Фундамент - это ваши принципы, ваша философия. Обладать безупречной репутацией - это значит следовать своим принципам.
Внешний имидж - это то, как вас воспринимает общество (родители), СМИ, инвесторы (социальные партнеры).
Внутренний имидж - отношение к школе ее учеников, персонала, педагогов и руководителей; сотрудники, довольные работой и коллективом, полны энергии.
Неосязаемый имидж - строится на ощущениях (отношение персонала к работе и его эмоциональный настрой), это атмосфера, «дух» школы.
Что влияет на формирование имиджа в глазах общественности?
* Информирование общественности о школе.
* Общественная деятельность школы, благотворительность.
* Взаимоотношения со СМИ (особенно местными).
* Поведение учащихся вне школы.
* Отзывы родителей и выпускников.
2. Диагностика основных проблем МОУ СОШ № 10
В процессе проведения аудита организации были выявлены следующие проблемы (организационные патологии):
1. Проблема повышения мотивации учащихся - невысокий уровень познавательных интересов учащихся препятствует осознанному усвоению школьниками знаний.
Причины:
* снижение ценности образования в обществе;
* отсутствие связи между образованием и благополучием в жизни после окончания школы;
* бесконтрольность детей в семье;
* отклонения в состоянии здоровья;
* недостаточная дифференциация и индивидуализация обучения на основе учета диагностических данных.
2. Проблема низкого качества знаний учащихся по отдельным предметам.
* отсутствие индивидуальной работы учителя-предметника с учащимися;
* отсутствие системной целенаправленной работы с сильными детьми;
* отсутствие дифференцированных заданий слабым ученикам;
* ухудшение состояния здоровья за время обучения в школе;
* «усредненный» подход к обучению и воспитанию учащихся.
3. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся.
* наблюдается повышенный уровень учебных и других перегрузок учащихся;
* укреплению здоровья учащихся препятствует слабая организация лечебно-оздоровительной работы в школе;
* слабая материальная база, обеспечивающая содержание и организацию спортивно-оздоровительной работы в школе;
* социальная и экономическая нестабильность в обществе;
* рост детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.
4. Проблема обеспечения самореализации учащихся в различных видах учебной и социальной деятельности.
* влияние социальных и экономических факторов;
* недостаточно выделяются в содержании учебного материала вопросы, касающиеся понимания учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала, осознания личностной значимости осваиваемого содержания;
* недостаточна и слаба диагностика учебных и личностных возможностей учащихся;
* слабая ориентация на творческое развитие каждого ученика.
5. Проблема несоответствия материально-технической базы школы современным требованиям и качественной подготовке учащихся.
* остаточный принцип финансирования не позволяет оснащать школу современными ТСО, компьютерами, наглядными и дидактическими средствами обучения.
6. Проблема нерационального использования ресурсов.
· Неслаженная работа персонала
· Неправильное распределение полномочий между персоналом
· Господство структуры над функцией
7. Проблема конкурентоспособности выпускников.
· Разница между школьными и ВУЗовскими стандартами образования
· Отсутствие индивидуального подхода к каждому ученику.
В рамках проекта мы считаем невозможным рассмотрение всех вышеперечисленных проблем. Исходя из этого, мы решили акцентировать внимание на наиболее важной, на наш взгляд, проблеме - проблеме конкурентоспособности выпускников.
3. Проектная разработка программы непрерывного образования
3.1 Программа «школа-ВУЗ»
Целью нашей проектной разработки является обеспечение высокого уровня поступления выпускников в высшие учебные заведения.
Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- создание условий преемственности программ начального, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- введение среднего профессионального образования по экономико-правовым специальностям СГСЭУ;
- создание структуры образовательных процессов, которые формируют единое информационно-образовательное пространство "школа-ВУЗ",
- организация в школе лицейских классов с нормативным сроком обучения 2 года (10-11классы) и др.
Мы перечислили только самые основные задачи, остальные мы будем перечислять в процессе проведения нижеизложенных мероприятий.
Новшеством для МОУ СОШ №10 будет программа «школа-ВУЗ». Создание и внедрение такой образовательной программы позволит решить проблему преемственности программ начального, основного общего и среднего (полного) общего образования и программ среднего профессионального образования по экономико-правовым специальностям СГСЭУ.
Данная образовательная программа, названная нами программой непрерывного профессионального образования учащихся средних школ, обеспечивает преемственность по данной модели-схеме.
3
Для реализации модели-схемы требуется разработать и осмыслить политику, базирующуюся на новой модели общеобразовательного учреждения и новой, структуре образовательного процесса которые формируют единое информационно-образовательное пространство "школа-ВУЗ".
При внедрении в педагогическую практику программы непрерывного профессионального образования необходимо соблюдать следующий алгоритм перехода:
1. Определяются стратегические и тактические направления развития образовательной политики школы, для чего требуется: разработать структуру и содержание образования, которые формируют необходимую информационно-образовательную среду. В ее рамках будет функционировать программа непрерывного профессионального образования учащихся.
2. В соответствии с изменением образовательной программы модернизируется учебный план.
3. Разрабатывается программа поэтапного перехода школы к реализации системы непрерывного профессионального образования учащихся.
Суть планируемой работы заключается в следующем: начиная с 2009-2010 учебного года на базе школы будут проводиться дополнительные занятия для старшеклассников, желающих поступить в СГСЭУ. Проводить занятия по русскому, английскому языкам и обществознанию будут педагоги школы, используя программы и методики, разработанные сотрудниками ВУЗа. Введением старшеклассников в профильные предметы, такие как экономика, право, будут заниматься преподаватели ВУЗа с использованием дистанционных технологий.
3.2 Внедрение проектных предложений
При разработке образовательной политики школы особое внимание уделяется переходу школы в режим развития. Целью такого перехода является:
- обеспечение оптимальной возможности для получения учащимися широкого образования на основе включения в учебный план дисциплин гуманитарного блока образовательных программ высших учебных заведений;
- осуществление общеобразовательной допрофессиональной подготовки учащихся в высшие учебные заведения на основе углубленного изучения основных дисциплин путем интеграции программ школы и подготовительных курсов ВУЗов;
- получение учащимися профессиональной подготовки и частично среднего профессионального образования;
- реализация принципа непрерывности образования;
- реализация профессиональной ориентации и получение учащимися начальной профессиональной подготовки по выбранной специальности;
- внедрение новых образовательных технологий, повышающих мотивацию обучения.
Стратегическим направлением развития школы является постепенный переход через поэтапное внедрение программ непрерывного профессионального образования к другой модели школы.
Ниже представлены этапы формирования модели общеобразовательного учреждения, которая обеспечивает эффективное управление учебным процессом с целью активизировать его и повысить мотивацию учебной деятельности учащегося. По мере формирования новой модели школы и конкретизации структуры и содержания образования формируется сама образовательная программа непрерывного профессионального образования и выбираются образовательные технологии.
Этапы реорганизации школы при внедрении системы непрерывного профессионального образования:
1. Организация в школе лицейских классов с нормативным сроком обучения 2 года (10-11классы). В учебный план лицейских классов вводятся предметы углубленного изучения и программа дополнительного образования профессиональной подготовки СГСЭУ (по дистанционной технологии).
2. Организация в школе лицейских классов с нормативным сроком обучения 3 года (10-12 классы). В учебный план лицейских классов дополнительно вводятся дисциплины гуманитарного и естественно-научного циклов (с частичным использованием дистанционной технологии) и программы дополнительного образования на основе учебных планов специальностей среднего и высшего профессионального образования СГСЭУ (по дистанционной технологии).
3. Организация гуманитарно-экономического лицея на базе лицейских классов с нормативным сроком обучения 3 года.
4. Включение в состав экономико-правового лицея школы 1-9 классов или организация на базе школы и лицея учебно-образовательного комплекса.
В учебном плане в полном объеме реализуется принцип непрерывного образования, когда в программу включаются предметы экономико-правового профиля для подготовки учащихся к поступлению в лицей.
Процесс поэтапного изменения структуры и содержания образовательной программы представляет собой интеграцию базисной составляющей образовательной программы среднего (полного) общего образования со специальными (профильными) программами углубленного изучения отдельных предметов, дополнительными программами по предметам гуманитарного цикла среднего и высшего профессионального образования и дополнительными образовательными программами.
Специальный (профильный) компонент программы непрерывного профессионального образования органично включает в себя базисные программы по основным предметам вступительных экзаменов в ВУЗ с программами подготовительных курсов ВУЗов по этим предметам.
Содержание вариативных частей школьной программы и программ дополнительного профессионального образования соответствует образовательному стандарту среднего профессионального образования, что позволяет допустить выпускника 12 класса после получения аттестата зрелости к государственному экзамену в экономико-правовой колледж СГСЭУ для получения диплома по выбранной специальности.
В соответствии с новой структурой образовательной программы модернизируется учебный план. Особенностями специального (профильного) компонента учебного плана являются:
- введение в учебный план начальной школы экономики и основ информатики для реализации развивающей программы и подготовки учащихся к освоению программ непрерывного профессионального образования;
- введение в классах дополнительных часов за счет вариативной части учебного плана для углубленного изучения основных дисциплин общеобразовательного цикла, необходимых для освоения программы общеобразовательной допрофессиональной подготовки в ВУЗ;
- разделение учебного плана последней ступени на два варианта обучения: 10-11 и 10-12 классы.
3.3 Дистанционное обучение
Реализация данной образовательной программы и структуры учебных планов возможна только с применением дистанционной технологии обучения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что дистанционное обучение ориентировано, главным образом, на самостоятельную работу учащихся. Она позволяет: во-первых, сократить количество аудиторных часов; во-вторых, построить новую модель взаимоотношений обучающихся и обучающих, что в свою очередь, приводит к повышению мотивации обучения, к активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Соответственно и образовательный процесс, как средство достижения целей образовательной политики, строится на применении дистанционной технологии обучения. Преподавание по дополнительным дисциплинам гуманитарного цикла, включающим в себя стандарты среднего и высшего профессионального образования, ведется учителями школы, сертифицированными в СГСЭУ, под руководством главных преподавателей ВУЗа, с использованием элементов дистанционной технологии.
В образовательном процессе, построенном на применении дистанционной технологии, при сохранении всех основных форм учебных занятий (лекций, семинаров, консультаций, лабораторных и курсовых работ, зачетов, экзаменов), обучающий и обучаемый в основном контактируют только при проведении консультаций и лабораторных работ, поскольку лекции даются учащимся в текстовом виде в учебно-практических пособиях (УПП). В УПП же включены вопросы для самоконтроля. Текстовая же лекция имеет следующие преимущества. У учащегося есть возможность многократного обращения к непонятным при чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания.
Благодаря использованию учебно-практических пособий создается новая модель взаимоотношений преподавателя и учащихся, которая предполагает помощь, организацию и стимулирование со стороны преподавателя процесса саморазвития личности.
Взаимодействие учащихся с преподавателем строится на основе рассмотрения наиболее значимых и сложных вопросов в ходе консультаций. К консультации учащийся уже накопил свои вопросы, которые возникли у него в ходе усвоения лекционного материала и выполнения тестов для самоконтроля, поэтому функцией преподавателя становится индивидуальная консультация учащегося, преподаватель становится организатором, а учащийся - инициатором процесса обучения. Кроме этого, весьма важным в формировании и развитии активной творческой личности является раннее приобщение к активной индивидуальной научно-исследовательской работе. К ней учащиеся приобщаются при написании курсовых работ.
Подводя итоги, хочется отметить, что экспериментальная отработка оптимальной модели непрерывного профессионального образования еще далеко не закончена. Отработан только теоретический аспект функционирования модели, а вопросы согласования общеобразовательных и профессиональных программ на уровне содержания и формы образования еще предстоит проработать. Непрерывность процесса образования должна обеспечивать непрерывность интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, таким образом, каждый этап перерастания общеобразовательной школы в лицей с 3-годичным обучением на последней ступени ставит всё новые вопросы, ответы на которые далеко не однозначны.
Разработанная нами программа «школа-ВУЗ» не требует привлечения больших дополнительных средств. Необходима лишь доплата к заработной плате учителей и преподавателей ВУЗа, которая будет производиться из средств местного бюджета.
Заключение
В процессе написания данного курсового проекта мы не только закрепили свои теоретические знания, полученные в процессе изучения «Теории организации», но и сумели применить их на практике. Проведя аудит, мы поняли, как функционирует организация, и обнаружили возможности для ее роста, в результате чего сделали следующие выводы.
Для образования внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности, а поэтому буквально все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств.
Необходимость постоянного процесса образования, которое сейчас называют непрерывным образованием, заставляет развивать в системе образования не только учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Непрерывное образование предполагает и развитие широкой системы образовательных учреждений, усовершенствования и переквалификации уже имеющих образование и работающих людей.
Обобщая весь изложенный материал, следует еще раз подчеркнуть основные достоинства разработанного нами проекта «школа-ВУЗ»:
1. У школьников появляется гораздо больше шансов поступить в ВУЗ.
2. Подготовка школьников без отрыва от занятий к поступлению в ВУЗ дает дополнительный стимул старшеклассникам учиться.
3. Поднимется рейтинг школы по сравнению с другими образовательными учреждениями.
4. В дальнейшем школа может переименовать себя в лицей, что даст ей возможность более широко использовать свои возможности.
Список литературы
1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 24.04.2008) «Об образовании» / Консультант плюс: Высшая школа.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. Пособие для студентов ВУЗов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 624 с.
3. Активная познавательная деятельность в целостном педагогическом процессе / Под ред. Ю.П. Правдина. - М.; Уфа, 2001. - 154 с.
4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы (прикладная педагогика): Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2000. - Ч. 2. - 293 с.
5. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Сускова Г.В. Педагогические технологии / Под ред. В.С. Кукуликина. - Ростов н/Д., 2002. - 344 с.
6. Вербицкая Н.О., Бодряков В.Ю. Учебный процесс: информация, анализ, управление / Отв. ред. М.А. Ушакова. - М., 1998.
7. Воротников А.И., Кремнев Т.Л. Активные методы и приемы самостоятельной работы: Словарь-справочник. - Тамбов, 2000.
8. Теория организации и организационное проектировании (пособие по неклассической методологии): Учебное пособие / Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. - 240 с.
Страницы: 1, 2, 3