* взятие инициативы, если ее проявление не встретило сопротивления со стороны партнера;
* перехват инициативы - быстрое овладение с обходом сопротивления партнера;
* использование - удержание в руках, владение в течение сравнительно долгого промежутка времени;
* передача - добровольное действие, уступка, отказ от инициативы;
* потеря инициативы происходит вынужденно, как проигрыш, как уступка сопернику[24].
Важнейшей характеристикой манипулятивного воздействия, по мнению Леонтьева А. А., является наличие явного и скрытого уровней воздействия, то есть определение направленности воздействия. Явный уровень выполняет функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения манипулятора. Скрытым уровнем является тот, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно утаиваются от адресата. Скрытое сообщение возника-ет тогда, когда необходимо передать более одного сообщения, одно из них должно сохра-ниться в секрете.
Скрытое воздействие, однако, скрыто от адресата лишь психологически. Феноменально оно встроено в сюжет "легенды" как набор вполне легальных элементов. Они могут выгля-деть или как часть данной легенды (если манипуляция достаточно искусна), или как случай-ные включения, на которые обычно не обращают внимания.
Направленность воздействия определяется характером решаемых подзадач. Их сочетание может быть сколь угодно разнообразным, однако в манипулятнвной ситуации всегда могут быть выделены как минимум две группы векторов, одна оказывается релевантной основной цели воздействия, другая же призвана обеспечить податливость адресата к манипуляции. Иногда почти все манипулятивные усилия сводятся к «обслуживанию» основного вектора.
Многовекторность воздействия, задается стремлением к тотальности и многоплановости воздействия, нацеленностью одновременно на множество психических мишеней адресата. Релевантная каждой подзадаче активность конечным звеном предполагает наличие такой мишени - своего рода "кнопки", нажатие на которую приводит к ожидаемому результату.
Вторым источником многовекторности воздействия (а в общем случае -- всего поведения) является полимотивированность деятельности человека. Множество подзадач, которые ре-шает манипулятор, касаются не только направленности на адресата, но и проблем внутрен-него порядка. Оба эти фактора оказываются двумя сторонами одного и того же процесса - поиска средств, которые при минимуме актуальных затрат дают максимальный эффект по комплексному решению жизненных задач.
"Прочитать" мозаику векторов в реальном поведении можно по следующим признакам, прямые речевые обращения к кому-либо, развороты корпуса, лица, направление взгляда, ука-зующие жесты, а также то, что может быть проинтерпретировано как бессознательный ука-затель, эквивалент указующего жеста - ориентация ступни, предметов в руках и т. д.[14]
3.9 Динамика.
К динамическим характеристикам общения относятся в первую очередь темп, паузы и ат-мосфера. Под темпом общения понимается скорость, с которой развиваются межличностные события, выполняются реализующие их действия.
Информационно-силовое обеспечение (из материалов интернета).
В плане межличностных отношений сквозными и всепроникающими процессами можно считать употребление силы и передачу информации.
При психологическом давлении манипулятор начинает свои действия, имея некоторую степень уверенности в успехе. Эта уверенность воплощается в стремлении создать нужный перевес сил над партнером, позволяющий осилить его. Для описания данного аспекта взаи-моотношений воспользуемся понятиями сила и слабость.
П. М. Ершов определяет силу как преимущество одного партнера над другим по какому-либо параметру воздействия. Наличие того или иного преимущества часто вскрывается лишь в самом процессе воздействия - уже как применение силы, что не отрицает факта ее наличия в потенциальном виде.
Л М. Ершову принадлежит описание трех видов сил партнеров по общению. Он выдела-ет позиционные, динамические и деловые преимущества. Дополненная классификация видов сил приобретает следующий вид.
Собственные силы - автор исходит только из того, чем обладает сам на момент воздейст-вия; набор некоторых преимуществ почти всегда находится при нем:
1) статусные: ролевая позиция, должность, возраст;
2) деловые: квалификация, аргументы, способности, знания.
Привлеченные (или заемные) силы - те преимущества, в создании которых важную роль играют другие лица, как правило, актуально в ситуации не представленные:
3) представительская поддержка - опора на силу конкретных или достаточно опреде-ленных третьих лиц.
4) конвенциональные преимущества - опора на силу обобщенных "других", на всеоб-щие требования: нормы поведения, традиции, ценности, мораль и т. д.
Процессуальные силы - преимущества, которые извлекаются из самого процесса взаимо-действия с партнером:
5) динамические силы, темп, паузы, инициатива;
6) позиционные преимущества - эксплуатация эмоционального тона прежних или ны-нешних отношений, опора на хорошие отношения, обыгрывание вражды, недоверия, восхищения и т. п.
7) договор - результат совместных соглашений, содержащий в себе юридическую, моральную или рациональную силу.
Слабости партнера - сила добывается из психических особенностей партнера по взаимодействию: чувствительность к похвалам, сильная любовь к детям, желание руководить людьми и т.д.[8]
Информационное оформление.
В работе Т. М. Николаевой указываются способы информационного манкирования с целью оказания психологического, в том числе манипулятивного, давления на собеседника:
1) "универсальные высказывания", которые в принципе проверить невозможно, а пото-му они и не подлежат обсуждению;
2) генерализации (расширенные обобщения): на классы людей, во времени;
3) неявное указание как бы общепризнанной нормы;
4) маскировка под пресуппозиции;
5) неопределенный референтный индекс;
6) умножение действий, имен действий, ситуаций;
7) "коммуникативный саботаж", при котором предыдущая реплика игнорируется, а в ответ вводится новое содержание.
В другой работе (Сентенберг, Карасик) находим следующие способы "речевых манипуля-ций": двусмысленность, замещение субъекта действия, подмена нейтральных понятий эмо-ционально-оценочными коррелятами и наоборот, ложная аналогия, тематическое переклю-чение.
Авторы полагают, что "как правило, манипуляторы опасаются, что их социальный статус недостаточно высок и поэтому стремятся его искусственно повысить, претендуя на право поучать и обладать особо значимой информацией" [25].
По Б. И Шейнову можно указать и некоторые другие «средства тонкой информационной филировки психологического воздействия» (техника NLP):
1) пресуппозиции - неявные допущения, вводимые в информационный обмен лин-гвистическими средствами;
2) допущения типа "ясно и очевидно";
3) модальные операторы долженствования и возможности.
Не случайно техники NLP воспринимаются многими психологами как высокоманипулятивные[22].
Психологические уловки детей и подростков.
Э. Шостром определяет детей как прекрасных манипуляторов. Он различает несколько их типов:
1) Самый распространенный из них - "маленькая тряпка". Этот пассивный зависимый ребенок манипулирует родителями, используя свою крайнюю беспомощность и нерешительность, свою хроническую забывчивость и невнимательность. Довольно рано обнаружив силу своей кажущейся слабости, он выбирает роль беспомощного и глупо-го. Он не просто ленив, как думают многие. Он хитер, как лисица. Он достаточно умен, раз успешно манипулирует взрослыми и заставляет их все делать за него.
2) Второй тип детского манипулятора можно назвать "маленьким диктатором". Он управляет взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания, топанья ногами.
3) Третий тип детского манипулятора - это "Фредди - лисица". Он начал жизнь плаксой, и, как он обнаружил вскоре, слезы оплачиваются вниманием. Он еще сам не успел придумать, почему расплакался, а его уже утешают, ласково гладят и, кажется, больше любят. До школы он оттачивал свой слезливый механизм, а в школе получил воз-можность использовать свое тайное оружие по назначению. Он стал мастером по про-воцированию сочувствия к себе.
4) Четвертый тип маленького манипулятора - это "жестокий Том". Его характерная чер-та - насильственный темперамент. Он толкает, задирает, обзывает детей, дерется и плюется. Довольно рано он понял, что гремучая смесь из ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми. Поэтому он стал начинающим хулиганом. Более всего на свете он ненавидит авторитеты. Его непоколебимая уверенность довольно быстро превращается в самонадеянность и абсолютную веру в свои силы.
5) Пятый тип детского манипулятора - "Карл - соревнователь", или стремящийся быть первым. Это своеобразная комбинация Тома и Фредди. Обычно Карл вырастает в семьях, где есть два мальчика, и младший с раннего возраста овладевает наукой со-ревнований, отвоевывая себе равное место в этом мире. Школа -- лучший полигон для его упражнений в этой области.
Манипулятивные способы подростков (по Э Шострому): плач, угроза, спекуляции, срав-нение, вымогательство (или шантаж), настраивание одного родителя против другого, ложь, подавленное состояние[23].
В экспериментальных работах по социальной психологии, говорится в статье из интернета, выявлено немало зависимостей, составляющих «золотой фонд» манипуляторов. Они касают-ся способов и времени подачи информации, условий ее предъявления и т. п.
Например. "Эффективность коммуникатора возрастает, если он сначала выражает мнения, соответствующие взглядам аудитории... Представляйте одну сторону аргумента, если аудитория, в общем, дружественна, или если приводится только ваша позиция, или если вам нужен непосредственный, пусть и временный, эффект.
Представляйте обе стороны аргумента, если аудитория уже не согласна с вами, или есть вероятность, что аудитория услышит противоположное суждение от кого-нибудь еще.
Если противоположные взгляды представлены друг за другом, тот, что представлен по-следним, вероятно будет более эффективен...
Предупреждение аудитории о манипулятивной нацеленности высказывания повышает со-противление к нему, в то время как наличие помехи, подаваемой параллельно с посланием, снижает сопротивление. Еще один класс приемов, которые также можно отнести к информа-ционным - одновременная подача противоречащих друг другу сообщений. Например, про-тиворечие между словами и интонацией. Адресату приходится выбирать, на какое сообще-ние реагировать. Какая бы реакция ни была, манипулятор всегда может возразить, что име-лось в виду иное[22].
Глава 2. Практическое исследование по проблеме манипуляции в педагогической деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8