Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Профессиональная подготовка школьников
иже приводится примерный перечень знаний и умений, которыми должен владеть учитель для успешного проведения профессиональной ориентации.В школьном кабинете профориентации в разделе, посвященном вопросам методики профориентационной работы, полезно иметь следующие материалы для учителей-предметников:-- постановления партии и правительства, в которых определяются направления и задачи профориентации учащихся;-- указания-рекомендации органов народного образования по вопросам профориентации;-- материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, которые проводятся в республике, области, городе;-- план школьных мероприятий по профориентации;-- образцы планов работы классных руководителей, воспитателей, руководителей методобъединений, пионерской и комсомольской организаций школы;-- ориентировочная тематика лекций, бесед, классных часов для учеников разных возрастных групп;-- материалы из опыта работы по профессиональной ориентации в школах района (города, области, республики, страны);-- план совместной работы по профориентации школы и базового предприятия (организации);-- сценарии проведения диспутов, конкурсов «Лучший по профессии», «Защита профессии», огоньков, вечеров, посвященных дню профессии;-- образцы анкет для учеников различного возраста;-- методическая литература по вопросам профориентации.Указывая на полезность всех мероприятий, проводимых в помощь учащимся при выборе ими профессии, необходимо всегда помнить, что все они недостаточны, если не опираться на систематическое трудовое воспитание учащихся, проводимое на протяжении всего срока обучения в школе по всем без исключения учебным предметам всеми учителями, всем коллективом школы совместно с родителями и общественными организациями.Эффективным средством связи теории с реальностью являются практические работы. В процессе их выполнения учащиеся знакомятся с методикой научного выбора профессии, осваивают простейшие экономические расчеты.Знакомство учащихся с научной организацией труда и рабочего места, принципами эргономики, техническим творчеством и изобретательством позволяет расширить их знания в определенной области производства и помогает сформировать у них умение правильно планировать свою трудовую деятельность, творчески подходить к вопросам повышения производительности труда, т. е. способствует воспитанию качеств личности передового труженика социалистического производства.Основное содержание курса является единым для городских и сельских школ. Однако все изучаемые вопросы необходимо конкретизировать на материале, взятом из производственного окружения школы. Общие сведения о социалистическом производстве и массовых профессиях народного хозяйства, требованиях профессий к человеку, мотивах их правильного выбора и т. п. обязательны для всех учащихся. Конкретные вопросы, раскрывающие структуру производственного процесса, деятельности социалистического производственного предприятия, содержание и условия труда по массовым профессиям и т. п., должны изучаться на примере той отрасли производства, с которой связан профиль трудового обучения. Практическое ознакомление с основами производства и массовыми профессиями, специальные знания по этим разделам необходимо увязывать прежде всего с группами тех профессий, одной из которых предстоит овладевать в дальнейшем выпускникам неполной средней школы.В программу, по усмотрению школ и базовых предприятий, могут быть включены некоторые дополнения, отражающие местные условия. При этом цели, задачи и основное содержание обучения, а также структура курса должны быть сохранены.Вести курс может учитель трудового обучения, заведующий кабинетом профориентации. К проведению занятий следует по возможности привлекать квалифицированных специалистов -- представителей различных производств, экономистов, психологов, медиков.В ведении курса применяются в основном те же формы и методы, которые являются наиболее распространенными в трудовом обучении. Это прежде всего объяснение и рассказ, демонстрация опытов и учебно-наглядных пособий, показ кинофильмов, диафильмов и диапозитивов, экскурсии, подготовка учащимися рефератов, семинарские занятия, применение заданий на анализ производственной ситуации и т.д [2, 190].
1.2
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ
С УЧАЩИМИСЯ
В реализации реформы школы одно из ведущих мест принадлежит классному руководителю. О необходимости повышать роль и авторитет классного руководителя, создавать ему все условия в учебной и воспитательной работе с детьми говорится в документах о реформе школы.Профессиональная ориентация, являясь одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя, проводится им в тесном сотрудничестве с кабинетом профориентации, учителями-предметниками, комсомольской, пионерской организациями, с родителями учащихся. В работе по профориентации классный руководитель подчиняется школьному совету профориентации.Основные направления профориентационной работы классного руководителя в зависимости от возрастных особенностей учащихся. При планировании воспитательной работы классный руководитель предусматривает мероприятия с профориентационной тематикой: беседы с учащимися о выборе профессии, пионерские сборы и собрания комсомольской группы, экскурсии на предприятия и в учебные заведения района, города, встречи с представителями различных профессий и т. д. При этом он учитывает необходимость связи школы с базовым предприятием, с закрепленным за классом цехом (отделом), а также специфику профориентационной работы на разных этапах профессионального самоопределения учащихся.В начальных классах школы учащиеся получают общие представления о труде, знакомятся с людьми разных профессий. Дети этого возраста отличаются большой любознательностью, и поэтому очень важно пробудить у них интерес к трудовой деятельности вообще.В V--IX классах возможности ознакомления школьников с отраслями народного хозяйства и разнообразными профессиями значительно расширяются. В работе с учащимися этого возраста особое внимание следует обратить на коммунистическое отношение к труду, активно вовлекать их в общественно полезный труд, в работу кружков, факультативов и в самостоятельные творческие занятия, пробуждать их к самосознанию, поиску своего призвания, помогать в выборе форм продолжения общего, профессионально-технического и специального образования. Классный руководитель VII--VIII классов должен совместно с профориентаторами районного УПК подготовить учащихся к выбору профиля трудового обучения в УПК.В X--XI классах следует продолжить работу по подготовке учащихся к труду на производстве, воспитанию у них профессиональных интересов и чувства ответственности за правильный выбор профессии; подробно знакомить их с потребностями народного хозяйства в кадрах, с реальными возможностями трудоустройства и познавательные задачи (найти ответы на установочные вопросы, провести наблюдения, исследования, собрать материал, написать сочинение и т. д.); рекомендует подобрать литературу для предварительного знакомства с вопросами, которые будут стоять на уроке; советует подыскать интересные афоризмы, изречения, пословицы.Большую помощь преподавателю в организации и проведении профориентационных уроков может оказать созданная в классе по инициативе учащихся группа профинформаторов, которых можно привлекать к планированию уроков, к подбору литературы, к изготовлению схем и таблиц, к организации профессиографических исследований, встреч и экскурсий, к распределению установочных вопросов, к оформлению классной доски (на ней записывается тема и девиз урока, его задачи, задания к следующему уроку; вывешиваются интересные информационные сообщения, схемы, таблицы, перечень установочных вопросов и рекомендованной литературы) и т. д.Каждый профориентационный урок при условии умелой подготовки к нему превращается в откровенный разговор учителя и его учеников о выборе жизненного пути, размышления о жизни, о человеке и его возможностях, о призвании и трудностях поиска своего жизненного пути.Организация и проведение профессиографических исследований.Профессиографическое исследование -- это самостоятельное изучение учащимися конкретной профессиональной деятельности в различных ее аспектах с целью составления профориентационной характеристики данного вида труда. Этот вид работы, как отмечалось выше, органически включен в систему специально разработанных профориентационных уроков. При подготовке к проведению профессиографического исследования привлекаются те знания, которые учащиеся получили на предыдущих уроках (о структуре профессий); начинается и завершается исследование также на специальных уроках: урок, на котором подготавливается организационная и методическая часть работы, и урок, на котором обсуждаются материалы проведенного исследования, подводятся итоги. Вместе с тем как по форме проведения, так и в силу специфики своего содержания Профессиографическое исследование выделяется в самостоятельный вид профинформационной работы с учащимися. Основная часть работы после соответствующей подготовки проводится вне школы, непосредственно на тех объектах, где осуществляется избранная для изучения профессиональная деятельность, и на тех объектах в учебных заведениях, где готовятся специалисты в данной области. Относительная самостоятельность этого вида работы определяется также тем, что учащиеся реализуют полученные ранее знания о профессиях, собирают новый материал, осмысливают и усваивают его непосредственно в процессе проведения.Самостоятельно исследуя материалы о профессиях, наблюдая за работой специалистов, расспрашивая о трудностях, с которыми встречается работающий, о перспективе роста и т. д., а также зная из предыдущих уроков о своих возможностях, учащиеся уже могут решать вопрос о своем соответствии данному виду труда. И чем больше они узнают о профессиях, тем сознательнее и свободнее будет их выбор.Самостоятельное изучение профессий формирует у учащихся умение анализировать трудовую деятельность и тем самым готовит их к активному участию в других видах профориентационной работы. Проведение профессиографического исследования не ограничивается только познанием профессии, которая являлась предметом исследования. Профессиографические умения носят общественный характер и легко переносятся на анализ любой другой трудовой деятельности, даже той, которая не выступает в качестве объекта изучения в школе, но которая по тем или иным причинам интересует учащегося.Предполагая максимальную самостоятельность и инициативу учащегося, профессиографическое исследование представляет в их распоряжение широкую информацию о профессиях, которая была получена им в творческом поиске ответов на поставленные вопросы. Роль учителя при этом -- обеспечить широкий простор самодеятельности школьников, создать у них иллюзию первооткрывателей, помочь им почувствовать серьезную ответственность за порученное дело.Организация и проведение профессиографических встреч. Среди различных форм профинформационной работы в средней школе видное место занимают встречи учащихся со специалистами. Опыт показывает, что хорошо организованная встреча оставляет глубокий след в сознании подростка, воспитывая у него познавательную активность. В результате этого создаются благоприятные условия для формирования у школьников определенного подхода к изучению не только той профессии, о которой рассказывал специалист, но и других профессий; при этом учащиеся овладевают обобщенным методом анализа трудовой деятельности.Учитывая два первых требования, в работе по организации и проведению профессиографической встречи можно выделить пять этапов: 1) подготовка к встрече классного руководителя; 2) подготовка специалиста к беседе с учащимися; 3) подготовка учащихся к встрече; 4) проведение встречи; 5) оформление результатов встречи.Реализация каждого из этих этапов предусматривает активное участие классного руководителя. Он планирует всю работу, направленную на проведение профессиографической встречи; обеспечивает организационные вопросы и учебно-познавательный материал; контролирует самостоятельную работу учащихся по сбору и оформлению профессиографического материала.
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.