Важной положительной стороной проблемного обучения является его развивающий характер. Изложение делается более доказательным и потому убедительным. Учащиеся мыслят творчески, диалектически, приучаются к поиску. Обучение с использованием такого подхода более эмоционально, что способствует повышению интереса к учению, оказывает воспитывающее воздействие, так как это формирует убеждения и в конечном счете мировоззрение, обеспечивает прочность знаний, так как знания, добытые путем самостоятельного поиска, всегда удерживаются сознанием дольше полученных в готовом виде.
В результате осуществления проблемного подхода учащиеся приобретают новые знания, устанавливают новые связи между известными и неизвестными фактами и понятиями. Проблемное обучение можно использовать и как способ диагностики интеллектуальных возможностей учащихся.
К недостаткам проблемного подхода следует отнести слабую управляемость мыслительным процессом. Однако в этом заключено и его преимущество, так как творческое мышление требует свободы. Осуществление проблемного подхода требует гораздо больше времени.
2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОДНОООСНОВНЫЕ КИСЛОТЫ»
Разнообразие функциональных групп и их различное расположение в углеводородных остатках являются причиной разнообразия как физических, так и химических свойств кислот.
Несмотря на то, что карбоновые кислоты относятся к слабым кислотам, различие в их кислотности может быть очень велико. Так, трихлоруксусная кислота С13С - СООН в 700 раз сильнее уксусной СН3 - СООН. Ароматические кислоты, как правило, сильнее алифатических, а дикислоты с близко расположенными карбоксилами (НООС-СООН - щавелевая, НООССН2СООН - малоновая) намного сильнее монокарбоновых кислот.
Карбоновые кислоты образуются при окислении альдегидов:
Эта реакция протекает очень легко, и при окислении спиртов часто сразу получают кислоты, а не альдегиды:
СН3СН2ОН + О2 СН3СООН + Н2О
Гидроксильные группы в карбоксиле могут замещаться на другие остатки с образованием производных карбоновых кислот:
сложный эфир
амид
Если для реакции вместо монокислоты (одноосновной) взять дикислоту (двухосновную), а вместо спирта и амина - двухатомный спирт и диамин, то могут быть получены полимеры, в том числе полиэфиры, на основе которых получают синтетические волокна.
Производные многих карбоновых кислот, особенно алифатических, содержатся в таких природных соединениях, как жиры и белки. Следовательно, карбоновые кислоты и их производные играют важную роль в физиологии животных и растений. Эти вещества широко используются также для получения лекарственных препаратов (салициловая кислота и ее производные), витаминов (аскорбиновая кислота - витамин С), моющих средств и т.д. [4]
Соединение
Т.пл.С
Т. кип., С
d
НСООН
8,4
100,7
1,22
СН3СООН
16,6
118,1
1,049
СН3СН2СООН
-22,4
141,1
0,992
СН3СН2СН2СООН
-7,9
163,5
0,959
СН3СН(СН3)СООН
-47
154,5
0,949
СН3СН2СН2СН2СООН
-34,5
187
0,942
СН3СН(СН3)СН2СООН
-37,6
176,7
0,937(15 С)
СН3(СН2)14СООН
64
271(13,3 кПа)
0,853(62 С)
СН3(СН2)16СООН
69,4
291(13,3 кПа)
0,847(69 С)
Кислота
pKa
4, 90
Наиболее сильной из монокарбоновых кислот является муравьиная. Введение алкильных групп уменьшает кислотность, что объясняется электронодонорным действием алкильных групп.
Страницы: 1, 2, 3