На сегодняшний день одной из самых распространенных концепций формирования структуры теоретического обучения профессиональной подготовки является концепция Леднева В.С., согласно которой набор учебных курсов профессиональной подготовки формируется на основе двух факторов: структуры объекта изучения деятельности и структуры деятельности. В качестве структуры деятельности принимается профессиональная деятельность специалиста, которая включает в себя проектирование, технологию, научные исследования, организацию и управление. В качестве объекта изучения принимается отрасль народного хозяйства и составляющие ее подобъекты, которые лежат в основе данной профессии.
Программа профессиональной теоретической подготовки рабочего специалиста в зависимости от объекта изучения представлена ниже в таблице 1.6.
Таблица 1.6 - Формирование набора тем профессиональной теоретической подготовки специалиста.
Структура объекта изучения
Виды деятельности рабочего
Обобщённая структура содержания
Набор тем программы профессиональной теоретической подготовки рабочих
1
2
3
4
Техника
-
Основное оборудование распределительных сетей и его устройство.
Технология
Технологическая
Общая технология
Слесарные работы, слесарно-сборочные работы, электромонтажные работы, общее сведения об электроснабжении, основы такелажных работ и т.д.
Конкретная технология
Эксплуатация устройств РЗ и А, распределительных устройств, систем оперативного тока, трансформаторов, ВЛ и КЛ.
ТБ и ОТ
ТБ, ОТ, электробезопасность и ПБ на предприятии; требования безопасности к устройству и эксплуатации электроустановок, гигиена труда, производственная санитария, профилактика травматизма.
Экология
Влияние электроэнергетики на состояние окружающей среды
Экономика
Организационная
Сведения об экономике и организации производства, применение энергосберегающих технологий.
Организация и управление
Организация рабочего места и работы бригады, организация работ по проведению оперативных переключений, прогрессивные формы организации и стимулирования труда рабочих
Правовые вопросы отрасли
Право и правовые нормы отрасли
Режим работы и правила внутреннего устройства на производстве. Права и обязанности администрации и рабочих. Штрафные санкции за не выполнение обязанностей.
Научные исследования
Научно-исследовательская
Система производственного обучения - объективное единение содержания форм, методов обучения и дидактических средств профессиональной подготовки, которая обеспечивает учащимся возможность последовательно овладеть трудовыми приёмами, комплексом трудовых операций и видами работ, характерных для данных профессий.
Существуют следующие виды систем производственного обучения:
предметная - построена по видам продукции, которые выпускаются; ученик выполняет те же детали, что и рабочий-инструктор; программа обучения включает список изделий, которые изготавливаются;
операционная - предусматривает последовательное усвоение учениками отдельных операций, которые усложняются;
операционно-предметная - изучение операций в процессе изготовления деталей растущей сложности;
операционно-поточная - ученик выполняет конкретную операцию и передает деталь на следующее рабочее место по постоянному маршруту;
«ЦИТ» - предусматривает распределение трудового процесса на составляющие части - трудовые приемы, выполнение в системе упражнений; для каждого трудового процесса разработана особая методика;
операционно-комплексная - предусмотрено усвоение учениками основных приемов выполнения операций и постепенное усложнение комплексных работ; последовательность операций, а также подбор объектов и размещение их в определенной последовательности;
приемо-комплексно-видовая - выделяют самые важные элементы профессии - приемы труда, виды робот - и обеспечиваются овладение приемами работы в каждом виде и следующее соединение приемов в комплексы;
проблемно-аналитическая - происходит общее ознакомление с технологическим процессом в целом, после чего следует изучение отдельных проблемных ситуаций и упражнений по их решению, изучение всего технологического процесса и самостоятельное выполнение заданий по его ведению, регулированию и контролю.
Структурными элементами систем производственного обучения являются:
содержание;
формы обучения;
методы обучения;
средства обучения
Исходя из выбранных форм обучения, можно говорить о целесообразности выбора операционно-комплексной системы производственного обучения для нашего специалиста по специальности ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей”.
Достоинство:
· исследуемые операции постоянно закрепляются при выполнении следующего комплекса работ,
· ученики обучаются приемам и способам выполнения работ в тех соединениях, которые могут встречаться на производстве.
Недостатки:
· рассчитана на обучение рабочих ручным и машинно-ручным профессиям непосредственно в учебных условиях
10. Построение сводно-тематического плана профессиональной подготовки специалиста
Сводно-тематический план - это документ, который включает в себя тематику специальных дисциплин, регламентирует последовательность изучения тем и количество часов, которое отводится на их изучение, посеместровое деление учебных курсов, отражать формы обучения.
Сводно-тематический план профессиональной подготовки специалиста: ”Электромонтер по эксплуатации распределительных сетей” представлен в таблице 1.6.
Таблица 1.6 - Сводно-тематический план профессиональной подготовки специалиста.
Производственное обучение
Специальные технологии
№
п.п.
Наименование тем
Кол.
часов
П.п
5
6
Первый курс
1 полугодие
Обучение в учебных мастерских
Вводное занятие
Введение
Требования безопасности труда и ПБ в учебных мастерских и на полигоне
Гигиена труда, производственная санитария и профилактика травматизма
Экскурсия на предприятии
Допуски и технические измерения
8
Слесарные работы
Проверочные работы
78
12
Сведения из технической механики
Технология слесарно-сборочных работ
Итого за 1 полугодие:
102
34
2 полугодие
Слесарно-сборочные работы
156
Электромонтажные работы
216
Основы электромонтажных работ
18
7
Общие сведения об электроустановках
Элементы воздушных и кабельных линий
9
Распределительные устройства и трансформаторные подстанции
15
10
Схемы электрических сетей и подстанций
11
Методы и приборы для испытания электрооборудования
Качество электроэнергии
Итого за 2 полугодие
384
73
Итого за 1 курс
486
107
Второй курс
Такелажные работы
48
Требования безопасности к устройству и эксплуатации электроустановок
Прокладка воздушных и кабельных линий
96
13
Технология прокладки воздушных и кабельных линий
Обучение на предприятии
14
Устройство аппаратов напряжением до 1 кВ.
Ознакомление с предприятием. Инструктаж по ОТ и ПБ на предприятии
Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии
Техническое обслуживание аппаратов в комплектных устройствах напряжением до 1кВ(всего 108ч.)
36
16
Устройство аппаратов напряжением выше 1кВ
35
204
85
Техническое обслуживание аппаратов в комплектных устройствах напряжением до 1кВ(продолжение)
72
17
Эксплуатация систем оперативного тока
Техническое обслуживание аппаратов в комплектных устройствах напряжением выше 1кВ
108
Эксплуатация распределительных устройств
Техническое обслуживание трансформаторов
19
Эксплуатация трансформаторов
Техническое обслуживание устройств релейной защиты и автоматики
20
Эксплуатация устройств релейной защиты и автоматики
Резерв времени
360
42
Итого за 2 курс
564
127
Третий курс
Техническое обслуживание воздушных и кабельных линий
180
21
Эксплуатация воздушных и кабельных линий
26
Итого за 1 полугодие
Выполнение производственных работ по профессии
336
22
Организация работ по проведению оперативных переключений
23
Стандартизации и контроль качества продукции
24
Прогрессивные формы организации и стимулирования труда рабочих
420
28
Итого за 3 курс
624
62
Четвертый курс
Выполнение работ сложностью 3-4 групп квалификации в составе комплексной бригады
273
Производственная практика на рабочих местах предприятия
369
Выпускные квалификационные экзамены
41
Итого за 4 курс
725
Всего за курс обучения
2393
296
Страницы: 1, 2, 3