План конспект урока
I. Организационный момент. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)
- Приветствие;
- Проверка присутствующих;
- Раздача папок с бумагами и необходимыми инструментами;
- Активизация внимания и настрой учащихся на трудовую деятельность.
II. Сообщение теоретических сведений по новой теме.
(время на этот этап урока 5 - 10 минут)
Что такое оригами?
Дорогие ребята! Все вы умеете складывать из бумаги кораблики, пилотки и несложные самолетики. Однако вряд ли вы догадываетесь, что из обычного бумажного квадратика можно сделать тысячи самых разных фигурок. Они могут быть и очень простыми, и очень сложными. Складывание из бумаги - настоящее искусство. Называется оно ОРИГАМИ. Это японское слово. Ведь первыми делать из бумаги разные фигурки стали именно японцы. Случилось это очень давно - много веков назад. Слово ОРИГАМИ так и переводится - «Сложенная бумага». Раньше оригами занимались только японцы. Сейчас оригами начинают увлекаться дети и взрослые. Они не только учатся складывать, известные модели, но и начинают изобретать собственные. Возникли клубы и кружки любителей складывания из бумаги. Появились книжки и журналы, посвященные оригами.
III. Вводный инструктаж. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)
Объяснение учащимся техники безопасности.
1. Работать ножницами и другими режущими инструментами необходимо только по его прямому назначению.
2. Рабочую зону стола содержать в чистоте.
3. Внимательно слушать и следить за действиями учителя при объяснении материала.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
(время на этот этап урока 20 - 30 минут)
На первом же уроке с обоими классами мы пытаемся изготовить изделие. И первое изделие - это классическая модель - стаканчик (процесс изготовления стаканчика представлен в приложении курсовой работы, см. прил. Стр. 51). (Однако первой группе предлагается, просто, повторять за действиями учителя, а другой группе, помимо, демонстрации учителя, предоставляется показ видео изготовления этого изделия).
1. Ученики повторяют действия учителя, т.е. следят и выполняют последовательные этапы загиба бумаги.
2. Запоминают процесс выполнения изготовления.
V. Текущий инструктаж. (во время самостоятельной работы учащихся)
Проверка соблюдения правил безопасности учащимися и помощь советами и подсказками во время выполнения оригами.
VI. Заключительный инструктаж. (к окончанию урока)
Подведение итогов: задание ученикам вопросов по теме данного урока, оценивание изготовленных изделий.
VII. Домашнее задание. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)
Первой группе класса необходимо выполнить дома и принести на следующий урок все те изделия из бумаги, которые они умеют делать, используя лишь метод загиба (самолётики, кораблики и т. Д.). Другой же группе необходимо выполнить аналогичное задание, но при этом по возможности раскрасить свои изделия, используя краски, карандаши, фломастеры или же применить цветную бумагу.
VIII. Уборка помещения.
Наведение порядка и разложение инструментов по своим местам.
Урок №2
Структура урока
1. Урок №2
2. Класс - 3
3. Тема урока - знакомство с условными обозначениями
4. Объект труда - изучение условных обозначений
5. Оборудование - бумага, ножницы, линейка и карандаш
6. Цель - формирование личности учащегося
7. Задачи - воспитательная и развивающая
8. Принцип - наглядности
9. Методы - словесные, наглядные, практические
10. Форма обучения - фронтальная
11. Время - 50 минут
II. Проверка ЗУН полученных на предыдущем уроке. (время 5 - 10 минут)
- Предыдущий урок был посвящён теме: «Истории оригами» (Задание вопросов, проверка знаний);
Вопросы:
1. Что означает слово Оригами?
2. Страна зарождения искусства Оригами.
3. Из чего делается бумага?
Ответы:
1. Оригами - это искусство складывания бумаги.
2. Страна зарождения Оригами - Япония.
3. Бумага делается из древесных пород.
III. Сообщение теоретических сведений по новой теме. (3 - 5 минут)
Изучение условных обозначений в оригами. (см. прил. Стр. 41-42).
IV. Вводный инструктаж. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)
Объяснение учащимся изготовление классической модели - коробочка. Процесс изготовления осуществляется по схемам с обеими группами, комментированием со стороны учителя пошаговых действий, а так же применяя методику преподавания урока используя видео демонстрацию изготовления коробочки со второй группой. (схема и видео ролик изготовления коробочки находится в приложении курсовой работы, см. прил. Стр. 52).
I) Самостоятельная работа учащихся. (длительность этап 20 - 25 минут)
VI. Текущий инструктаж. (во время самостоятельной работы учащихся)
Проверка соблюдения правил безопасности учащимися и помощь советами и подсказками во время изготовления коробочек.
VII. Заключительный инструктаж. (к окончанию урока)
Подведение итогов: задание ученикам вопросов по теме данного урока, оценивание изготовленных изделий и выставление оценок ученикам.
VIII. Домашнее задание. (время на этот этап урока 3 - 5 минут)
1. Знать и уметь читать схемы условных обозначений оригами.
2. Выполнить и принести на следующий урок предложенное учителем изделие.
IX. Уборка помещения.
Наведение порядка на рабочих местах.
(Все последующие уроки осуществлялись в подобном роде).
2.7 Достоинства использования и проведения экспериментальных методик при изучении курса оригами
Безусловно, главным моим помощником в преподавании курса оригами был учебный проектор и подготовленные видео ролики, на которых были представлены пошаговые процессы изготовления изделий.
Данная методика:
· упрощала для меня многократный показ изготовления одного и того же изделия (была возможность, в любое время, снова запустить показа видео, нажать паузу и снова вернуться на предыдущий шаг операции изготовления изделия);
· сэкономила время преподавания (была возможность не только успеть изготовление запланированного на урок изделия из бумаги, но и позволила выполнить с ребятами дополнительное изделия);
· позволила эффективно использовать его даже в тех случаях, когда мне приходилось отлучиться на некоторое время (автоматизированное транслирование видеоролика, циклично повторяла операции изготовления оригами);
· заинтересовывала учеников к урокам (ребята с охотой выполняли предлагаемые изделия).
Следующей методикой в преподавании уроков оригами было использование со второй группой цветных бумаг на изготовление поделок. Результат не заставил себя ждать. Учащиеся, довольно, с лёгкостью выполняли предлагаемые им изготовление изделий.
· помогла лучше воспринимать выполнение последовательных действий, так как бумага имеет две стороны с различными цветами, и ученикам было понятно, куда был выполнен тот или иной загиб;
· позволила лучше увидеть очертания, загибы и непосредственно саму форму изделия;
· способствовала к сокращению изготовления изделий и их доработки для окрашивания;
· гораздо больше заинтересовывала детей к выполнению оригами.
Несомненно, задание домашних работ на выполнение изделий без участия в этом учителя, является проблемной задачей. И решением этой проблемы было использования ещё одной методики. Ребятам на дом довались схематические листы, на которых вместо схематических изображений были приклеены загнутые листочки, полностью предоставляющие обзор пошаговых действий.
· упрощала изготовление изделий;
· позволила понять последовательность выполнения работы;
· способствовала пониманию процесса изготовления даже тем людям, которые ни разу не встречались с искусством оригами.
Заключение
Использование всех этих методик показала эффективность преподавания уроков оригами. Участники экспериментальной группы овладели искусством оригами, гораздо лучше тех, с кем процесс обучения проходил на стандартной, традиционной форме. Тем не менее, оба класса очень поразили меня своим терпением и большим желанием изучения оригами. Для меня же было очень приятно видеть заинтересованность детей в данных уроках. Притом, что и для меня оригами является ещё далеко не разгаданным видом искусства.
Используемая литература
1. Артистова У. Своими руками - оригами. // Народное творчество. - 1995. - №1. - С. 25-27.
2. Афонькин С.Ю. Международные условные знаки, принятые в оригами/ С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина // Оригами на праздничном столе. - М., 1996. - С. 2-3.
3. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - 5-е изд. - М.: Аким, 1998. - 207 с. - Библиогр.: 206-207.: ил.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5