Рефераты. Проблемная коммуникативная задача как способ активизации познавательной деятельности учащихся

p align="left">Для того, чтобы проблемная коммуникативная задача являлась средством активизации познавательной деятельности учащихся, должен соблюдаться ряд условий:

1. В основе задачи должны лежать те знания и умения, которыми учащийся владеет на данный момент, сюда включатся комплекс фонетических, лексических, грамматических навыков, т.е. обучаемый должен быть понятым собеседником. При этом при выполнении упражнения возможность грамматической рефлексии должна быть минимальна. Выполнение проблемного задания должно "вызывать потребность в усвоенных знаниях" [Матюшкин 1972:181]. Один из вариантов постановки задачи - её предшествование материалу, подлежащему усвоению.

2. Коммуникативная проблемная задача учитывает интеллектуальное развитие, возраст и интересы учащихся. "Индивидуализация … является основным средством мотивации учебной деятельности, осуществляемой в коллективной, групповой и индивидуальной форме работы" [Пассов 1991:57]. От индивидуальных особенностей зависит также уровень трудности проблемной задачи: проблема должна быть настолько трудной, чтобы учащиеся смогли ее разрешить, но при этом не слишком простой.

При постановке проблемной коммуникативной задачи должна учитываться степень её доступности. Формулировка в знакомых терминах, в знакомых лексических и грамматических конструкциях является также важным условием постановки такого рода задач. Если учащиеся не понимают проблему, то дальнейшая работа над ней бесполезна.

Проблемная коммуникативная задача должна возникать как часть общей работы, быть достаточно приближенной к жизни. При этом "важно создать условия, в которых учащиеся… рассматривают проблемную ситуацию не только со своей позиции, но и с позиции других участников" [Ермаков 2005:36]. В обучении иностранному языку важно также соблюдать принцип ситуативности. "Речевые единицы, произнесённые или воспринятые вне ситуации, не остаются в памяти, ибо не являются значимыми для человека" [Пассов 1991:104].

Проблемная коммуникативная задача как частный случай проблемной задачи может перетекать в проблемную речевую ситуацию, которая провоцирует коммуникативное действие, т.к. "в проблемной речевой ситуации неизвестно либо о чём говорить (предмет действия), либо как говорить в данном конкретном случае (способ действия)" [Миньяр-Белоручев, Турчина 1989:33]. Такое случатся в ситуациях, когда необходимо заполнить паузу в ожидании кого-либо, в нестандартной ситуации, при неожиданном вопросе или ответе.

Проблемные коммуникативные задачи являются частью системы обучения иностранному языку и поэтому не могут быть применены в отрыве от остальных методов обучения. В связи с этим существует ряд трудностей при их постановке и использовании в учебном процессе. Прежде всего, разработка проблемных коммуникативных задач - это достаточно трудоёмкий процесс, требующий от учителя большое количество усилий при правильной формулировке и постановке задач такого вида, от учеников - высокого уровня общего развития и сформированности языковых навыков. Решение этих заданий занимает на уроке много времени, не может быть использовано на отдельных этапах урока, на уроках, во время которых изучается материал описательного характера.

"Решение проблемных задач является мотивом-стимулом общения обучаемых". Использование проблемных коммуникативных задач разной степени сложности и проблемности на всех этапах обучения содействует развитию различных механизмов мышления: ориентации в ситуации, принятию решений, прогнозирования (результатов, содержания), выбора, развивают творческое мышление и т.д. Упражнения, направленные на решение проблемных коммуникативных задач при обучении иностранному языку, повышают мотивацию, вызывают умственное напряжение и инициируют речевую активность. "Организация учебного материала на основе проблемных задач способствует формированию практических умений пользоваться языком как средством общения" [Карнаухова там же].

2. Практическое применение методов активного обучения и проблемной коммуникативной задачи на уроках иностранного языка

2.1 Практическое применение методов активного обучения в процессе преподавания иностранного языка

В ходе изучения вопроса о практическом использовании различных методов с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка в качестве основного метода исследования использовался метод анкетирования среди учащихся (20) и учителей (5), педагогическая практика в школе позволила провести ряд опытов по заранее спланированным вопросам. Это позволило быстро с высокой степенью достоверности получить результаты. В исследовании использовался закрытый тип анкеты, в качестве дополнительных методов исследования применялись наблюдение, беседа с учителями и учениками, что дало возможность иметь более полные сведения о причинах, эффективности использования активных методов обучения.

Все учителя отмечали, что активная познавательная деятельность на занятиях по иностранному языку - необходимое условие для достижения положительного эффекта, поэтому одним из наиболее важных моментов при планировании уроков является учёт активных методов обучения.

В ходе проведения анкеты выяснилось, что 100% опрошенных учителей иностранного языка на уроках используют игру или различные игровые приёмы, опрос по домашнему заданию \ взаимоопрос, индивидуальные задания, средства наглядности. 80% участвовавших в анкетировании задают проблемные вопросы, предупреждают поставить оценку или провести самостоятельную работу, излагают интересные научные факты, предлагают работу с текстом учебника, используют нетрадиционный урок. "Физкультминуткой" активизируют познавательную деятельность учащихся 60% опрошенных учителей, театрализацией, анализом ситуаций, методом "мозговой атаки" - 40%. Причины применения тех или иных методов для активизации познавательной деятельности учащихся стали известны в ходе беседы, в процессе проведения опыта и наблюдения - результат.

Игра является мощным средством для активизации учения школьников. Но по свидетельству учителей, требует больших затрат времени при организации. Хотя игровые приёмы, соревнования используются почти на каждом уроке. Например, на уроке немецкого языка в разных классах применялся приём под названием "Schritte", в проведении которого дети активно участвуют. Для 80% опрошенных учеников игра может являться причиной активной работы в течение урока.

При постановке проблемного вопроса учитель ставит себе целью поставить учащихся перед противоречием между имеющимися знаниями и новой информацией, показать, что не всегда способы разрешения трудностей универсальны, учитывается опыт учеников, их способности. Такие вопросы также требуют больших затрат при подготовке и формулировке, не всегда воспринимаются учениками.

При изучении эффективности нетрадиционного урока для активизации деятельности школьников был проведён опыт. Цель - оценить уровень познавательной активности учащихся. Ход выполнения: подготовка нетрадиционного урока - викторины. Обработка данных: подсчитать количество активно принимавших участие в уроке, сравнить с количеством учеников, обычно активных на уроке, вывести процентное соотношение. Класс - 8. Обычное количество активных учеников - 2 (20% от общего количества), на нетрадиционном уроке - 5 (50% от общего количества), соотношение 2\5, т.е. уровень активности учащихся повысился на 30%.

Опрос по домашнему заданию \ взаимоопрос традиционен, обычно не требует от учителя много времени, прост в применении, задание понятно ученикам, но такой вид работы для них рутинным, поэтому вызывает активность, по мнению 30% учеников.

Для исследования уровня активности учеников применялся метод предупреждения поставить оценку. Так, в ходе урока в 6 классе, когда за каждое правильно сказанное предложение выдавался ученику жетон, по количеству которых в конце урока выставлялась оценка, количество активных учеников возрастало с 13% до 60% от общего количества.

Средства наглядности на уроках иностранного языка также вызывают активную деятельность учащихся. Так, на уроке по ознакомлению с достопримечательностями Берлина в 8 классе с использованием дополнительных наглядных пособий (не включая иллюстрации в учебнике), 67% учащихся от общего количества в группе были активны (обычно 20%).

Индивидуальные задания, по мнению опрошенных учителей, являются причиной активной работы на уроке в результате того, что ребенок концентрируется на выполнении этого задания, обычно знает, что за это задание будет оценено учителем. Для 15% учеников является причиной активности на уроке.

Смена вида деятельности при "физкультминутке", по мнению учителей, также вызывает активность при дальнейшей работе на уроке.

Такой способ активизации как изложение интересных фактов на уроках иностранного языка приобретает особенность - это обычно интересная страноведческая информация. Потребность в интересных фактах существует у 75% школьников, что объясняется необходимостью новых ярких впечатлениях, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Предупреждая провести самостоятельную работу, учитель даёт дополнительный стимул для активной работы на уроке, при этом эффективность усвоения знаний возрастает, 20% опрошенных учащихся согласны с этим.

Работа с текстом учебника на уроках иностранного языка, по мнению учителей, должна быть хорошо спланирована, чтобы являться средством активизации познавательной деятельности учащихся, поскольку такой вид работы требует высокого уровня самостоятельности, внимания.

Анализ ситуаций требует высокого уровня развития общих способностей учеников и значительных затрат времени на уроке, поэтому используется только 40% опрошенных учителей иностранного языка.

Метод "мозговой атаки" также редко применяется на уроках иностранного языка.

Интерес к учебному материалу является одним из определяющих факторов для эффективного усвоения знаний учениками, поэтому 100% опрошенных учителей иностранного языка используют различные методы, чтобы вызвать интерес к предмету.

2.2 Практическое применение проблемных коммуникативных задач в преподавании иностранного языка

В процессе изучения вопроса о применении в практике проблемных коммуникативных задач с целью активизировать познавательную деятельность учеников на уроках иностранного языка выяснялись цели таковых в преподавании данной дисциплины. Итак, все опрошенные учителя считают, что проблемные коммуникативные задачи призваны активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать приобретению новых знаний, развивать логику и творческие способности ребёнка, способствовать формированию и развитию навыков самостоятельной работы, что подтверждает теоретические исследования по данной теме. Такая цель данного типа задач как демонстрация решения проблем признаётся только 20% опрошенных учителей, что можно объяснить тем, что самостоятельное решение выходит на передний план. Применяют коммуникативные проблемные задачи раз в несколько уроков 60% опрошенных педагогов, остальные раз от раза, объясняется это тем, что средний уровень языковой подготовки учеников не достаточно высок. К тому же специфика предмета такова, что большое количество информации выдаётся традиционным методом.

Также ученикам двух 8 классов (общий языковой уровень средний, есть несколько учеников с высоким языковым уровнем) в ходе работы над различными темами ученикам был предложен ряд проблемных коммуникативных задач самостоятельного продуктивного уровня проблемности в соответствии со всеми условиями. При постановке учитывались возраст и интересы учащихся, по возможности предъявлялись как ситуации из реальной жизни. В связи с уровнем подготовки учеников и определёнными сложностями решения коммуникативных проблемных задач при необходимости допускался частичный переход на родной язык для соблюдения условия доступности, работа над задачей будет бесполезной, если она не будет понята учениками. При этом замерялось количество учеников, участвовавших в их решении, и сравнивалось с числом обычно активных учеников. Так, в одном классе обычно активных учеников 20%, в другом 27% от общего количества. При постановке проблемой коммуникативной задачи число активно принимавших участие в решении возросло до 70% и 64% соответственно. Объяснятся это также тем, что такого типа задания были для детей новыми, что вызвало дополнительный интерес.

В процессе решения поставленных проблемных задач, перетекающих в проблемные ситуации, ученикам была предоставлена определённая степень самостоятельности для обсуждения в группах, функция учителя сводилась к корректирующей. Первую предложенную задачу полностью самостоятельно решить не удалось. Объяснить это можно тем, что она не было достаточно понятно объяснена. После чего была проведены соответствующие изменения, что доказало важность формулировки задачи в известных ученикам конструкциях.

Для решения предложенных коммуникативных задач ученикам необходимо было использовать не только знания иностранного языка, но и их общие сведения о ситуации, что явилось попыткой научить решать общие, абстрактные проблемы. Было замечено, что ребята пытались решить все задачи путём применения лишь знаний предмета, забывая отнесённость к внеязыковой действительности, приходилось подсказывать, призывать к рефлексии. При этом решение традиционных заданий возникало сложностей.

Таким образом, проблемные коммуникативные задачи в связи с их спецификой не в полной мере используются в преподавании иностранного языка, хотя призваны научить системе умственных действий, решению общих проблем, развивать общие способности детей. Поэтому систематическое применение задач такого типа в обучении в дальнейшем поспособствует повышению личностной активности учеников, развитию навыков самостоятельной работы в группе и индивидуально.

В учебном процессе при повышении уровня познавательной активности большое значение уделяется внешним стимулам, что находит отражение в применении тех или иных методов для достижения этой цели. Опыт учителей показывает, что их активизация познавательной деятельности направлена в основном на формирование навыков репродуктивного усвоения знаний и только от части продуктивных.

Заключение

Активизация познавательной деятельности учащихся является одной из наиболее важных задач учителя в его совместной работе с учеником. Поскольку уровень и прочность усвоенных знаний и способность использовать их в дальнейшем напрямую зависит от активности ребенка в учебном процессе. Активно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется учету индивидуальных особенностей школьников, развитием каждого учащегося, избеганию шаблонности на уроках, глубоко обдуманному отбору материала, демонстрации межпредметных связей.

При использовании методов активного обучения необходимо учитывать потребности и интересы самих учащихся, пристально следить за школьниками, использовать те методы и средства, которые служат причиной повышения активность учения в конкретных условиях образовательного процесса.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности на уроках иностранного языка обладает не только информативно-обучающим, но и стимулирующим познавательную активность воздействием. Функция активизации в этом случае выходит на первый план. К основным преимуществам таких методов относятся высокий уровень самостоятельности школьников, активная позиции разных по способностям учащихся, развитие коммуникативных возможностей, что представляется особенно важным при обучении иностранному языку.

Среди способов активизации познавательной деятельности на уроках иностранного языка выделяют проблемную коммуникативную задачу. К преимущества её применения можно отнести большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся, она развивает ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и другие, важные не только в учебной деятельности, качества. Мыслительные операции при решении проблемных задач носят продуктивный характер: посредством целенаправленной поисково-ориентировочной активности в конкретных условиях обучения ученик ищет отсутствующие у него средства решения задачи, что способствует формированию навыков самостоятельного поиска знаний. Эффективность проявления поисковых продуктивных процессов мышления в определяющей степени зависит от организации целесообразного функционирования проблемной ситуации на том или ином уровне решения учащимся проблемной задачи, от инициативности обучающего.

Список литературы

1. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся // Школа и производство. - 2002. - №3.- с. 34-37.

2. Баталова Е.С. Методические принципы формирования лексических навыков говорения в рамках коммуникативного метода // Актуальные проблемы преподавания иностранного языка и подготовки учителей. - Мурманск, 2001.

3. Вавилова Л.Н., Панина Т.С. - Современные способы активизации обучения. - М: Academia, 2006.

4. Гришанова Н.А. Использование активных методов обучения в преподавании спецдисциплин: Методическое пособие. - М.: ИПК СК, 1997.

5. ЕрмаковД.С. Учить школьников разрешать проблемы // Педагогика. - 2005. - №10. - с.33-38.

6. Илюков Л.В. Об использовании приёмов проблемного обучения на уроках английского языка // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и подготовки учителей. - Мурманск, 2001.

7. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителей / под ред. Пассова Е.И., Царьковой В.Б. - М.: Просвещение, 1993.

8. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991.

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

10. Матюшкин Е.С. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: педагогика, 1972.

11. Миньяр-Белоручев Р.К., Турчина Б.И. Приёмы проблемного обучения в преподавании французского языка в школе // Иностранные языки в школе. - 1989. - №1.-с. 1-35.

12. Наумова Т.Н., Шаныгина Н.Т. Формирование познавательного интереса // Специалист. - 2004. - №1. - с.22-24.

13. Осипова М.П. Проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников // Активизация познавательной деятельности младших школьников. Книга для учителя / Под ред. М.П. Осиповой, Н.И. Кочаловской. - Минск: Народная асвета, 1987.

14. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991.

15. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2-х книгах. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.

16. Сидоров А.А., Прохорова М.В., Симохин Б.Д. Педагогика : Учебник для студентов, аспирантов, преподавателей и тренеров по дисциплине "Физкультура". - М: Тера-спорт, 2000.

17. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. - Минск: Народная асвета, 1975.

18. Хлыбова Г.Б. Принцип активности в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 1994. - №5. - с.16-18.

19. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004.

20. http://www.voppsy.ru/issues/1989/893/893043.htm Фурман А.В. Уровни решения проблемных задач учащимися

21. http://mifub.utmn.ru/magazine_B&L1/articles%201,2005/article9%20Karnaukhova.htm Карнаухова Л.А Креативные задания при обучении коммуникации на иностранном языке.

22. http://www.psu.ru/pub/xxi/1_4_8.rtf Работина М.Н.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.