Рефераты. Проблемы обучения детей на занятиях в условиях разновозрастной группы

епременными условиями построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа являются реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком.

Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДУУ

2.1 Понятие образовательный процесс

Согласно статьи 22 закона Укарины 11 июня 2001 року №2628 «Про дошкільну освіту» базовый компонент дошкольного образования - государственный стандарт, который содержит нормы и положения который определяют государственные требования к у ровню развития дошкольного возраста, а так же условия согласно которых они могут быть достигнуты [7].

Согласно учебной программы «Дитина» образовательный процесс трактуется как - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Понятие «образовательный процесс» исследователями рассматривается с разных точек зрения. В исследованиях В.А. Сластёнина, И.Ф. Исаева [18, 57], А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова [12, 43] образовательный процесс представляет собой «специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач». Б.Т. Лихачёв понимает под образовательным процессом «целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребёнка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя» [10, 23]. И.П. Подласый определяет образовательный процесс как «развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых» [14,67]. Образовательный процесс В.А. Ясвиным рассматривается также как «система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития, содержащихся в её окружении» [22,29].

Анализ различных определений образовательного процесса позволил установить, что в широком толковании он представляет собой совокупность всех условий, средств, методов, используемых в образовательном процессе, направленных на решение глобальной задачи - образование. Когда же понятие «образовательный процесс» употребляется в узком смысле, имеется в виду сосредоточение содержания, средств, методов, форм организации обучения на каком-то отдельном субъекте (субъектах) для получения конкретного результата. Субъектами образовательного процесса являются две взаимосвязанные стороны -- тот, кто образовывает (воспитатель, педагог), и тот, кого образовывают (воспитуемый, обучающийся, ребёнок). При этом образовательный процесс эффективен лишь при условии взаимодействия и того, кто воздействует, и того, на которого он направлен.

Для построения образовательного процесса важно иметь чёткое представление о его структуре. Под структурой понимается расположение элементов в системе, образующих целостное структурное единство. В ряде исследований современных украинских ученых-педагогов указывается, что образовательный процесс имеет структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов. Г.А. Ковалёв в качестве компонентов образовательного процесса выделяет физическое окружение, человеческий фактор и программу обучения [9, 46]. О. Дункан, Л. Шноре определяют следующие компоненты: население, пространственно-предметную среду, технологию, социальную организацию [5, 48].

Следует обратить внимание на исследования Шавровской В., которая выделяет также в качестве отдельного компонента образовательного процесса педагогическую диагностику. Она указывает, что «образовательный процесс всегда строился как целесообразная, управляемая система отношений, взаимодействий взрослых и детей, передачи и усвоения знаний, умений и навыков. Эта система способна функционировать эффективно при условии регулярного обмена информацией. Прямая информация поступает от педагога детям, а обратная информация - о степени усвоения знаний, умений и навыков - от детей к педагогу. Эта обратная информация может быть получена с помощью педагогической диагностики. Используя педагогическую диагностику и получая данные об уровне развития детей, педагог может внести коррективы, изменить, дополнить педагогический процесс недостающим элементом» [19, 19].

2.2. Организация занятий в разновозрастной группе детей раннего возраста

Организации и планированию занятий с детьми раннего возраста посвящены работы как советских Г.М. Лямина [11], Э.Г. Пилюгина [13], Т.Г. Казакова [8], так и современных педагогов (Г.Г. Григорьева [3], Т. Доронова [4], С.И. Якименко [20], Л.П. Голян [2]).

Согласно рассматриваемой ранее учебной программы «Дитина» Занятие трактуется как это особая форма педагогического процесса, наиболее эффективный вид обучения, направленного на приобретение детьми знаний, умений и навыков. Занятия способствуют активизации высших психических процессов и пробуждают саму способность обучаться, то есть воспринимать, понимать, запоминать и воспроизводить материал. На занятиях вырабатывается необходимые навыки поведения. Все вышеуказанное является предпосылками учебной деятельности.

В каждой из возрастных групп раннего возраста организация занятий имеет свою специфику. Так например согласно статьи 14 Закона Украины от 11 июня 2001 року №2628 «Про дошкільну освіту» (с последними изменениями 26 декабря 2008 года) [7] наполняемость групп в ДУУ составляет не более:

- для детей возрастом до одного года - до 10 человек;

- для детей возрастом от одного года до трех лет - до 15 человек;

- для детей возрастом от трех лет до шести (сеим) лет - до 10 человек;

- разновозрастные группы до 15 человек;

- с кратковременным и круглосуточным пребыванием детей - до 10 человек;

- в оздоровительный период до 15 человек.

Согласно учебной программы «Дитина» во второй группе раннего возраста рекомендуется проведение 10 занятий в неделю, по 2 занятия в день.

Длительность занятий с детьми до 1 г. 6 мес. - 8 - 10 мин., от 1 г. 6 мес. до 2 лет - 10 - 15 мин. Занятия с детьми от 1 г. до 1 г. 6 мес. проводятся во второй отрезок бодрствования, с детьми от 1 г. 6 мес. до 2 лет - в утренний и вечерний периоды бодрствования.

Ребенок второго года жизни многое приобретает в процессе индивидуального общения с взрослым и обучения в быту, играх, на прогулке. Однако наиболее активной формой обучающего воздействия является специально организованные, дидактически направленные игры-занятия. На них воспитатель имеет возможность, систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, определенное время в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подбор материала, методические приемы. Наиболее эффективной для детей раннего возраста формой обучения являются дидактические игры, в которых они незаметно для себя усваивают необходимые и доступные по возрасту сведения и умения [4,49].

Игровая форма обучения - ведущая на ступени раннего детства, но не единственная. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо проводить организованный показ, рассказывать о том, что видят малыши. Такие занятия шире дидактической игры, хотя на них могут быть использованы и игровые приемы.

Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучив содержание соответствующего раздела программы воспитания в детском саду, распределяет материал по занятиям, соблюдая принцип последовательности от простого к сложному.

Успешное усвоение детьми программного материала может быть достигнуто лишь при повторности занятий. Освоение намеченных программой задач всеми детьми данной группы не может быть достигнуто на одном занятии, так как одни дети быстро реагируют на всякое внешнее воздействие, другим для этого требуется длительный срок. Получаемые на занятиях знания и умения должны быть устойчивыми настолько, чтобы дети применяли их в играх, при выполнении режима. При повторении занятий растет и активность детей, что позволяет им успешнее справляться с поставленной задачей [14, 97].

Повторение занятия без изменений имеет свои положительные стороны, так как дает возможность путем неоднократных упражнений закреплять получаемые знания и умения. Оно практикуется в тех случаях, когда успешное выполнение поставленной задачи зависит от правильных движений и действий детей с предметом или когда повторение помогает им преодолеть затруднение, например при произнесении звука, слова.

Однако повторение занятий без изменений может привести к снижению заинтересованности детей, к механическому усвоению программного материла, поэтому такая форма не всегда уместна. При повторении многих занятий надо непременно включать новый материал дополнительно к известному.

Занятия повторяются от 2 до 4 раз, количество занятий не может и не должно быть всегда одинаковым. Оно зависит от содержания и от того, насколько быстро дети усваивают предлагаемый программный материал. Иногда по ходу занятия требуется постепенное усложнение их действий с предметами или речевых реакций, и желаемые результаты получаются после второго, а иногда и третьего повторения. В случае если большинство детей не справляется с уже объясненным заданием, необходимо повторно, без изменений, провести занятие. С теми детьми, которые и после повторений продолжают испытывать затруднения, проводится индивидуальная работа. Это необходимо, ибо позволяет избежать излишних повторений со всей группой, предупредить снижение интереса к занятиям.

Продуктивность занятий с детьми раннего возраста во много зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения закрепления знаний и умений у детей, следует заботиться и о том, чтобы сохранить у них интерес к занятиям, активное, положительное отношение к выполнению заданий.

В раннем возрасте дети еще в очень незначительной степени способны к произвольным, волевым усилиям, они не могут заставить себя делать то, что не вызывает интереса. Поэтому их успехи на занятиях определяются не только доступностью и занимательностью предлагаемого программного материала, но и эмоциональным отношением к занятиям, заинтересованностью.

Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика проведения занятий с детьми, является применение наглядности в сочетании со словом. Когда воспитатель называет предмет, его качество или действие с ним, ребенок получает не только зрительные впечатления, но и улавливает на слух словесные обозначения их. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.

Важно соблюдать принцип активности детей на занятиях. Дети раннего возраста осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем: видя заинтересовавшую вещь, стремятся взять ее в руки, пытаются что-то с ней сделать - подвигать, погладить, бросить, поднять, попробовать на вкус. Для ребенка это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. Воспитатель используется эту свойственную маленьким детям познавательную активность в дидактических целях [14, 102].

Соотношение наглядно-действенных и словесных приемов не может и не должно быть всегда одинаковым, оно определяется тем, какая задача поставлена на том или ином занятии. При этом важно помнить, что с детьми следует говорить короткими фразами, избегая лишних слов, так как длительные, многословные объяснения недоступны их пониманию. Важную роль играют четкость, правильность произношения, эмоциональность речи взрослого. Большое значение имеет организация детей на занятиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. На коллективных занятиях детей следует постепенно приучать спокойно сидеть, выслушать объяснения воспитателя, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Занятие тем больше будет приносить пользы, чем скорее дети приобретут необходимые навыки организованности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.