Рефераты. Проблема адаптации детей дошкольного возраста к ДОУ

p align="left">

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных привычек и навыков. Нередко дети 2-3-летнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т.п. [5]

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек носит индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой обстановке, - плачет; не знает, где взять игрушку, - плачет; не привык спать без укачивания - плачет; привык, чтобы ему завязывали шарф спереди, а в садике ему завязали сзади, - плачет и т.д. Поэтому так важно знать привычки ребенка, считаться с ними. [5]

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. [5]

Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка узнать сразу трудно. Да они не всегда и проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, даже имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, в новые условия жизни, ему необходима помощь. [5]

Темп образования, а также восстановления привычек у детей не одинаков. Различия в быстроте формирования навыков и привычек в значительной мере зависят от типа высшей нервной деятельности. Так, у уравновешенных и легковозбудимых детей привычки восстанавливаются и образуются быстрее и легче, чем у детей медлительных. Одному ребенку для освоения какого-то нового действия в новых условиях требуется 1-2 дня, другому - неделя. Одному достаточно однократного показа действия, другому необходимо многократное повторение. Образование привычек затрудняется при отрицательном эмоциональном состоянии, которое овладевает ребенком при расставании с близкими. [5]

В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям матери, не всегда выполнит тихие, спокойные указания воспитателя. [5]

Воспитатель должен помнить, что воспитание (как и перевоспитание) навыков и привычек требует от взрослых терпения, настойчивости. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, ибо такое требование он не в состоянии выполнить. При поступлении ребенка в детский сад первое время целесообразно мириться с некоторыми даже нежелательными привычками. Если, например, малыш привык засыпать с соской, надо временно эту привычку сохранить. [5]

Вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки необходимо терпеливо, спокойно, лишь постепенно усложняя требования. Неправильные приемы воспитателя могут вызвать у ребенка отрицательное отношение ко всем режимным процессам, у него пропадет аппетит, станет беспокойным сон, может наступить частое мочеиспускание. [5]

Если детям просто сказать “Идите умываться!”, “Давайте играть вместе”, они не будут выполнять эти указания, т.к. в семье привыкли к индивидуальному обращению и общих указаний не воспринимают. [5]

Если даже воспитатель обращается непосредственно к ребенку: “Саша, иди мой руки”, он не всегда может выполнить указание, т.к. не знает, где и как это сделать. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии в новых условиях, а затем уж давать соответствующие указания. [5]

3.9 Уровень развития речи

Немаловажное значение имеет развитие речи. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше адаптируется, чем ребенок, не владеющий речью. Но темп развития речи, особенно в первые два-три года жизни, различен и, если ребенок слабо владеет речью, это не должно стать препятствием для поступления в детский сад. Занимаясь с малышом, необходимо развивать у него умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, выполнять поручения, рассказывать об увиденном. Следует обращать внимание и на произношение: когда речь ребенка невнятна, он нервничает оттого, что его не понимают. [11]

Как известно, существуют сензитивные периоды развития речи. Л.И.Белякова выделяет гиперсензитивные фазы развития речи:

1) от 1 года до 1,5 лет - период накопления первых слов;

2) от 2,5 года до 3,5 лет - период овладения развернутой фразовой речью;

3) от 5 до 6 лет - период формирования контекстной речи. [3]

Сензитивные периоды развития речи связаны с развитием психомоторики и центральной нервной системы. Действие неблагоприятных факторов на ребенка в сензитивные периоды развития речи может привести к временному регрессу речевого развития, снижению темпа речевого развития, различным речевым нарушениям. Таким образом, тяжело протекающая адаптация к новым социальным условиям может усугубить имеющиеся у детей нарушения речи. [3]

В 3 года ребенок осознает себя как активный субъект в мире предметов. Этот возраст является критическим и для развития речи. В 3 года происходит адаптация к новым социальным условиям. Трудности, связанные с поступлением в детский сад, могут отразиться на наиболее уязвимых функциях - формирование личности и речевого развития. [22]

Эмпирические исследования, направленные на изучение особенностей адаптации детей трех лет с нарушениями речи и нормальным речевым развитием, позволили сделать следующие выводы:

1. У детей с нарушениями речи не отмечается положительной динамики адаптационного процесса, в отличие от дошкольников с нормальным речевым развитием. Таким образом, существует взаимовлияние адаптации и уровня речевого развития.

2. Сравнение полученных данных с литературными источниками показало, что в кризисный период развития (3 года) адаптация к новым социальным условиям носит более тяжелый и длительный характер.

3. Трудности адаптации значительно чаще отмечаются среди детей с нарушениями речи, нежели среди дошкольников, речевое развитие которых соответствует физиологической норме. Таким образом, отсутствие отклонений в речевом развитии является одним из факторов, необходимых для нормального протекания адаптации.

4. Наиболее тяжело протекающий адаптационный процесс отмечается у детей с грубыми нарушениями речи органического генеза и/или детей, имеющих отягощенность различного характера, которая, как известно, оказывает влияние на формирование личности и, следовательно, ведет к возникновению проблем адаптации.

5. У большинства дошкольников с трудностями вхождения в новую социальную ситуацию отмечается сочетание нарушений во взаимоотношениях с окружающими, аффективной сферы и речевого развития, т.е. речевое развитие в данном возрасте, как и особенности эмоциональной и коммуникативной сфер, является критерием адаптации. [22]

3.10 Состояние здоровья и уровень физического развития

Немаловажное значение для адаптации имеет уровень физического развития и состояние здоровья ребенка. Ослабленный болезненный ребенок может быть капризным, раздражительным или, напротив, вялым, быстро утомляемым. Он может отстать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по весу и росту, развитию движений. Все это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения детского сада. [5]

Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей. [5]

Слабое здоровье может быть обусловлено следующими биологическими факторами: патологией беременности (заболеваниями матери, токсикозом беременности), осложнениями в родах, болезнями периода новорожденности и первых трех месяцев жизни, ранним искусственным вскармливанием, отставание в физическом и психическом развитии, наличием аллергических заболеваний, рахита, анемий, частыми ОРЗ. [15]

И, наоборот, безболезненнее осваиваются в детском саду здоровые, физически крепкие дети. Они быстрее приобщаются к жизни в коллективе сверстников. [12]

3.11 Режим дня и рацион питания

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка; он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему. [5]

Выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, имеет важное значение для состояния здоровья и уравновешенного поведения ребенка. Привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям. [5]

Если родители не выдерживают режим дома, если у ребенка сформировались отрицательные привычки, то не следует менять сразу и режим, и методику кормления, и методику укладывания. Ребенок не сможет справиться с одновременной ломкой всех сложившихся привычек, а это ухудшит его состояние, снизит возможность адаптации, приведет к заболеванию. [5]

Отдельно следует сказать и о рационе питания. Он должен быть разнообразным. Много недоразумений возникает, когда дома ребенка кормят однообразной пищей, избирательно, предлагают только “любимые” блюда. Маленькие дети нередко бывают приучены только к манной каше, а овощные блюда, которые готовят в детском саду, отказываются есть или едят только измельченную пищу. Некоторые малыши не приучены есть обед из нескольких блюд. Мамам рекомендуется заранее ознакомиться с меню детского сада и готовить ребенку дома подобные блюда, тогда придя в детский сад, он получит привычную пищу, что также облегчит ему привыкание. [11]

ГЛАВА 4. ЭТАПЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

4.1 Подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

Вопрос о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, волнует многих родителей. Но, к сожалению, его задают большей частью слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации или когда до первого посещения ребенком детского сада, яслей остается совсем мало времени. [10]

Между тем, если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию заранее, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятностями, а порой и тяжелыми переживаниями, а также вегетативными явлениями. [11]

Как следствие всего этого малыш отказывается идти в детский сад, хотя до его посещения неоднократно выражал желание пойти «к детям», справлялся, когда же это будет, и сам просил, чтобы его поскорее отвели «в садик». Родители недоумевают. Им кажется, что они подготовили ребенка: много рассказывали о детском саде, наблюдали вместе с ним, как играют дети на участке. И вот, держа свою руку в маминой, он выражает желание идти в детский сад, а когда его и в самом деле приводят, плачет, не хочет оставаться без мамы. Иногда это случается не в первый, а на второй или третий день. [1]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.