перенос усвоенной студентами формулы в сферу делового общения на русском языке.
Например, в деловых играх дисциплин со специальным профилем представление и знакомство сотрудников фирм, в роли которых выступают студенты, проходит с использованием уже знакомых фраз и выражений:
- Разрешите представить Вам …
- Я хотел бы представить Вам …
- Рад познакомиться с Вами … и т.п.
В процессе обучения английскому языку значительное место занимает работа с текстами. Они имеют профессиональную направленность и способствуют формированию словаря профессиональной терминологии. Знание специальной лексики влияет на развитие способностей будущих специалистов получать нужную информацию из иноязычных источников, воспитывая тем самым толерантное отношение к другому мнению, в последующем - к другим народам и странам.
Занятия по дисциплине «Английский язык» проводятся как в традиционной форме, так и с применением инновационных технологий.
Примером могут служить интегрированные уроки: деловая игра «Письмо-запрос. Письмо-ответ» (тема «Коммерческая корреспонденция») и деловая игра «Отбор кадров и найм персонала» (тема «Устройство на работу»).
Деловые игры, моделирующие конкретную профессиональную ситуацию, способствуют формированию и развитию умений общаться и сотрудничать в процессе деловой активности, вырабатывать совместное решение и прогнозировать его последствия, делать выбор и нести за него ответственность, т.е. все то, что мы называем «этика профессиональной деятельности».
Внеклассная работа по иностранному языку составляет неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса. Одной из форм внеклассной работы являются конкурсы. Они совершенствуют навыки разговорной речи, формируют культуру общения, расширяют кругозор студентов.
В рамках Недели знаний по английскому языку был проведен конкурс «День Святого Валентина». Студенты колледжа приняли активное участие в подготовке и проведении праздника: написали и красочно оформили «валентинки» для сокурсников и преподавателей, выпустили стенгазеты на английском языке для оформления зала. Подготовка и участие в конкурсе потребовали от студентов проявления таких качеств как активность, самостоятельность, творчество, эстетический вкус, что способствует формированию культурно развитой личности.
Заключение
Профессиональная культура - неотъемлемое качество специалиста высокого класса. Одним из особо важных условий воспитания культурного человека в профессиональном и общем плане является социокультурная среда - общество людей, воплощающих в своей деятельности эталонные способы поведения, отношения, взаимодействия.
Ключевой фигурой в этой среде является педагог. Личный положительный пример преподавателя в отношении к делу и в поведении, в общении со студентами, готовность оказать не только профессиональную, но и человеческую помощь и поддержку - один из способов формирования и развития профессионально важных качеств личности будущего специалиста торговли.
Рекомендации
Использовать разработанные профессиограммы специалистов торгово-экономического профиля в работе по профессиональной ориентации учащихся СШ и НПО, в приемной комиссии ЧитТЭК.
Литература
1. Сарапулов, В. А. Опытно-экспериментальная работа в практике современного образования: от идеи до результата. Научно-методическое пособие / В. А. Сарапулов. - Чита: ООО «Экспресс-издательство», 2006. - 340 с.
2. Сарычев, С. В. Педагогическая психология. Краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с.
3. Бабенко, О. А. Профессионально важные качества личности менеджера. http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/profklm.htm (по состоянию на 10.09.2008)
4. Гнеушева, А.В. Развитие профессионализма руководителя в образовательном процессе. [WWW document]. URL http://www.education/recom.ru/2 (по состоянию на 10.09.2008)
Приложение 1
Профессиограмма (модель специалиста) «менеджер в торговле»
Профессиональная компетентность специалиста
Менеджер в торговле должен быть компетентен:
в вопросах менеджмента и маркетинга; макро- и микроэкономики;
в области рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
в конъюнктуре рынка, его типах, состоянии и перспективах развития спроса и предложения;
в порядке ценообразования, налогообложения;
в основных правилах и принципах классификации продукции и товаров;
в требованиях к их качеству;
в вопросах системы маркетинговой информации, стратегии, коммуникации, стимулировании сбыта;
в организации финансового планирования деятельности предприятия;
в характере торговых операций;
в порядке разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов;
в формах и методах ведения рекламных кампаний;
в вопросах делового администрирования;
в передовом отечественном и зарубежном опыте в области менеджмента;
в этике делового общения;
в этикете деловых и официальных встреч;
в правилах и нормах охраны труда.
Содержание деятельности:
осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью организации, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами. Исходя из стратегических целей деятельности организации, планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность.
Средства деятельности:
законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность;
электронная и вычислительная техника.
Профессиональные функции специалиста:
осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов,
оценивает степень возможного риска.
анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда.
организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом;
осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей;
участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности;
обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда;
осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления, анализ эффективности;
принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов;
привлекает к решению задач консультантов и экспертов по различным вопросам (правовым, техническим, финансовым и др.).
Требования к профессионально важным качествам:
коммуникативные и организаторские способности;
аналитические способности;
высокий уровень интеллекта;
хорошая память;
эмоциональная устойчивость;
эстетический вкус
Приложение 2
Профессиограмма (модель специалиста) «бухгалтер в торговле»
Профессиональная компетентность
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен:
в вопросах организации профессиональной деятельности на основе нормативных правовых актов РФ;
в вопросах хозяйственного права;
в вопросах трудового законодательства;
в вопросах управления финансами в организации и их эффективного использования;
в вопросах нормирования и учета расхода ресурсов в организации;
в принципах построения бухгалтерского учета и отчетности в РФ;
в теоретических основах бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности;
в организации и ведении бухгалтерского учета в организациях с различными организационно-правовыми формами;
в правилах и порядке составления, утверждения и предоставления бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности;
в методике исчисления налогов и платежей в бюджет и целевые фонды;
в организации и осуществлении контроля и анализа хозяйственной деятельности организаций;
в использовании средств вычислительной техники и информационных технологий;
в методах управления первичными коллективами организации;
в вопросах этики деловых отношений;
в вопросах соблюдения безопасных условий труда.
Содержание профессиональной деятельности:
профессиональная деятельность бухгалтера осуществляется в службах бухгалтерского учета, анализа и контроля в организациях и их структурных подразделениях различных организационно-правовых форм.
Результатом деятельности специалиста является учетная, отчетная, статистическая, аналитическая документация, характеризующая финансовую и хозяйственную деятельность организации, ее структурных подразделений.
Виды профессиональной деятельности:
учетная;
аналитическая;
контрольная;
Объекты деятельности:
учетно-аналитические процессы в системе экономического управления хозяйственной деятельностью организаций различных форм собственности.
законы, указы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность бухгалтера, финансовую и хозяйственную деятельность организаций;
организационная и вычислительная техника.
Профессиональные функции:
выполняет работы на различных участках бухгалтерского учета;
участвует в подготовке исходных данных и проведении экономического анализа финансовой и хозяйственной деятельности организации, ее структурных подразделений;
участвует в подготовке исходных данных для составления проектов финансовых и хозяйственных планов организации;
участвует в работе по организации и проведению ревизий и инвентаризаций в организации, ее структурных подразделениях;
участвует в подготовке и составлении бухгалтерской и статистической отчетности;
оказывает методическую помощь подразделениям организации в решении вопросов, входящих в компетенцию бухгалтера.
честность, порядочность;
ответственность;
исполнительность;
энергичность;
оперативность, мобильность;
интуиция;
умение выделять главное;
уверенность в себе;
эмоциональная выдержка;
корректность и тактичность в общении;
бесконфликтность.
Трудоустройство: предприятия оптовой, розничной торговли, общественного питания; промышленные предприятия, бюджетные организации, строительные, сельскохозяйственные предприятия.
Приложение 3
Профессиограмма (модель специалиста) «товаровед непродовольственных товаров»
Содержание деятельности: оценка качества товаров, их соответствие ГОСТу и ценам производителя.
Виды деятельности: маркетинговая, товарно-экспертная, торгово-закупочная, внешнеторговая, организационно-коммерческая, торгово-экономическая, аналитическая, исследовательская.
Профессиональные функции: квалифицированно оценивать конкурентоспособность непродовольственных товаров и сырья, проводить экспертизу качества, выявлять фальсифицированные товары на основании штрихового кода, грамотно продавать товары, оценивать безопасность непродовольственных товаров.
Требования к профессионально важным качествам специалиста: развитые организаторские способности (включающие такие качества, как целеустремленность, решительность, творческий подход и т.д.), развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.); хорошо развитые аналитические способности, умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее; уверенность в себе, в принимаемых решениях, энергичность, четкие личные цели (знает, что хочет от своей работы), целеустремленность, действенность; требовательность; креативность, находчивость, разносторонность; инициативность; стремление к постоянному личностному росту; энергичность, эрудированность, способность к планированию, развитая интуиция; критичность; уверенность в себе и в принимаемых решениях.
Трудоустройство: специалисты в данной области смогут найти применение на крупных торговых предприятиях и фирмах, государственных органах федерального, территориального и муниципального уровней, на предприятиях оптово-розничной торговли, складах.
Выпускники специальности «Товароведение» будут иметь все необходимые знания и навыки для работы не только товароведами, но и материаловедами, директорами по коммерческой деятельности.
Приложение 4
Профессиограмма (модель специалиста) «КОММЕРСАНТ»
Содержание деятельности: профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия. Коммерсант на основе профессиональных знаний должен обеспечивать эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи по удовлетворению потребностей покупателей.
Объекты профессиональной деятельности: материальные товары, нематериальные блага и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену, а также оборотные и внеоборотные активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и финансовые результаты в области основной, операционной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Требования к профессионально важным качествам: развитые организаторские способности (включающие такие качества, как целеустремленность, решительность, творческий подход и т.д.), развитые коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения, развитость каналов вербального и невербального общения, профессиональная компетентность и т.д.); хорошо развитые аналитические способности, умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее; уверенность в себе, в принимаемых решениях, энергичность, четкие личные цели (знает, что хочет от своей работы); умение принимать решения в неопределенных ситуациях, целеустремленность, действенность; требовательность; находчивость, разносторонность; инициативность; стремление к постоянному личностному росту, энергичность, эрудированность, способность к планированию, развитая интуиция; критичность; уверенность в себе и в принимаемых решениях.
Трудоустройство: крупные торговые, оптово-розничные предприятия и фирмы, выпускники специальности могут работать во всех организациях, учреждениях и на предприятиях, связанных с торговлей, обменом и продвижением товаров от производителей к потребителям; могут занимать должности руководителя предприятия, коммерческого директора, начальника торгового отдела, зам. директора по коммерции, маркетингу, снабжению, сбыту и др.
Специалисты этой области могут работать в отделах реализации готовой продукции, маркетинга, материально-технического снабжения на промышленных предприятиях; в торговых домах, магазинах и оптовых базах; в управлениях торговли и департаментах по торговым операциям; осуществлять внешнеэкономическую деятельность на промышленных предприятиях и в научно-исследовательских институтах; в таможенных службах.
Страницы: 1, 2