Рефераты. Проблема всеобуча в развитии послевоенного школьного образования

p align="left">Особенности системы школ рабочей и сельской молодежи заключалась в том, чтобы она смогла получить соответствующее образование без отрыва от производства. Но эти школы, зачастую, не имели своей материальной базы. Тем не менее, это система доказала свою эффективность. Тысячи молодых людей получили в них образование, чему способствовали адаптационные качества ШРМ и ШСМ (социально однородная среда и сравнительно однородный возрастной состав). Статусные позиции ШРМ и ШСМ были неоднородны. Учащиеся ШРМ имели бoльшие возможности для учебы и карьерного роста.

Целью ШРМ было дать рабочей молодежи необходимое общее образование без отрыва от производства. С первых шагов ШРМ столкнулись с серьезными трудностями. Фактическое отсутствие собственной материальной базы, за что ШРМ прозвали «пасынками системы народного образования», нехватка опытных учителей (до 50% из них было совместителями), низкий уровень подготовки учащихся и их систематическая задержка на сверхурочных работах существенно затрудняли деятельность ШРМ. При этом зарплата учителя ШРМ была на 15% ниже, чем у учителей детских школ. Многочисленные проблемы способствовали отсеву учащихся из ШРМ в течение учебного года. По школам Горьковской и Кировской областей он достигал в среднем 30%. Тем не менее, работая в крайне неблагоприятных условиях ШРМ доказали свою эффективность и востребованность. За 1946-1951г.г. из ШРМ по Горьковской области было выпущено с семилетним образованием 4700 чел., с законченным средним - 1500. Увеличился приток молодежи в ШРМ. В 1952-1953 учебном году в Горьковской области было принято 1067 чел. сверх плана. Не в последнюю очередь популярность ШРМ среди молодежи была связана с тем, что за обучение в старших классах этих школ не взималась плата как в детских школах. Кроме того, окончание ШРМ открывало перед молодым рабочим путь для продолжения обучения в техникумах и вузах.

ШСМ создавались с той же целью, что и ШРМ с той лишь разницей, что давали общее образование сельской молодежи. Как правило, ШСМ создавались в виде отдельных классов при детских школах. Они не пользовались популярностью среди сельской молодежи. Прежде всего, это было связано с малым сроком обучения в ШСМ. Официально учебный год длился с ноября по май, однако часть школ работала еще меньшее время. Так, в 1949-1950 учебном году 45% ШСМ Горьковской и Кировской областей работали 100-125 дней. Кроме того, сельская молодежь, лишенная паспортов и, соответственно свободы, не имела возможности продолжать свое образование. Более интенсивно государством использовался сверхурочный труд сельской молодежи, что приводило к большим перерывам в занятиях, а иногда и к массовому закрытию школ. Только в 1949-1950 учебном году в Горьковской области было закрыто 3 семилетних школы и 9 самостоятельных классов. [9, с. 105]

Одной из форм всеобуча стало открытие суворовского и нахимовского военных училищ. Военные училища были закрытыми учебно-воспитательными заведениями для мальчиков. Они давали общее среднее образование и начальную военную подготовку. Воспитанники училищ находились на полном государственном обеспечении. Преимущества в приеме предоставлялись сыновьям советских воинов и партизан, погибших в борьбе с врагом. Выпускники этих училищ готовились к пополнению офицерского состава Советской Армии после окончания специальных военных учебных заведений, в которые они принимались без вступительных экзаменов.

Таким образом, советская общеобразовательная школа послевоенных лет представляла собой динамично развивающийся социальный институт, которая не только добилась восстановления довоенного потенциала, но и превзошла этот уровень. Горьковская область располагала мощным промышленным потенциалом, обладала высокой плотностью населения. Следствием этого была более высокая материальная обеспеченность горьковских школ, однако остро стоял вопрос об отсутствии зданий для школ и проблемы с обеспечением горячими завтраками учащихся. В целом по Горьковской области наблюдалось сокращение отсева молодежи из школ благодаря ряду мероприятий, в частности открытию ШРМ и ШСМ, несмотря на ряд существовавших проблем.

Переход на обязательное семилетнее обучение в 1949 году

Как выше было показано, одной
из важнейших задач послевоенных лет в области школьного образования было осуществление всеобщего обучения детей во всей стране. Государственный план развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. предусматривал доведение числа начальных, семилетних и средних школ до 193 тыс., а количества учащихся - до 31,8 млн. человек с тем, чтобы обеспечивать всеобщее обучение детей с семилетнего возраста, как в городе, так и в деревне. [10, с.112]

В Постановлении Совета Министров РСФСР от 26 января 1949 г. говорится о повсеместном вовлечении в школу всех детей и подростков, не имеющих законченного начального образования, о полном охвате в городах и рабочих поселках детей и подростков семилетней школой и дальнейшее увеличение числа учащихся, заканчивающих среднюю школу; в сельской местности перевод в V классы всех детей, оканчивающих начальную школу, и увеличение числа учащихся, обучающихся в семилетней и средней школе… [3]

В области образования происходили только количественные изменения. Уже к концу первой послевоенной пятилетки ассигнования на школьное образование увеличились более чем в два с половиной раза по сравнению с 1940 г. За 10 послевоенных лет в стране было построено и восстановлено более 30 тыс. учебных заведений на 5 млн. мест. Организация народного образования в первые послевоенные годы проходила в исключительно трудных условиях: не хватало школьных помещений, учебников, наглядных пособий и письменных, ощущался острый недостаток учителей. [11, с.200].

Страна приступила к реализации семилетнего всеобуча, повсеместному расширению сети школ-семилеток, созданию лучших условий для посещения детьми семилетних школ (организация подвоза учащихся, создание пришкольных интернатов для детей, живущих вдали от школы, и др.). Органы народного образования союзных и автономных республик обращали большое внимание на вовлечение девочек в семилетние школы. Одновременно была проведена работа по вовлечению в старшие классы полной средней школы, окончивших семилетку. На основе решения XIX съезда ВКП(б) (1952) о постепенном переходе ко всеобщему среднему образованию и увеличению строительства школ в городах и на селе на 70% по сравнению с предыдущей пятилеткой в союзных и автономных республиках составлялись планы дальнейшего расширения сети средних школ. В 1953/54 учебном году в РСФСР было открыто свыше одной тысячи средних школ и принято в восьмые классы 110 тысяч учащихся.

Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958 г.) реорганизовал семилетнюю школу в восьмилетнюю трудовую политехническую школу. [11, с. 302].

В Резолюции XIX съезда ВКП(б) от 10 октября 1952г. указано о том, что необходимо завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик городах республиканского подчинения, в областях, краевых и крупнейших промышленных центрах. Подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях. В целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия для перехода ко всеобщему политехническому обучению. [4, с. 362]. Много внимания в послевоенные годы уделялось образованию взрослых. В 50-е годы значительно возросло количество учащихся старших классов средней школы. Если в 1950/51 учебном году в VIII--Х классах училось 2 млн. человек, а уже в 1955/56 учебном году их стало 6 млн. человек. В целом к концу 50-х годов общее количество учащихся несколько уменьшилось, в связи с тем, что к этому времени уже закончили школу лица (переростки), которые не имели в военные годы возможности получить образование.

Во второй половине 50-х годов, после XX съезда КПСС (1956 г.), в соответствии с его решениями, были созданы учебные заведения нового типа (школы-интернаты), в которые принимались дети одиноких матерей, инвалидов труда и войны, а также дети, для воспитания которых в семье отсутствовали необходимые условия. Рост числа интернатов обусловливался также и тем, что появление средних школ в сельской местности приводило к необходимости организации пришкольных интернатов из-за удаленности жилья учащихся от школ, в которых они учились. В послевоенный период много внимания уделялось проблеме укрепления связи школы с жизнью, в частности политехническому обучению в школе. Так, в школах РСФСР с 1954/55 учебного года в учебный план были введены следующие предметы: в I--IV классах--труд, в V--VII классах--практические занятия в мастерских и на учебно-опытных участках, в VIII--Х классах -- практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. [12, с.90]

В 50-е гг. свое дальнейшее развитие получила система заочного обучения. После окончания вечерней школы сельской молодежи выпускники имели право продолжить свое образование в среднеспециальных, среднетехнических или высших учебных заведениях. Многие здания сельских школ находились в аварийном состоянии и заниматься в них было просто опасно. Поэтому районные отделы народного образования неоднократно обращались с ходатайством перед облоно и облисполкомом о выделении средств на ремонт и строительство новых зданий школ. Это была, пожалуй, самая трудноразрешимая проблема, так как ее решение требовало огромных материальных затрат. Несмотря на трудности, связанные с послевоенным восстановлением и развитием сельского хозяйства, в 50-е гг. развернулось активное школьное строительство, в том числе и на селе. Основная часть сельских школ, вступивших в строй в 50-60-е г., была построена на средства колхозов и совхозов. За годы войны экономическое состояние колхозов и совхозов значительно ухудшилось, но крестьяне прекрасно понимали, что государство еще не в состоянии обеспечить финансирование строительства школ в необходимом объеме. Председатели колхозов на общих собраниях и сходах убеждали односельчан в необходимости помощи школам, так как речь по большому счету шла о будущем сел и деревень, о подрастающем поколении. Сознательная инициатива руководителей хозяйств выразилась в значительной материальной помощи школам. В 1949 г. колхозы и совхозы Горьковской области выделили 17,9 млн. руб. на строительство и ремонт школьных помещений, в 1950 г . - 21,4 млн. руб., в 1951 г . - 27,9 млн. руб.[5, с.112]

Стремясь создать лучшие условия для обучения детей, крестьяне поддерживали инициативу правления колхозов и совхозов, во время субботников и воскресников порою все село трудилось на строительстве школы. С целью оказания материальной поддержки колхозам и совхозам в деле школьного строительства Совет Министров СССР в апреле 1958 г. принял Постановление «Об оказании колхозами совхозам помощи в школьном строительстве» [13, c. 412-413], в соответствии с которым колхозам и совхозам выделялись целевые кредиты, а также оказывалась помощь в приобретении строительных материалов и школьного оборудования. Все оборудование и учебно-методическое обеспечение передавалось вновь создаваемым крупным школам, где, таким образом, были созданы лучшие условия для обучения детей. Фактически произошла ликвидация малокомплектных сельских школ, не имевших ни прочной материальной базы, ни достаточного кадрового обеспечения.

До войны вечерние и заочные школы работали по учебным планам, программам и учебникам общеобразовательной школы, что, естественно, создавало дополнительные трудности. В вечерних школах был короче учебный год, меньшее число учебных часов в неделю, учащиеся имели мало свободного времени. Объем школьных знаний был ориентирован на детский возраст и сдерживал развитие интереса к учению у взрослых людей. Начались поиски новых путей обучения с учетом условий работы вечерних школ, возраста и жизненного опыта учащихся.

Приток в производственную сферу профессионально подготовленных специалистов способствовал подъему производства на более высокую технологическую основу и увеличению производительности труда, что было крайне необходимо в условиях мобилизации всех ресурсов страны.

Перечень источников и литературы

1. Центральный архив Нижегородской области (ЦАНО) Горьковское ГОРОНО ф.2529, оп.1, л. 5

2. ЦАНО Горьковское ГОРОНО ф.2529, оп.1, л.8

3. ЦГА Тувинской АССР, ф. 264, оп.1, ед. хр. 160, л.114, 115

4. «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций, пленумов ЦК» т.6 М.: Политиздат, 1971, с

5.Очерки истории школы и педагогики 1941-1961 гг. М., 1988

6. Черник С.А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. М.:Педагогика, 1975. - 120с

7. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953 гг. М.,2000. С. 115.

8. Крестьянство в годы упрочнения и развития социалистического общества, 1945 - конец 50-х годов.М.,1988. С. 198

9. Смирницкий Александр Евгеньевич Развитие советской общеобразовательной школы в Горьковской и Кировской областях (1946-1952 гг.): сравнительный анализ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Нижний Новгород 2006 г., 216с.

10. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР: Важнейшие этапы истории и современное состояние. М., 1975

11. Курс советской истории. 1941-199гг.: Учебное пособие/ А.К.Соколов, Тяжельникова В.С. М.,1999. С.200. 79. История СССР с древнейших времен до наших дней. Т.11. Советский Cоюз на пути к развитому социализму.- М., 1980. С. 302.

12. История педагогики под ред. Шабаевой. М. Просвещение. 1981

13. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917-1973 гг . - М., 1974.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.