятие «Учимся считать» - музыкальное занятие.
Ход занятий
Преподаватель выйти на «сцену» первого ребенка. И задает вопрос:
«How many children do you see?» - Сколько детей ты видишь?
Ребенок отвечает - «I see ten children» - Я вижу десять детей.
Тогда преподаватель просит посчитать их: «Count them».
Вместо детей дети могут подставлять любые известные им слова - apples, flowers, chickens. Исполняя песню, важно научить детей поочередно загибать пальцы на руках (см.Приложение 2).
Занятие «Глагольные формы 1 лица ед. числа и 1 лица мн.числа» - ситуативное занятие
I. Воспитательная цель - осознание себя в коллективе.
II. Образовательная цель - построение речевого образца:
«I (We) + V1(глагол І формы)» на материале глаголов : run, jump, swim, fly. То есть - We jump. I jump.
III. Умения и навыки: правильно повторить движение и слово.
IV. Звуки [r], [?], [w]
1. Приветствие: «Good morning!»
2. Фонетическая зарядка на звуки (см.пункт IV)
3. Напоминание детям, что в детском саду они все делают вместе, привести примеры совместных действий, подчеркивая местоимение WE.
4. Игра «Посмотри и повтори» («Зеркало»). Дети в «волшебной стране». «Зеркала» тоже волшебные в этой стране. Например, Саша прыгнет и скажет: «I jump» и «зеркала» тоже прыгнут и скажут «We jump». «Зеркалами» могут быть 5-6 детей.
Далее игру можно продолжить и разнообразить. Например: «Волшебное королевство заколдовал злой волшебник, зеркала стали кривыми. Движение надо повторить по-другому, а назвать так же. Кривые зеркала говорят: «Мы бежим» вслед за ведущим-ребенком, а сами прыгают.
5. Прощание: «Good bye, children! - Good bye, teacher!»
Заключение
Особенностями обучению иностранному языку являются учитывание основных факторов, таких как - наследственность, среда и воспитание. Важно учитывать возрастные, лингвистические и индивидуальные особенности дошкольника в формировании процесса обучения. Готовность школьников обсулавливается возрастов 5-6 лет. Понятие лингвистические способности, по мнению Леонтьева А.А., отсутствует в принципе. И.Л.Шолпо согласна с Леонтьевым А.А., однако считает что можно выделить основные параметры, по которым все же возможно судить о большей или меньшей одаренности человека к языкам.
Выделяются следующие формы обучения: пассивный, активный и интерактивный. Для работы с дошкольниками, последний наиболее приемлем. Обучение дошкольника иностранному языку интерактивным методом наиболее эффективно при использовании в качестве вида занятия игру.
Игра нацелена на взаимодействие ученика и учителя на равных правах, примеряя на себя различные роли в воображаемых ситуациях. Такой подход удобен для усвоения как лексико-грамматического, так и коммуникативного, и страноведческого. Таким образом можно заключить, что игра - вид деятельности, направленный на быстрое, углубленное и приближенное к пониманию детей дошкольного возраста изучение материала. Важно так же отметить, что ребенок должен иметь положительную мотивацию и интерес к игре.
Вопросами дошкольного образования занимались следующие ученые: Негневицкая Е.И., Шолпо И.Л., Выготский Л.С., Футерман З.Я. и другие.
Библиография
Агурова Н.В. Гвоздецкая Н.Д. Английский язык в детском саду. - М., 1963.
Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 1968.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: Стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И. Герцена// Вопросы психологии. - 1966- №6.- С. 62-76.
Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком// Иностранные языки в школе. - 1985. - №5. - С. 24-29.
Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра// Иностранные языки в школе - 1987. - №6. - С. 20-26.
Негневицкая Е.И., Никитенко З.Н., Ленская Е.А. Обучение английскому языку детей 6 лет в 1 классе средней школы: Методические рекомендации: В 2 ч. - М., 1933.
Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. - М., 1981.
Никитенко З.Н. Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей 6 лет в первом классе средней школы// Иностранные языки в школе. - 1991. - №4. - С. 52-59, 71.
Футерман З.Я. Иностранный язык в детском саду. - Киев, 1984.
Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе. Общие вопросы методики. - М., 1947.
Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски: Учебное пособие по методике преподавания английского языка для педагогических вузов, колледжей и училищ по специальности ''Преподаватель иностранного языка в детском саду''. - СПб., 1999.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.
Сердюк Е.Г., Баленко Т.Б. Funny Friends. - М., 1995
Wikipedia.ru
Приложение 1
Приложение 2
Страницы: 1, 2, 3