Рефераты. Применение оорных схем на уроках литературы в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи

p align="left"> Список литературы

1. Основы теории практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.

2. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. Ростов н/Д., 2004.

3. Марацман В.Г. Проблемное изучение литературного произведения. М., 1977.

4. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе. Ленинград, 1968.

5. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы: Учебник для студентов пед. вузов. М., 2004.

Приложение 1

Приложение 2

Примеры уроков литературы с использованием опорных схем

Урок 1. «Проблема образованности в произведении Н.С. Лескова «Левша»

Цель урока: вывести учащихся на формулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения.

I. После прочтения произведения Н.С. Лескова «Левша» вспоминаем, какое действие происходит в этом произведении.

- Император хочет превысить мастерство англичан.

II, III. Каким образом он хочет этого добиться?

- привлечь Левшу, чтобы он что-нибудь сделал с блохой.

IV. Что же произошло? Что сделал Левша?

- подковал блоху.

V. А что не устраивало в подкованной блохе?

- блоха перестала танцевать.

VI. Давайте подумаем, что необходимо сделать, чтобы подкованная блоха танцевала?

- учащиеся предлагают решение.

VII. У Левши есть золотые руки, но не хватает технических знаний, надо учиться, ему предлагают англичане получить образование и остаться жить в Англии, но Левша не остаётся, почему?

- учащиеся отвечают.

- Посмотрите, пожалуйста, на схему, нарисованную на доске:

- Давайте представим, что Левша остаётся в Англии, что для него хорошо, а что плохо? (хорошо - приобретает знания, плохо - теряет Родину, родителей)

- А что с ним стало, когда он вернулся в Россию? (хорошо - приобретает Родину, родителей, плохо - умирает никому ненужный, не получает образования.)

- А теперь подумайте и скажите, какая задача встаёт перед нами?

- Жить в России и учиться в Англии.

- А ещё лучше?

- Жить и учиться в России.

К доске выходят 5 человек написать своё решение, повторяющееся вычёркиваем.

Урок 2. «Проблема человеческих взаимоотношений в произведении В.Г. Распутина «Уроки французского»

Цель урока: вывести учащихся на формулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения.

Ход урока.

Назовите, пожалуйста, всех, с кем вы познакомились в произведении.

Подумайте, без кого из главных героев не произошло бы главное действие, и не было бы рассказа?

- Без мальчика.

Делаем вывод: мальчик - главный герой рассказа.

2. Скажите, что происходит с нашим героем в этом произведении?

- Он уезжает из родной деревни учиться в районный центр. Это является главным действием в рассказе.

А теперь найдите в тексте отрывки, которые характеризуют жизнь мальчика до отъезда в район и жизнь на новом месте.

3. Скажите, с кем общается мальчик?

4. А теперь посмотрите, с кем у мальчика хорошие отношения, а с кем нет, и найдите этому подтверждение в тексте.

Мать - хорошее; деревенские жители - хорошее; т. Надя с детьми - плохое; учительница - он чувствовал себя неловко, у него внутренний конфликт; деревенские пацаны - плохое; директор - прямого контакта не происходит, мальчик боится его.

5,6. Подумайте и скажите, с кем из этих людей мальчик общался больше всего?

- С учительницей.

7. Если посмотреть на их отношения, то можно определить, с кем из них мальчик живёт дружно, а с кем нет.

Вывод - у мальчика с т. Надей, районными пацанами, учительницей, директором происходит конфликт.

А теперь определим пространство этого конфликта, т.е. где он происходит, в каких местах мальчик общается с этими людьми?

деревня районный центр.

школа дом т. Нади дом учительницы улица

+ + + +

Вывод - конфликт происходит постоянно, как только мальчик уезжает из родной деревни.

8. Когда происходит конфликт?

- Постоянно, в районном центре.

9. Почему происходит конфликт? Из-за чего?

- Из-за самого мальчика.

Почему?

- Потому что голод.

Найдите строки, подтверждающие это.

Мальчик постоянно голодал. Не было бы голода, мать не отправила бы его в район, т. Надя не воровала бы продукты, он не стал бы играть в чику с пацанами, учительнице не пришлось бы искать способы накормить его, соответственно не стала бы играть с ним в пристенок, и её не уволили бы.

Послушайте, я зачитаю вам отрывки, а вы сделайте вывод, какую черту характера можно выявить у мальчика?

- гордость.

На доске схема. Посмотрите на доску, что у нас получается.

10. Подумайте, что должна была сделать Лидия Михайловна, чтобы мальчик стал сытый и не потерял собственного достоинства?

11. Ученики находят решение этой проблемы и объясняют, как они пришли к такому решению.

Урок 3 «Проблема маленького человека в произведении А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Цель урока: вывести учащихся на формулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения.

План урока:

1. Выявление главного героя, действия, происходящего с ним, круга общения.

2. Постановка проблемы.

3. Методы решения проблемы.

Ход урока.

I. 1. Ребята, мы с вами прочитали произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

- Назовите, пожалуйста, всех, с кем вы познакомились в этом произведении.

- Подумайте, без какого из этих героев не произошло бы главное действие?

- Самсон Вырин,

- Найдите описание Самсона Вырина в тексте.

2. Скажите, что происходит с нашим героем в этом произведении?

- Он теряет дочь, спивается, умирает.

- Найдите описание жизни Самсона Вырина до отъезда дочери и после отъезда.

3. Скажите, пожалуйста, с кем общается Самсон Вырин?

II. 1. А теперь посмотрите, с кем у Вырина хорошие отношения, а с кем нет, найдите этому подтверждение в тексте.

Дуня - сначала хорошие, потом нет;

Минский - плохие, хорошие, плохие;

проезжающие - неважные.

2., 3. Подумайте и скажите, с кем из этих людей Самсон Вырин общался больше всего?

- С Дуней и Минским.

4. Если посмотреть на их отношения, то можно определить, с кем из этих людей Вырин живёт дружно, а с кем нет

Вывод: у Вырина с Дуней, Минским, проезжающими происходит конфликт.

А теперь определим пространство этого конфликта, т.е. где он происходит, в каких местах Вырин общается с этими людьми?

Станция Петербург

+ +

Вывод - конфликт происходит везде.

5. Когда происходит конфликт?

- Постоянно

6. Почему происходит конфликт? Из-за чего?

- Из-за самого Вырина.

Почему? Почему Дуня сбегает от отца? Почему Минский стыдится Вырина? Найдите подтверждение в тексте.

- Потому что он был человеком неинтересным, не хотел саморазвиваться, у него не было любимых занятий, дочери было с ним скучно, у неё не было будущего, останься она на станции с отцом.

- А теперь найдите в тексте те строки, в которых говорится о страданиях Дуни после смерти отца.

Вывод: Значит, Дуня всё-таки любила отца.

У нас получается такая схема:

III. Подумайте, что мог сделать Самсон Вырин, чтобы у него минусы в отношениях с людьми поменялись на плюсы?

Учащиеся находят решения этой проблемы и объясняют, как они пришли к такому решению.

Урок 4 «Сказка - ложь, да в ней намёк» по сказке А.П. Платонова «Волшебное кольцо»

Цель урока: Вывести учащихся на формулирование самими ими темы урока, постановку проблемы и методов её решения.

Ход урока.

I. Прочитав сказку А.П. Платонова «Волшебное кольцо», скажите, с какими героями мы познакомились.

- Семён, мать, кошка, собака, змея, царь змеиный, Аспид, жена Семёна (царская дочь).

- А теперь представим, что мы попали в театр, и сегодня у нас в гостях побывают эти герои. Тема нашего урока: «Сказка - ложь, да в ней намёк». Поэтому вы должны не просто внимательно смотреть сцены из сказок, но ещё и пробовать проанализировать некоторые эпизоды.

II. Встречаем наших актёров!

1-й эпизод - Семён покупает животных.

Просмотрев отрывок из сказки, скажите, что здесь произошло?

- Семён отдал последние деньги, чтобы спасти животных.

- Почему?

- А сейчас, в наше время, такое возможно?

- Что можно сделать, чтобы люди стали добрее?

- Скажите, а всё ли хорошо в эпизоде, который мы с вами просмотрели?

- Хорошо то, что Семён спас животных, т.е. приобрёл друзей, а плохо то, что он отдал последние деньги.

- Получаем схему:

III. В следующем эпизоде, который мы с вами посмотрим, как змеиный царь награждает Семёна кольцом.

- Что хорошего в этом эпизоде?

- Семён приобретает кольцо, т.е. благополучие.

- А что происходит для Семёна плохого?

- Приобретает врага Аспида.

Получается схема:

- Скажите, а Семён знал, что Аспид ему враг?

- Нет.

- А почему, чего ему не хватало, чтобы догадаться?

IV. Вновь встречаем наших героев, они покажут нам женитьбу Семёна.

- Ну а что же происходит здесь?

- Жена предаёт Семёна, значит, добро не всегда творит добро, а иногда и порождает зло.

- Скажите, а любила ли его жена?

- Нет.

- А зачем она вышла за него замуж?

- Из-за богатства.

- Получаем схему

- Как мечту свою осуществить так, чтобы потом не предали?

V. А нужна ли была вообще эта сказка? Можно ли было обойтись без кольца? Вспомните, как начиналась сказка.

- Нет, не было работы.

Вывод: Если бы была работа, то Семён со своей добротой мог бы и не взять кольцо.

- А можно ли было, даже находясь в таких условиях, найти работу? Связать с нашей жизнью.

- Можно.

- Вспомните пословицы, которые подходят к нашей сказке.

- У меня на доске записаны пословицы, прочитав которые, скажите, какой намёк нам даёт сказка?

- Счастье без ума - дырявая сума.

- Труд человека кормит.

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Знай сверчок свой шесток.

- Под лежачий камень вода не течёт.

- Лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Чему же научила нас эта сказка?

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.