Рефераты. Проблемы исправления и исправимости в теории и практике пенитенциарных учреждений

Говоря о решающей роли общественных условий в формировании личности, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали человека не как пассивный продукт среды, а как сознательного творца истории. В своей революционной практике люди коренным образом преобразуют существующие общественные отношения и изменяют самих себя.

Большой вклад в раскрытие и обоснование принципов перевоспитания внесли выдающиеся деятели Коммунистической партии и Советского государства -- Н.К. Крупская, М.И. Калинин, С.М. Киров, Ф.Э. Дзержинский, А.В. Луначарский. Они развивали эти принципы с учетом конкретных задач воспитания молодого поколения.

Поскольку исправительно-трудовая педагогика -- самостоятельная отрасль педагогики, то правомерна постановка следующих вопросов: что такое принцип исправления и перевоспитания осужденных, каковы возможности использования в практике исправления и перевоспитания осужденных принципов перевоспитания, каковы специфические принципы исправления и перевоспитания осужденных.

Принципы исправления и перевоспитания осужденных -- это система ведущих идей, определяющих основное направление, содержание, организацию, методы, средства и формы исправления и перевоспитания осужденных. Они закономерно вытекают из целей и задач перевоспитания, стоящих перед нашим обществом в целом.

Сущность перевоспитания осужденных обусловлена, прежде всего, его целями и задачами. Если цель перевоспитания -- формирование всесторонне развитой личности, то необходимость исправления и перевоспитания человека, совер-шившего уголовное преступление, прямо диктуется целью перевоспитания.

В рамках перевоспитания решают те задачи, которые обеспечивают непреступное поведение человека.

Исправиться через применение наказания, справиться настолько, чтобы не совершать новых преступлений, человек может, - пишет И. И Карпец, - и, вероятно, для общества большего не требуется на данном этапе. Важно, чтобы человек вновь не совершил преступлений, не стал рецидивистом. При этом можно смело сказать, что все цели, которые ставятся перед наказанием, достигнуты» См.: Карпец И.И. Наказание Социальные, правовые и криминологические проблемы. - М., 2007.С. 265..

Принципы исправления и перевоспитания осужденных можно разделить на две группы: общие и специфические.

К общим принципам исправления и перевоспитания осужденных, отражающим объективные закономерности всестороннего развития личности как единого целого процесса, относятся: целеустремленность, научность и идейность воспитательных воздействий на личность; тесная связь процесса исправления и перевоспитания с жизнью, трудом, с практикой гуманизации; комплексный подход к воспитанию; воспитание в труде, в активной деятельности; воспитание в коллективе и через коллектив; единство требований и уважения к личности; опора на положительное в процессе исправления и перевоспитания; систематичность, последовательность, согласованность и преемственность воспитательных воздействий; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых.

К специфическим принципам исправления и перевоспитания относятся: строгое соблюдение социалистической законности при опре-делении содержания, методов и средств педагогического воздействия на осужденных; сочетание и взаимосвязь педагогических воздействий и мер правового регулирования условий отбывания наказания с учетом всех задач деятельности ИУ.

Характеристика принципов исправления и перевоспитания осужденных. Основополагающим принципом исправления и перевоспитания осужденных является целеустремленность, научность и высокая идейность воспитательных воздействий. Это является тем маяком, который указывает направление к достижению воспитательных целей. Не случайно, подчеркивая особенность советской педагогики, выдающийся советский педагог А.С. Макаренко отмечал ее целеустремленность: «Мы сторонники активной большевистской педагогики, педагогики, создающей личность, создающей тип нового человека».

Одним из главных критериев действенной, целеустремленной работы являются конкретные результаты воспитательного воздействия: сознательность и полезная активность членов коллектива, образцовое выполнение трудовых обязательств, строгая дисциплина.

Принцип комплексного подхода к исправлению и перевоспитанию осужденных заложен в самой цели перевоспитания, направленной на всестороннее развитие личности. Этот принцип подчинен ряду других принципов - целеустремленности, научности и высокой идейности, связи воспитания с практикой строительства и обеспечивает их более полную реализацию. Сущность принципа комплексного подхода заключается в тесном сочетании идейно-политического, трудового, нравственного и других аспектов воспитания осужденных. Он предполагает комплексность основных компонентов воспитания: целей и задач, содержания воспитательных влияний и деятельности осужденных, методов и форм воспитания и самовоспитания, стимулирования деятельности правонарушителей, контроля и самоконтроля в процессе воспитания, анализа и самоанализа достигнутых результатов, которые позволяют наметить новые цели и задачи с учетом достигнутых результатов и нерешенных проблем. «При комплексном подходе необходимо не простое соединение нескольких нитей воспитания, а создание из них своеобразной пряжи со сложными переплетениями и но-выми, качественно более высокими свойствами».

Реализация принципа воспитания в труде предполагает вовлечение всех осужденных в трудовую деятельность. Участвуя в труде, они развиваются духовно и физически, постепенно познают радость творчества, созидания. Морально-волевые качества формируются лишь в правильно организованном труде, тесно связанном с идейно-политическим и нравственным воспитанием.

Успешному решению задач перевоспитания содействует не только общественно полезный труд, но и другие виды деятельности осужденных: учение, участие в политико-воспитательных методов проведении любых воспитательных мероприятий в ИУ необходимо постоянно руководствоваться воспитательной политикой, ее решениями, систематически и глубоко разъяснять осужденным сущность и значение решений партии и правительства необходимо последовательно строить идейно-воспитательную работу на прочном фундаменте социально-экономической политики правового государства.

Научность в работе по исправлению и перевоспитанию предполагает строгое соответствие ее содержания марксистско-ленинской теории, данным современной науки: исправительного права, педагогики и психологии, социологии, управления и всем воспитателям ИУ, участвующим в педагогическом процессе, необходимо четко представлять себе существенные черты научных знаний, их отличие от других, ненаучных знаний. Научные знания характеризуются истинностью, обобщенностью, объективной необходимостью.

Целеустремленность и научность требует т воспитателя четкости и ясности идейных позиций. Идейно-воспитательная работа «должна быть наполнена глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь дальнейшего движения вперед». Идейность предполагает разоблачение антикоммунистической идеологии, мещанской частнособственнической психологии и морали. Тесная связь процесса исправления и перевоспитания с жизнью, трудом, с практикой правового государства -- один из главных принципов исправления и перевоспитания.

Воспитание осужденных не может быть оторвано от практики конкретных задач, решаемых коллективом бригады, отряда, колонии. Нельзя забывать, что, воспитывая, начальник отряда, учитель, мастер воздействуют на личность осужденных в связи с ее деятельностью на бережный уход за ростками нового в личности; сочетание принципиальности и такта в критике недостатков, умелое использование силы примера, опыта передовиков, труда, представителей шефствующих организаций.

Систематичность, последовательность, согласованность и преемственность воспитательных воздействий. Результаты исправления и перевоспитания осужденных зависят от согласованных действий начальника колонии, его заместителей, начальников отрядов, всего педагогического коллектива ИУ, от их единой объективной оценки поведения осужденных. Нормальная воспитательная деятельность, по мнению А.С. Макаренко, «немыслима без сплоченного педагогического коллектива, придерживающегося единой методики» См.: Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе. - М., 1960. С. 79..

Перевоспитание достигает своей цели, если оно проводится систематически, непрерывно. В планах опытных начальников отрядов, учителей общеобразовательных школ, мастеров производства обычно предусматривается система конкретных и взаимосвязанных между собой дел. Эта система отражает основные воспитательные задачи колонии, отряда, класса и принципы исправления и перевоспитания осужденных, а также специфические задачи того или иного коллектива, сложившиеся в нем традиции.

Необходимо также соблюдение преемственности в приобретении осужденными умений, навыков и знаний. На основе изучения их прошлого жизненного опыта следует постепенно усложнять содержание и формы педагогического влияния на них, обеспечивать взаимодействие ранее усвоенных норм и правил поведения.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых. Реализация этого принципа предполагает, прежде всего, отбор методов влияния на осужденных в соответствии с их возрастом и возможностями. В молодости, например, происходит наиболее интенсивный процесс познания, накопление умений и навыков в труде и жизни. Человек в молодости обладает большими, чем в старости, потенциальными физическими и умственными силами, и, при соответствующих условиях, он способен на яркое проявление своей индивидуальности.

Индивидуальность -- основное качество личности. Чаще всего, словом «индивидуальность» подчеркивают какую-либо выступающую особенность личности, делающую ее не похожей на самодеятельные организациях, занятия физкультурой и спортом.

Воспитание в коллективе и через коллектив. «Организация требований к человеку, организация реальных, живых, целевых устремлений человека вместе с коллективом, -- писал А.С. Макаренко, -- вот что должно составить содержание нашей воспитательной работы» См.: Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1978. С. 46.. Это положение актуально и в наше время. Воспитательные возможности коллектива осужденных в первую очередь заключаются в силе его здорового общественного мнения. В коллективе быстрее и всесторонне познается осужденный. Коллектив оказывает непрерывное воспитательное воздействие на всех своих членов в любых условиях деятельности. Под влиянием коллектива осужденные приобретают нравственный опыт; вырабатывают такие качества, как взаимопомощь и дружба, коллективизм, умение подчинить личные интересы общественным. Опора на коллектив связана с накоплением положительных традиций, в которых находит отражение стремление закрепить достижение лучших осужденных и всего коллектива в различных сферах деятельности колонии.

Единство требований и уважения к личности. Требовательность -- необходимый момент для поддержания дисциплины и порядка в работе с осужденными. Она должна быть справедливой и одинаковой для всех. Вместе с тем заметное воздействие на правонарушителей оказывают такие качества, как внимание, предупредительность, доброжелательность со стороны воспитателя.

Требовательность педагога -- есть выражение идейности и нравственной принципиальности в его отношениях с воспитанниками. Конкретная форма выражения этой принципиальности зависит от нужд воспитательной ситуации. Требовательность к воспитанникам и уважение к ним -- это не две разные вещи, а лишь две стороны гуманного отношения к ним.

Опора на положительное в процессе исправления и перевоспитания осужденных означает выделение тех качеств личности, базируясь на которые можно успешно решить задачи совершенствования личности. Основные требования этого принципа: вера в силу перевоспитания, подход к человеку с пониманием.

Большое значение в определении индивидуальных особенностей личности имеют глубокое знание ее характера, системы отношений к окружающему миру, к трудовой деятельности, к самой себе. Знание этих особенностей необходимо при осуществлении индивидуального подхода в воспитательной работе. В рассматриваемом принципе заложена идея дифференцированного подхода в воспитательной работе.

3. Специфические принципы

Данные принципы не найдут своего применения если не будут соблюдены их строгость в выполнении. Т.е. строгое соблюдение правовой основы государства и законности при определении содержания, методов, приемов и средств педагогического воздействия на осужденных.

Любое воспитательное влияние на осужденного может быть оказано лишь в пределах норм права. В уголовно-исполнительном законодательстве отражены цели педагогического процесса в ИУ, определены основные средства исправления и перевоспитания осужденных, обоснованы правовые аспекты возможных педагогических решений и т. д. В работе воспитателя не должно иметь место противопоставление законности и педагогической целесообразности.

Сочетание и взаимосвязь педагогических воздействий и мер правового регулирования условий отбывания наказания с учетом всех задач деятельности ИУ. По своему содержанию лишение свободы -- это кара преступника за совершенное им преступление Она предполагает лишение гражданина определенных материальных и духовных благ. С лишением свободы соединяются меры исправительно-трудового воздействия (общественно полезный труд, политико-воспитательная работа, общеобразовательное и профтехобучение др.).

Лишение свободы и меры исправительно-трудового воздействия, включаясь в целостную систему, образуют качественно новое явление -- карательно-воспитательное воздействие, состоящее из карательных элементов и мер исправительно-трудового воздействия.

Творческое применение принципов исправления и перевоспитания в процессе воспитательной работы помогает значительно повысить ее эффективность.

Общеобразовательному обучению лиц, совершивших преступления и отбывающих наказания, с первых дней советской власти придавалось большое значение. Это и понятно, потому что школа не только учит, но и воспитывает активного гражданина своей страны, готового самоотверженно трудиться.

Практика убедительно доказывает действенность обучения осужденных как средства их исправления Учащиеся-осужденные значительно меньше совершают нарушений режима отбывания наказания, в их среде более здоровый морально-психологический климат, больше передовиков производства, рационализаторов и изобретателей. Эти осужденные более аккуратны, вежливы, чаще других посещают библиотеку и больше выписывают периодических изданий. Более того, те осужденные, которые учились в школе, после освобождения от наказания быстрее включаются в честную трудовую жизнь, весьма незначительное число из них, по сравнению с другими, совершают повторные преступления. Не случайно А. С Макаренко утверждал: «Вообще я считаю, что перековка характера и перевоспитание правонарушителя возможны только при условии полного среднего образования» См.: Макаренко А.С. Собрание сочинений. - М., 1951. Т. 5. С. 152.

.

Школа обладает большим интеллектуальным и культурным потенциалам. Именно учителя, как никто другой, в исправительных учреждениях профессионально владеют средствами, методами и приемами воспитательного воздействия. Влияние школы на осужденных сказывается непосредственно в процессе обучения. Ведь каждый школьный урок представляет учителю возможность воздействовать на эмоционально-нравственную сферу учащихся, учить их диалектическому мышлению, разъяснять нормы этики и морали. Вопросы трудового и нравственного воспитания учащихся являются ведущими в процессе обучения

В связи с повышением общеобразовательного уровня населения нашей страны заметен рост этого уровня среди осужденных. Значительно уменьшилось количество лиц, имеющих начальное, неполное среднее образование, и возросло количество осужденных со средним общим, средним специальным, незаконченным высшим образованием, что привело к сокращению в исправительных учреждениях числа лиц, подлежащих обязательному обучению. Это, в свою очередь, ведет к сокращению инспекторов общеобразовательного обучения, учителей, а подчас и к закрытию школ. Но означает ли этот факт, что общеобразовательное обучение следует исключить из средств исправления и перевоспитания осужденных? Конечно, нет. Во-первых, это противоречило бы Закону о всеобщем обязательном среднем образовании, который распространяется и на осужденных. По некоторым министерствам давно существует перечень специальностей, получение которых возможно только на базе общего среднего образования. И перечень этот возрастает, поэтому не учитывать данного фактора в процессе ресоциализации осужденных невозможно.

Во-вторых, общеобразовательное обучение не только дает осужденным сумму определенных знаний, но и развивает интеллект, нравственность.

В-третьих, благодаря наличию в исправительных учреждениях школы в коллектив сотрудников вливается значительный отряд педагогов-специалистов, использование которых в воспитательной работе способно намного повысить эффективность процесса перевоспитания, облегчить труд начальников отрядов. Педагоги школы принимают участие: в составлении комплексных планов воспитательной работы с осужденными, их аттестовании; рейдах и слетах передовиков производства; подведений итогов соревнования; клубной работе, оформлении наглядной агитации; организации и проведении индивидуальной работы с трудновоспитуемыми; работе советов воспитателей и методических советов.

B-четвертых, нельзя все общеобразовательное обучение сводить только к средней школе. Пути получения осужденными общего среднего образования могут быть различны: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; заочное обучение в средней школе; обучение с помощью учебно-консультационного пункта; обучение экстерном; в группе для общеобразовательного обучения в ПТУ при учреждении.

Каждая из вышеназванных форм получения общего среднего образования имеет право на существование. Но реализация некоторых из них возможна лишь при условии сохранения общеобразовательной школы, функции которой должны быть значительно изменены в сторону их расширения. В связи с этим необходимо пересмотреть учебные планы и программы, усилив прикладную направленность содержания естественно-технических учебных дисциплин и воспитательную роль гуманитарных предметов. С учетом специфики обучаемого контингента ввести в учебный план, например, курсы основ государства и права, этики и эстетики, психологии семейной жизни, проводить факультативные занятия по таким предметам, как иностранный язык, рисование, пение, физкультура и др. В рамках учебно-воспитательной работы школы организовать для осужденных предметные кружки и клубы по интересам. Занятия проводить как обычно, по расписанию, но по специальной программе.

И, наконец, школа на деле должна стать методическим центром воспитательной работы в исправительных учреждениях. На сегодня педагогический коллектив школы является самой квалифицированной в педагогическом плане силой в учреждениях.

Он организует и проводит систематическую учебу сотрудников учреждения по основам исправительной педагогики в психологии, настойчиво непоследовательно развивает педагогику сотрудничества во взаимоотношениях между воспитателями и осужденными.

Таким образом, общеобразовательная школа должна стать своеобразным учебным комплексом, центром образовательной и воспитательной работы. Задачи такого комплекса шире, чем у вечерней школы. Здесь наряду с общеобразовательным обучением лиц, не имеющих общего среднего образования, можно предусмотреть: общекультурную подготовку осужденных, имеющих среднее образование, по различным; программам; подготовку осужденных к освобождению; проведение подготовительных занятий с желающими в дальнейшем поступить в средние специальные и высшие учебные заведения; изучение личности осужденного; разработку индивидуальных программ исправления и перевоспитания. В зависимости от материальной базы и уровня, методической подготовленности педагогического коллектива учебного комплекса-центра направления его деятельности расширены. Произойдут качественные изменения и педагогического коллектива. В его состав войдут специалисты-педагоги, воспитатели, психологи, методисты. Начало такой экспериментальной работы по перестройке общеобразовательной школы уже положено. Однако она требует глубокого научного и правового обеспечения.

Заключение

В настоящее время опыт перевоспитания осужденных, накопленный в 20-е, 60 -- 90-е гг., его творческое осмысление должны сыграть значительную роль в перестройке исправительной системы, связанной с социальными преобразованиями в обществе, реформой законодательства. Это
, прежде всего, относится к необходимости закрепления на законодательном уровне направительной системы как системы, воспитательной, адекватного отражения закономерностей и, принципов перевоспитания осужденных в принципах исправительной политики в нормах уголовно-исполнительного законодательства; нормализации среды осужденных, организации в ней коллективистских взаимоотношений, в основе которых лежат общечеловеческие ценности; стимулирования общественной активности осужденных, расширения сфер деятельности их общественных формирований; создания высокообразованного профессионального кадрового ядра, владеющих на достаточном уровне психолого-педагогическими знаниями и умениями в области организации процесса перевоспитания осужденных.

Список использованной литературы

1. Макаренко А.С. Цель воспитания. - М., 1960. Т. 5.

2. Общие основы педагогики. М.: Просвещение, 1976.

3. Макаренко А.С. Цель воспитания. - М., 1960. Т. 5.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. - М., 1978.

5. Исправительно-трудовая педагогика. / Под ред. Т. Богатырева. - М., 1978.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. - М., 1969.

7. Карпец И.И. Наказание Социальные, правовые и криминологические проблемы. - М., 2007.

8. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе. - М., 1960.

9. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1978.

10. Макаренко А.С. Собрание сочинений. - М., 1951. Т. 5.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.