Рефераты. Принципы построения обучающих программ по народному художественному творчеству

p align="left">Пятый этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями декоративно-прикладного искусства.

Шестой этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.

Первый и второй этапы эстетического освоения учащимися народного искусства протекают в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайде. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные и музыкальные произведения. Исследователи народного творчества неоднократно указывали на общность художественных образов в песенном, сказочном и изобразительном творчестве народа. Так В.М. Василенко пишет: «Общий приподнятый и несколько торжественный характер крестьянского изобразительного искусства, говорящий о потребности в украшении, о некоторой своеобразной идеализации отдельных событий, предметов, может быть сопоставлен с такой же возвышенной трактовкой многих образов в фольклоре - в сказках, былинах, легендах, где герои их зовутся царями, царевичами, королевичами, со свадебными песнями, где выступают «бояре», «боярышни», «купцы», а жених с невестой величаются «князем и «княгиней»[2, с. 72]».

Эмоциональным восприятием учащимися произведения народного искусства не должен ограничиваться процесс эстетического познания школьниками художественных свойств предмета. Иногда учителю приходится преодолевать элементы субъективности в оценках. В этом плане серьезную помощь может оказать искусствоведческая литература, посвященная анализу художественного образа в декоративно-прикладном и народном искусстве. Это труды известных искусствоведов А.Б. Салтыкова, В.С. Воронова, А.К. Чеклова, В.М. Василенко, А.И. Некрасова и др. Практика работы с учителями по изучению народного творчества на уроках позволяет вычленять важные моменты для определения художественности произведения народного искусства: 1) связь между формой предмета и его назначением; 2) взаимосвязь между формой и материалом, из которого выполнена вещь; 3) связь между формой предмета и его крашением.

Третий и четвертый этапы эстетического усвоения народного творчества связаны с процессом углубления представлений учащихся о художественном образе. Учитель должен подготовить материалы, объясняющие учащимся происхождение той или иной художественной вещи. Он должен помочь детям представить художественную вещь в среде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться красотой её формы, росписи, но и применять её в быту. Пропорции, цвет, форма художественной вещи связаны с общей обстановкой, с ансамблем того предметного мира, в котором мы живем. Если на уроке учащиеся знакомятся с художественными вещами XVIII или XIX веков, то соответственно необходимо показать ту среду, в которой жили эти вещи. На помощь учителю могут прийти многочисленные таблицы, связанные с курсом истории в средних классах.

Завершается процесс эстетического освоения учащимися народного творчества непосредственным участием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетического познания учащихся и художественной их практике на материале народного творчества мы видим один из действенных принципов развивающего обучения на уроках изобразительного искусства.

Виды учебно-воспитательной работы, знакомящие школьников с народной художественной культурой.

Для формирования у детей способности глубоко и полно воспринимать произведения декоративно-прикладного и народного искусства можно использовать разнообразные виды учебно-воспитательной работы: сочинения (устные и письменные), анкеты, тематические и музыкальные утренники, экскурсии.

Небольшие сочинения, в которых учащиеся излагают свои знания, выражают отношение к произведениям народного творчества, могут быть заданы на разные темы. Например, в III классе учителя успешно проводят сочинения на тему: «Что я знаю о Хохломе?» Такой вид письменной работы помогает учителю проконтролировать знания учащихся об одном из ведущих художественных народных промыслов. Сочинение может быть посвящено одному художественному предмету. Важно, чтобы ученик высказал свои отношение к форме, цвету, рассказал. Что и как он видит в произведении.

В отличие от сочинения, анкеты нацеливают учащихся на краткий ответ. В анкете, предназначенной младшему школьнику, помещен один вопрос. Характер вопросов может быть разным, важно, чтобы учитель искал эффективные и разнообразные пути познания учащимися произведений декоративно-прикладного и народного искусства.

Доступными для учащихся могут быть вопросы, в которых просят что-то перечислить, назвать, чему-то дать определение. Например, «Перечисли предметы, которые могут быть украшены узором. Назови город, село, которые прославились своими художественными промыслами. Дай определение, что такое орнамент или ритм» и т. д.

Содержание вопроса или ответа можно выразить с помощью рисунка, фотоматериалов. С этой целью можно дать, например, ученику иллюстрацию, в которой он находит среди различных деревянных матрешек семеновскую.

В зависимости от цели, анкетирование можно проводить и фронтально, и выборочно.

Анкеты, как и сочинение, - виды учебно-воспитательной работы, проводимой в классе. Внеклассные формы работы по эстетическому воспитанию детей связаны с оформлением детских праздников. Утренники или сборы, посвященные русским народным сказкам и загадкам или русским народным песням и танцам, могут стать подлинными художественными событиями в жизни ребят. В песенном и устном народном творчестве, в орнаментальных композициях, украшающих предметы быта, находит яркое отражение отношение русского человека к прекрасному в природе, складывавшееся в нелегкой борьбе и труде. Прекрасный знаток русской песенной культуры, композитор Б.В. Асафьев отмечал особую силу и жизненность, удаль в мире звуковых образов народной песни. «Всегда, когда слышишь, как русский голос бодро и волево «выносит», словно плетения корней, орнаментику мелодий, сердце говорит, что не итальянские это фиоритуры…, а также отражение действительности, но иной, и ход иной поступью.… И полюбил русский человек свою непокорную природу. Борясь с ней и одолевая её, вот за её упругость и непокорность. И запел, познав упорный труд [2, с. 160]».

Учитель для представления сказки, песни может использовать в оформлении костюма народный орнамент. Элементы народной росписи могут украсить бумажные ленты на фартуках или на рубахах, декоративные цветы на кокошниках и т. д.

Организация экскурсий открывает перед учителем широки простор для привлечения местного художественного материала, чтобы показать связь произведений декоративно-прикладного и народного искусства с жизнью. Объекты разнообразны: отдельные памятники народного зодчества, артели народных художественных промыслов, краеведческие музеи, фабрики по производству декоративных тканей, мебели, посуды, игрушки

Приступая к работе, педагог должен хорошо понимать, что в коллективных формах декоративной деятельности процесс работы и продукт совместного творческого труда связаны не только как действие и результат, но и как взаимосвязанные элементы воспитательно-образовательного процесса, направленного прежде всего на формирование личности младшего подростка (новый уровень самосознания, осознание общественно значимой, художественной ценности предстоящей работы и включенность с полной самоотдачей в нее, приобретение опыта совместных действий, общения, необходимых для работы в коллективе людей).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы современного образования, приведшие к необходимости реформы его системы, связаны не только с изменившимися социальными обстоятельствами, но и с обострением противоречий самого образовательного процесса. Известна проблема отчуждения содержания образования от субъекта образовательной деятельности. Это отчуждение приводит к тому, что образование в своем содержании и формах становится безразличным к индивидуальности, становится закрытым и самодостаточным, утрачивает смыслы, обращенные к субъективности его участников.

В современных социально-экономических условиях дополнительное образование способно преодолеть это отчуждение, приобретая значение не механической достройки базового образования, постоянно расширяющегося образовательного пространства для удовлетворения и реализации постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей. Педагогический потенциал дополнительного образования значителен: оно выступает как мощное средство формирования мотивации к образовательной деятельности, расширяет культурное пространство самореализации личности.

Сфера дополнительного образования способствует развитию ребенка с учетом его индивидуальных способностей, мотивов интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что дополнительное образование может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ребенка по его выбору. Это качество дополнительного образования способствует формированию диалогичных, субъект-субъектных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и ребенком как равноправных субъектов образовательного пространства, что обеспечивает личностный рост каждого субъекта, как необходимую предпосылку жизненного самоопределения и раскрытие творческого потенциала.

Модель образовательного пространства взаимодействия основного и дополнительного образования с позиций синергетики рассматривается как самоорганизующаяся целостность, где каждый участник образовательного пространства выступает одновременно и как объект, и как субъект, и как условие социализации и индивидуализации детей. Эта программа может объединить содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет детям более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала.

Современная массовая культура все дальше уводит людей от народных традиций и фольклорных форм творчества, развивает низкопробные вкусы и приземляет творческие стремления человека. В какой-то степени развитие народного художественного творчества поддерживает общественное мнение, но этого недостаточно, так как в целом психологическая атмосфера в обществе значительно ухудшилась. Эксперты оценивают ее как напряженную, способствующую созданию некачественной продукции, благоприятствующую проявлению негативных чувств, страстей и животных инстинктов, способствующих деморализации. К этому следует добавить отрицательное воздействие на традиционные виды народного творчества научно-технического прогресса в тех антигуманных формах проявления, которые у нас не редки. Кроме того, плодами научно - технического прогресса становится обеднение эмоций и чувств у современного человека. Люди поглощены телепередачами, приобретают новейшую аудио и видеоаппаратуру, увлекаются компьютерными играми.

Важность возрождения, сохранения и развития народного художественного творчества обусловлена его воздействием на духовный мир человека. Заботясь о сохранении народной культуры, мы формируем в людях чувство принадлежности к своему народу, сохраняем нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. В последнее время повысилась его значимость в развитии национальных чувств. Но в то же время народная культура во многом утрачивает свои позиции в регулировании социального поведения и в передаче нравственных норм и ценностей. Она не способна обеспечить решение всех проблем, связанных с социализацией личности в сложных современных условиях, но ее роль и воздействие на человека могли бы быть значительно выше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамян, Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества/ Д. Н. Абрамян/ -- М., 1995.

2. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя/ А. Д. Алехин/ - М.: Просвещение, 1984.

3. Андреев, А.Л. Место искусства в познании мира/ А. Л. Андреев -- М., 1980.

4. Бечак, Б. А. Воспитание искусством/ Б. А. Бечак/ -- М., 1981.-- №11.

5. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина/ -- М., 1974.

6. Гачев, Г. Национальные образы мира / Г. Гачев/ -- М., 1998

7. Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура/ В. Е. Гусев/-- СПб., 1993

8. Дополнительное образование детей. / Под ред. Лебедева, О.Е./ О.Е. Ленбедев/ - М.: ВЛАДОС, 2000.

9. Каган, М.С. Философия культуры/ M. С. Каган/ -- СПб., 1996.

10. Каргин, А.С. Народная художественная культура/ А. С. Каргин/ -- М., 1997

11. Клибанов, А.Н. Духовная культура средневековой Руси/ А. Н. Клибанов/-- М., 1994

12. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества/ Т. С. Комаров/ -- М., 1995.

13. Костромичева, Е.Ф. Русский фольклор/ Е. Ф. Костромичева/ - СПб.,

14. Куликова, С.Т. Культура и личность/ С. Т. Куликова/ - М., 2002.

15. Кусков, М.Н. Культурное возрождение, как перелом…/ М. Н. Кусков/ -- М., 2001.

16. Магов, И.Т. Путь художественного искусства/ И. Т. Магов/ - М.: Просвещение, 1989.

17. Медведева, Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология/ Е. А. Медведева/ -- 2000. -- № 1.

18. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности/ А. А. Мелик-Пашаев/ -- М., 1981.

19. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры/ М. А. Некрасова/ -- М.: Изобр. Искусство, 1983.

20. Некрасова, М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности/ М. А. Некрасова/ -- М., 1983.

21. Нешумов, Б.В. Основы декоративного искусства/ Б. В. Нешумов/ -- М.: Просвещение-АСТ, 2000. - 146 с.

22. Полунина, В. Н. Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством/ В. Н. Полунина/ -- М., 1989.

23. Разина, Т. М. О профессионализме народного искусства/ Т. М. Разина/ -- М., 1985.

24. Рондели, Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя/ Л. Д. Рондели/ -- М., 1984.

25. Создание общественных объединений в учреждениях начального профессионального образования (из опыта работы общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи») / под ред. Ю.В. Коврижных, О.А. Рожнова, Г.В. Куприяновой, Е.Я. Бутко/ - М., 2003г. -- 231с.

26. Тихомирова Е.И. Солнечное ожерелье / учебно-методическое пособие для социальных технологов, педагогов, студентов, руководителей молодежных объединений/ Е. И. Тихомирова/ - Самара, 2007г. -- 192с.

27. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - 22-е изд., перераб. И доп./ А. С. Хворостов/ - М.: Просвещение, 1998.

28. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. -- Новосибирск, 1989.

29. Шведова, М.Д. Русская культура/ М. Д. Шведова/ - СПб., 2001.

30. Яснополянская, З.И. Культура личности/ З. И. Яснополянская/ - М.: Просвещение, 1999.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.