повторения -- полезного для запоминания и обязательного при формировании навыков, умений и развитии качеств;
предотвращения забывания -- активной опоры на имеющиеся знания, навыки и умения при изучении нового, использования поддерживающего и итогового повторения;
приучения обучающихся к пользованию справочными материалами и компьютерной техникой.
7. Принцип сочетания групповой и индивидуальной работы. Принцип реализуется в правилах:
преимущественного проведения занятий с группами обучающихся; группах как к испытывающим трудности обучающимся, так и успешным;
дифференцированного подхода -- особого подхода к группам и обучеющимся, различающимся по составу и успеваемости;
формирование группы как коллектива и использования отношений в нем для дружной совместной учебы и взаимопомощи учащихся друг другу.
8. Принцип связи обучения с воспитанием, развитием, с фундаментальным просвещением, образованием. Принцип воплощается в практику обучения следованием правилам:
воспитывающего обучения -- формирования мировоззренческизначимых знаний, превращения важнейших знаний в жизненные и профессиональные убеждения, мотивирующие факторы,ценностные ориентации, цели, задачи и планы жизнедеятельности, нормы поведения и привычки, дисциплинирования, ответственного отношения и др.;
развивающего обучения -- использования в процессе обучениявозможностей для развития разных качеств и способностей --интеллектуальных, творческих, деловых, волевых, профессиональных и др.; процесс обучения обладает богатыми возможностями, чтобы приучать обучаемых всегда думать, быть внимательным, добиваться требуемого и нужного, обоснованно решать, планировать и контролировать свои действия, поступатьсамостоятельно и взвешенно, организованно, развивать пытливость, качества мышления и т.п.;
всемерной активизации действий и психологической активности,которые лежат в основе развиваемых качеств и способностей. Внимание можно развить только систематическим поддержанием его, память -- запоминанием, мышление -- решением интеллектуальных задач, от которых «трещит голова», смелость --преодолением робости и страха в воспринимаемых повышенно опасными ситуациях и пр.;
связи с жизнью, практикой -- чем больше учебная деятельность имеет такие связи, тем эффективнее идет процесс личностного и профессионального становления;
активизации адекватных самооценок -- приучением к постоянной самооценке, оценке по делам и успехам, по мнениям окружающих о себе, пониманию своих сильных и слабых индивидуальных особенностей.
Все принципы взаимосвязаны и нуждаются в согласованном применении ([5], стр. 313 - 320).
Глава 4. Функции процесса обучения
Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие “функция” близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.
Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.
Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.
Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено на ряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.
Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.
Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития - один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследования установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается процессе деятельности. Однако психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность. Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин “развивающее обучение” [9].
Противоречия и закономерности учебного процесса детерминируют его функции. Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций. Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы:
вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыковв соответствии с принятым стандартом образования;
научить творчески использовать эти знания, умения и навыкив практической деятельности;
научить самостоятельно приобретать знания;
расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути полученияобразования и профессионального самоопределения.
Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие:
логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление и др.);
воображения;
различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной и т. п.);
качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность);
речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражениямысли);
познавательного интереса и познавательных потребностей;
сенсорной и двигательной сфер.
Таким образом, реализация этой функции обучения обеспечивает развитый интеллект человека, создает условия для постоянного самообразования, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества.
В-третьих, воспитывающая функция обучения. Процесс обучения как процесс взаимодействия учителя и учащихся объективно имеет воспитывающий характер и создает условия не только для овладения знаниями, умениями й навыками, психического развития личности, но и для воспитания, социализации личности.
Воспитывающая функция проявляется в обеспечении;
осознания учеником своей учебной деятельности как социально значимой;
формирования его нравственно-ценностных ориентиров в процессеовладения знаниями, умениями и навыками;
воспитания нравственных качеств личности;
формирования положительных мотивов учения;
формирования опыта общения между учащимися и сотрудничествас учителями в учебном процессе;
воспитательного воздействия личности учителя как примера для подражания.
Таким образом, овладевая знаниями об окружающей действительности и о себе, учащийся приобретает способность принимать решения, регулирующие его отношение к действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их, формирует свое отношение к ним и создаст систему ценностей, которыми руководствуется в практической деятельности. Важно и отношение учителя к процессу обучения ([3], стр. 240 - 242).
Кроме познавательной воспитательной и развивающей функции обучения, некоторые ученные выделяют еще побудительную и организующую. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывал их на познание нового.
Заключение
В данной курсовой работе, посвященной изучению процесса обучения, были рассмотрены следующие его основные характеристики: сущность, закономерности, принципы и функции.
Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т.д. изучает важнейшая отрасль педагогики - дидактика. Дидактика (от греч. “didaktikos” - поучающий и “didasko” - изучающий) - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса на учащихся.
Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами.
Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения. В ходе выполнения работы было выявлено, что к основным принципам педагогического процесса относятся следующие: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, научности, доступности, связи теории с практикой.
Основными функциями процесса обучения являются образовательная, обучающая, воспитательная, а также по мнению некоторых авторов еще и побудительная и организующая.
Изучение данных характеристик позволяется находить различные подходы в ходе процесса обучения.
Использованная литература
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. педагогика: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
2. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: просвещение, 1984. - 496 с.
3. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Волби, Изд-во проспект, 2005. - 432 с.
4. Подлысатый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. Для студ. высш. учеб. завед.: В 2 кн. - м.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.: ил.
5. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/ А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 479 с.
6. http://www.eusi.ru/lib/pidkasistyj_pedagogika/7.shtml
7. http://math.bspu.unibel.by/mathinform/2kurs/htm/4Th.htm
8. http://studsovetnic.ru/lekcii/lekcia_5.html
Страницы: 1, 2, 3, 4