Рефераты. Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине "Экономика" для учащихся 11 класса

Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине "Экономика" для учащихся 11 класса

3

Содержание

  • Содержание 2
  • Введение 3
  • 1. Теоретические основы использования деловых игр в школе 4
  • 1.1 Сущность деловой игры 4
  • 1.1 Методики организации деловой игры при обучении экономике. 9
  • 2. Разработка методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе. 12
  • 2.1 Проектирование методики организации деловой игры по дисциплине «Экономика» для учащихся 11 класса. 12
  • 2.2 Опыт реализации методики проведения деловой игры по дисциплине «Экономика» учащихся 11 класса 14
  • 2.3 Оценка эффективности методики проведения деловых игр по экономике в 11 классе. 16
  • Заключение 18
Введение

Изучение экономической дисциплины предполагает не только усвоение некоторой суммы теоретических знаний, но и приобретение навыков организации, планирования и управления экономическими объектами (фирмами, биржами и т.п.). Участие в различных деловых играх, разбор большого количества экономических ситуаций, позволяют получить практические знания и навыки в области экономики. Но на данный момент не существует единой методики применения деловых игр в экономике для 11 класса.

Целью курсовой работы будет разработка комплекса деловых игр по экономике для учащихся 11 класса.

В процессе выполнения курсовой работы будут рассмотрены следующие задачи:

- изучить сущность и назначение деловых игр;

- описать различные методики проведения деловых игр;

- разработать методику проведения деловых игр по экономике для 11 класса;

- разработать комплекс деловых игр по экономике для 11 класса;

- оценить эффективность разработанной методики с помощью исследования.

1. Теоретические основы использования деловых игр в школе

1.1 Сущность деловой игры

Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности. Эти задачи могут быть самыми разными, например: выполнение индивидуального плана продаж, вывод нового продукта на рынок, открытие магазинов в регионах и другие. При этом участники игры за 1-3 дня могут «прожить» и 1 неделю, и 1 месяц, и 1 год.

Применение деловых игр позволяет отработать профессиональные навыки участников. Кроме того, это дает возможность оценить:

* уровень владения этими навыками;

* особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);

* уровень коммуникативных навыков;

* личностные качества участников.

И.А. Грабовская выделяет следующие преимущества деловой игры перед традиционными методами обучения Грабовская И.А. Развитие стратегического мышления менеджера (методики деловых игр): Метод. рекомендации . - К.: ВЗУУП, 1991 г.:

* Цели игры в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся. Данный метод снимает противоречие между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам.

* Метод позволяет соединить широкий круг проблем и глубину их осмысления.

* Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

* Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

* Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

* В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

* Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

* Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.

Деловые игры, выдвигая перед студентами имитационно-практические задачи существенно повышают заинтересованность аудитории в изучении теоретического материала. Моделируя причастность студентов к определенным производственным ситуациям, игра не позволяет аудитории расслабляться, держит ее в постоянном напряжении, заставляет думать, интегрировать полученные знания, побуждает студентов к активной учебно-поисковой деятельности, приближенной к реальной действительности. Таким образом, использование деловых игр в наибольшей степени способствует тому что «школа памяти» с ее установкой на запоминание учебного материала уступает место «школе мышления», формируя исследовательский подход к усвоению теоретико-практических положений.

Участники игры имеют различные интересы, обусловленные их игровой ролью. В результате каждый из участников одни и те же деловые вопросы решает со своих индивидуальных позиций. Вместе с тем под влиянием объективных экономических закономерностей, предопределяющих хозяйственную деятельность людей, они вынуждены искать и приходить к единому решению. Все это в наибольшей степени, чем любой другой методический прием преподавания экономических дисциплин, помогает школьникам понять суть экономических преобразований, способствует выработке у них практических действий, направленных на выбор оптимального экономического варианта хозяйственной деятельности.

Разрешая игровое задание, школьники оценивают исходный материал, характеризующий экономическую обстановку, находят ответ на поставленную перед ними имитационно-деловую проблему, согласуют мнение со своими партнерами по игре и вырабатывают вместе с ними общее решение.

Для максимально эффективного применения деловой игры в образовательной деятельности необходимо выяснить ее сущность. Очевидным является тот факт, что применение деловой игры необходимо в случае, когда нужно выйти за рамки существующих схем. Существует три основных направления деловых игр:

· деловая игра - анализ ситуации;

· деловая игра - процесс согласования интересов и поиска компромиссов;

· деловая игра - выработка последовательных решений в определенной хозяйственной ситуации.

Деловая игра обладает следующими признаками:

1. Игра имитирует определенный аспект хозяйственной деятельности.

2. Участники игры получают роли, предопределяющие их модель поведения.

3. Деловая игра проводится по заранее разработанным правилам.

4. Деловая игра ограничена по времени.

5. В деловой игре наличествует обратная связь с организатором игры.

6. Результаты деловой игры оцениваются.

П.И. Пидкасистый делит игры на естественные и искусственные Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972.. Естественная игра есть спонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественным процессам самообучения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способы действия в привычной и непривычной обстановке.

Главное отличие искусственной игры от естественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основе этого очевидного знания широко использует игру в своих целях.

Выделяют шесть организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.

· К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и знаками.

· Одиночная форма - это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой целью.

· Парная форма - это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества.

· Групповая форма - это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и туже цель.

· Коллективная форма - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

· Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.

Деловая игра наряду с другими методами обучения служит накоплению управленческого опыта, близко к реальному. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.

Элементы риска, вводимые в деловые игры, дают возможность принимать решения в условиях недостаточной информации и производственной напряженности, что позволяет школьнику принимать управленческие решения (часто рискованные) в моделируемых производственных ситуациях и накапливать умения и навыки управленческой деятельности без ущерба для реального производства в будущем. Такой опыт позволит будущему специалисту в реальной обстановке, при необходимости, принимать эффективные решения с минимальными потерями.

Будущий специалист может наблюдать за психологическим поведением лиц, принимающих решение, в зависимости от того, коллективно или индивидуально протекает этот процесс. Здесь же, в лабораторных условиях, можно определить стиль руководства и его влияние на конечные результаты.

Воспитание деловых качеств на основе игровых имитаций - важная сторона использования игр при подготовке будущих специалистов. Ситуации, разыгрываемые в деловой игре, развивают способности руководителей, или выступающих в «роли» школьников, оперативно осмысливать и оперативно реагировать на них, принимая правильные, эффективные решения. Именно эти качества выдвигаются сегодня на одно их первых мест в комплексе требований подготовки и обучения менеджеров.

Деловые игры являются динамичной и эмоциональной формой обучения, которая способствует развитию творческого подхода и выработке некоторых практических навыков. Моделирование конкретных экономических ситуаций предоставляет возможность школьникам принимать самостоятельные решения, эффективно закреплять полученные теоретические знания. Ролевые деловые игры, в отличие от компьютерных, можно адаптировать в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Учитель может изменять цель, поставленную в игре, форму и продолжительность проведения игры. Деловая игра должна продемонстрировать деловой поиск решения проблемы, показать интересы разных участников конфликта. Деловая игра иллюстрирует экономически грамотный и правовой подход к разрешению сложных ситуаций в экономике и обществе.

1.2 Методики организации деловой игры при обучении экономике

Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. -М.: "Знание", 1989.:

1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа.

2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель - активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии - с другой.

3. Участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

4. Группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.