МОУ ДПО «Учебно - методический центр»
Проект социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Живем вместе»
Автор С. Кутырева, м
етодист МОУ ДПО «УМЦ»
Хвалынск - 2010
Тип проекта:
по методу: познавательно-игровой; по содержанию: культурные ценности сообщества детей и взрослых; по составу: детско - взрослый, ребенок - субъект проектной деятельности; по форме организации: групповой, фронтальный.
Участники: дети и их родители, воспитатели.
Срок реализации: 3 месяца.
Проблема: Восприятие общечеловеческих нравственных ценностей: добро, дружба, вежливость, совесть, любовь и др.
Цели:
1. Восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней.
2. Развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.
4. Развитие первичной рефлекии и идентификации.
5. Формирование адекватной самооценки.
Задачи:
1.Создавать условия для приобщения воспитателей, детей и их родителей к основным социокультурным ценностям человека.
2.Обеспечить единство познавательного и эмоционально - нравственного развития старших дошкольников.
3.Способствовать созданию единого социокультурного контекста воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
Ожидаемый результат:
1.Освоение участниками проекта системы социокультурных категорий и ценностей.
2. Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
3. Развитие речевого взаимодействия.
4. Развитие способности к самоконтролю, самостоятельности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
5. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов).
Продукт проекта:
1. Открытое игровое занятие «Наше настроение».
2. Оформление «энциклопедии» «Народная мудрость».
3. Выставка «Фамильный герб и девиз семьи».
4. Музыкально-литературное развлечение по русской народной сказке «Репка».
I этап - Постановка проблемы. После возникшего конфликта между детьми, воспитатель собирает детей и читает сказку «Под грибом». Задает вопрос, что значит «жить вместе»? Какие качества, навыки для этого нужны? Предлагает детям узнать больше о правилах совместного жития. Предлагает детям высказать свои мнения, как и где можно научиться правилам общежития (в играх, сказках, общении, экскурсиях, совместном труде, в семье и т.д.). Предлагает узнать и соблюдать все правила поведения.
II этап - реализация проекта (Приложение 1 «План мероприятий по реализации проекта» и Приложения 2-7 (конспекты мероприятий)).
III этап - презентация продуктов проекта (Приложения 8,9 ).
Постановка новой проблемы: «Мир вокруг нас».
Приложение 1
Мероприятия по реализации проекта социокультурного развития старших дошкольников «Живем вместе»
Время
Вид деятельности и тема
Цель и задачи
Деятельность педагога
Деятельность детей
В свободное от занятий время в первой и второй половине дня
Игры - упражнения, тренинги
из серии «Встреча в кругу»:
«Оживи камень»;
«Рассерженные шарики»;
«Ногами топаем»;
«Разрывание бумаги»;
«Комплименты»;
«Волшебный цветок»,
«Свеча» и др.
1.Создать положительный эмоциональный настрой, развивать умение контролировать свои эмоции, управлять ими; формирование положительной самооценки, понимания своей неповторимости; воспитание эмпатии.
Вводит детей в проблему. Например, поднять настроение какому-либо ребенку или персонажу. Вводит в игровую ситуацию.
Руководит игрой.
Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию.
Активное участие в тренинге, игре, следуя поставленным целям.
Подвижные игры:
«Черепаха-путещественница»;
«Водонос»;
«Водяной»;
«Городки»;
«Рыбак и рыбки»
Развивать положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, самоощущение «Я - хороший». Формировать способность понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, осознавать не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения.
Знакомит с правилами игры.
После игры проводит беседу об отношении к победе и поражению.
Принимают правила игры, соблюдают их.
Распределяют роли.
Анализируют с воспитателем причины успеха и неудач.
Серия сюжетно - ролевых игр «Вежливое путешествие»: «Автовокзал», «Магазин игрушек», «Больница», «Парикмахерская», «Лес».
Формировать моральные качества.
Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам.
Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
Ставит проблему: петрушка не знает как правильно вести себя в автобусе.
Распределение ролей. Обыгрывание сюжетов.
Оформление «энциклопедии»
«Добрые пословицы»
Воспитание нравственных ценностей посредством народной мудрости.
Ставит проблему - узнать пословицы и поговорки о добре, честности, вере, дружбе и т.д. Оформляет альбом.
Совместно с родителями подбирают пословицы и поговорки об отношениях между людьми. Участвуют в составлении «энциклопедии»
Игра-путешествие на планету «СемьЯ»
Обогащение знаний детей о родственных отношениях. Воспитание любви и уважения к членам семьи.
Постановка проблемы - изобразить герб семьи и придумать девиз Для этого надо знать членов семьи, традиции и т.д. Руководит игрой.
Входят в проблему. Предлагают свои варианты, как больше узнать о семье. Вживаются в игровую ситуацию и ролевые отношения.
Чтение произведения В.Карасевой «Синяя чашка»
Учить оценивать чужие поступки, сравнивать свои поступки с их поступками, делать моральный выбор.
Постановка проблемы - разбилась чашка. Что делать?
Принятие проблему. Поиск решений данной проблемы, высказывание своих мнений, решений. Прослушивание рассказа с последующим обсуждением и оцениванием поступка персонажа.
Инсценировка сказки «Петушок и птичка»
Воспитывать дружеские отношения, сочувствие, вежливость по отношению к другим.
Постановка проблемы - помочь петушку и птичке подружиться. Предварительно подготовить 2-х детей - разучить с ними слова персонажей.
Вхождение в проблему. Инсценировка сказки с последующим обсуждением. Инсценирование сказок по желанию детей.
Проблемные ситуации
Формировать оценочное отношение не только к поступкам других, но и к своим собственным. Способствовать осознанию морально - этических норм
Предлагает решить проблемные ситуации.
Решают проблемные ситуации. Совместно обосновывают решения.
Выставка «Фамильный герб и девиз семьи»
Воспитывать чувство гордости за свою семью. Расширить знания о семейных традициях, ценностях совместного бытия.
Организует выставку гербов и девизов.
Презентация совместно с родителями фамильных гербов и девизов
Игра - тренинг «Наше настроение»
Закрепить умение понимать свое настроение и настроение других, контролировать свое поведение. Формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.
Подготовка материала. Организация игры и руководство ей. Постановка проблемы: к нам гости пришли, какое у нас настроение?
Вхождение в проблему, вживание в игровые роли, выполнение правил, установок, решение проблем. Выполнение практических заданий.
Музыкально-литературное развлечение по сказке «Репка»
Формировать умение ценить дружбу и сплоченность; воспитывать чувство собственного достоинства и гордость за свою семью; прививать уважение к труду и его результатам; формировать желание быть полезным людям, навыки и привычки организованности, самодисциплины, ценить крепость семейных уз; воспитывать желание проявлять заботу о своик близких; формировать гуманные чувства, потребность и готовность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, сочувствие другому.
Подготовительные, организационные моменты. Выполнение роли ведущего праздника.
Распределение и заучивание ролей совместно с родителями, подготовка костюмов, декораций. Активное участие в развлечении.
Постановка новой проблемы «Мир вокруг нас»
Приложение 2
Игры - упражнения «Встреча в кругу»
Дети встают в круг и представляются друг другу ласковыми именами - так, как они хотят, чтобы их называли. Например, Олечка, Андрюша и т.д.
Упражнение «Оживи камень».
Воспитатель: что у меня в руках? Дети: Камень. Воспитатель: Какой он? (прикладывает к щеке каждого ребенка). Дети: Холодный. Воспитатель: Как вы думаете, его можно согреть? Дети. Наверное... Воспитатель: Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камень. Камень, камень, возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари их моему другу.
Передает каменъ рядом стоящему ребенку. Тот крепко сжимает каменъ в руках, говорит «волшебные слова» и передает его дальше пo кругу. Через некоторое время каменъ вновь оказывается в руках у воспитателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4