Рефераты. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов машиностроительных специальностей на основе базовых психофизиологических свойств индивида

p align="left">Вопросы предсказания функционального состояния организма человека в ситуациях его повседневной трудовой деятельности приобретает все большее значение. В связи с этим все больший смысл приобретает необходимость научных знаний об индивидуальных функциональных возможностях человека для достаточно надежного и высокопроизводительного выполнения профессиональной деятельности без нарушения здоровья и ухудшения его психофизиологического состояния.

Любая трудовая деятельность влечет перестановку функционального состояния организма или отдельных органов. Определение характера нагрузки энергетических затрат влияние организма на напряжение становится актуальной в современной физиологии труда.

Познание процесса привыкания, приспособления организма человека к всевозможным ситуациям и изменениям внешней среды является необходимой и трудной проблемой современности. Приспосабливаемость стала основополагающей в эволюции, так как ее законы закрепляются генетически и передаются по наследству.

Всякий вид приспосабливаемости, в процессе развития происходит через период декомпенсации, за которым следуют поиск стабильного состояния в данных условиях, а потом наступает период качественного и устойчивого приспособления к данным условиям.

Замечено, что множественная реакция организма в итоге может быть обусловлена двумя параметрами. Это реакции краткой приспосабливаемости, основывающейся на рефлекторных реакциях и долговременной адаптации. Для нее возможны множественные воздействия для того, чтобы выработать и закрепить качественные и количественные сдвиги в реакциях организма. Изменения в организме от ситуации срочной адаптации к ситуации долговременной адаптации, имеют исключительное значение в адаптационном процессе. Такие изменения происходят при помощи прибавления мощности конкретной адаптации.

В.П. Казначеев, вынес на рассмотрение процесс адаптации организма (его способность) к изменениям внешней среды. Выявление разновидностей адаптационных процессов и вариантов их развития имеет доминирующее значение для определения и осуществления профилактики, не допускающей нарушения регуляторных механизмов.

К данному времени есть большой выбор материала, указывающий на значительные возможности адаптации организма к изменяющимся условиям внешней среды, в частности, к влиянию негативных воздействий в условиях трудовой деятельности.

Изучение научных разработок по теме адаптации человека в условиях экстремальной жизни и деятельности подразумевает, что время реакции на формирование адаптации в прямой зависимости от качественного и количественного различия воздействия факторов на организм. Реакция в воздействии защитных функций организма наблюдается при совместном воздействии холода и мышечной работы, холода и кислородного голода.

Приспасабливаемость реакции наблюдается при воздействии тепла и мышечной нагрузки, стимулирующей адаптацию к гипоксии. Чередование экстремального действия (нагрузку, покой, гипоксия, холод, жара), т.е. прерывистые воздействия, с паузами, нахождения организма в привычных условиях ускоряют процесс адаптации [1, 38]. В результате исследований российская физиология накопила материал и сформировала выводы о способности привыкать к разным вариантам внешней среды и стрессовым проявлениям без нарушения рычагов воздействия на базе неординарных механизмов в адаптации с участием некоторых закономерных реакций адаптации, развивающихся во всех органах человека, которые сохраняют и поддерживают работоспособность нормальных, здоровых людей в нештатных ситуациях жизни и деятельности. По этой тематике интересна работа А.Д. Лимана с соавт., где имеют место факты, что планирование работоспособности операторов обязано базироваться на знании адаптационных (приспособительных) реакций и с учетом обязательных фактов: качество профессиональной деятельности и оценки физических энергозатрат выполненных работ.

Физические энергозатраты или физическая стойкость при определенной работе имеет место, определятся не только силой напряжения какого-либо воздействия, но и функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы, поскольку ее обширная функциональная деятельность проходит через сложную систему рефлекторных механизмов, направлена на выполнение перераспределения крови в организме в зависимости от потребности в данный момент времени.

Система кровообращения является лакмусовой бумажкой адаптационно-приспособительной деятельности организма. Согласно этому можно допустить, что взаимосвязь функционального состояния сердечно-сосудистой системы с бытовой, трудовой и учебной (включающих в себя и двигательную) деятельностью человека, обязана иметь все переходные формы приспособительного периода. Поэтому форма физиологического отбора динамического наблюдения и наблюдение над организованными группами населения обязана формироваться на методологических формах взаимосвязи организма и эффективной трудовой (учебной) деятельности. Согласно работы А.Г. Дембо, при помощи функциональных проб определяется уровень состояния организма или определяется уровень работоспособности человека, оценивается его функциональные возможности. Согласно этому методу функциональной диагностики наблюдаются всевозможные перемены в функциях органов и систем, зависимость которых составляет характерную особенность и величину реакции на деятельный фактор. Функциональная диагностика наблюдает функциональную возможность разных органов и функций человека и исследует системы, начинающие работать при нагрузке. Эти системы выявляют уровень улучшения возможности наблюдаемого органа или функции при помощи собственных, а также и других органов и систем.

Тестирование дает возможность определить функциональное состояние организма, возможности общей физической подготовки, работоспособность. Общая работоспособность человека выявляется тремя группами факторов: физиологическими, физическими, психическими. В частности состояние физической и умственной работоспособности определяется, по мнению И.В. Аулика [6], скоростью и характером утомления, то есть состоянием, которое возникает в организме из-за работы при неполноценном процессе восстановления. Всякий раз следствием утомляемости бывает ухудшение эффективности работы ее качества. Самое весомое понимание перспективных возможностей организма можно представить в тех моментах, когда в процессе работы функционируют не менее 2/3 его мышечной массы. Такого процесса возможно достигнуть, выполняя конкретный набор двигательной деятельности или при помощи занятий физическими упражнениями и спортом.

Совершенно ясно, что физическая культура и спорт являются наиболее эффективными средствами, которые обеспечивают человеку подготовку физического, психического и функционального состояния организма, отвечающего современным требованиям и строящим базу для профессионального здоровья и психофизиологической самореализации

1.3 Профессиональная психофизиологическая подготовка студентов машиностроительного профиля

Теоретические основы профессиональной психофизиологической готовности влечет множество исследователей и специалистов по обучению и подготовке квалифицированных работников. Согласно полученным исследованиям напрашивается вывод, что чем больше эта теория профессиональной психофизиологической готовности будет распространяться в плане практического применения, тем выше обязан быть уровень профессиональной психофизиологической готовности студента, будущего специалиста.

Множество научных изысканий, объединенных понятием “профессиональная психофизиологическая готовность” обнажила множество относительно новых проблем методологического направления по обоснованию методов и критериев оценки физического, физиологического, психического, биохимического состояния привыкания к эмоциональным, профессиональным, бытовым и физическим нагрузкам. Поэтому без критериев оценки индивидуальной и групповой нормы некоторых психофизиологических данных, обоснование этих показателей является практически неразрешимой проблемой.

Таким образом, форма понятий и критериев об индивидуальном и популярном нормировании, определение адаптационных реакций на нагрузку, состояние функциональных возможностей организма и профессиональной психофизиологической готовности является главной проблемой.

Состояния здоровья работающего человека взаимосвязано с некоторым уровнем физического состояния организма, как физическая работоспособность, которая измеряется показателем PWС170 или уровнем МПК. Совместная отрицательная корреляционная взаимосвязь уровня физической работоспособности и болезней среди взрослого населения указывает, что физическая работоспособность является одним из главных показателей оценки уровня здоровья [4, 69]. Многие исследования дали возможность некоторым авторам сделать вывод о количественной оценке уровня здоровья по показателям физической работоспособности.

Состояние общей работоспособности организма взаимосвязано с нагрузками физическими упражнениями (циклические или ациклические), их продолжительностью, величиной нагрузки и регулярностью занятий. И пока исследователи едины во мнении о благотворном влиянии нагрузок при занятии физическими упражнениями на общую работоспособность (при оптимальной организации занятий и правильном построении их содержания и методики проведения, уровень физической работоспособности улучшается), то отношение трудовой работоспособности на эти показатели влияют по-разному [54, 63, 65, 66, 67].

В данный период времени решения проблем надежности, работоспособности и профессионального долголетия специалистов неразрывно взаимосвязано с проблемой воспитания и улучшения профессионально нужных качеств. Несмотря на то, что на данный момент множество проблем изменения ПВК, улучшения работоспособности, особенно в спортивных дисциплинах, частично решены, непосредственно в профессионально прикладной деятельности они недостаточно разработаны.Согласно практике, а также, анализируя результаты научных исследований, всякому исследователю нужна индивидуальная коррекция качеств, повышающих работоспособность и улучшающих результаты деятельности. Для построения такой системы необходимо участие соответствующих специалистов.

Преимущественно деятельность изменения ПВК и улучшения работоспособности состоит из следующих этапов:

1.Профессиональная направленность воспитания и первоначальное изменение ПВК, выбор средств восстановления и улучшения работоспособности.

2.Начальное профессиональное воспитание в вузе или на производстве с применением средств обучения и коррекции ПВК.

3.Профессиональное привыкание и изменение ПВК, соответствующих уровню предъявляемых для профессиональных людей, и построение индивидуальной системы коррекции подготовленной на высококвалифицированного работника.

4.Способность при помощи всевозможных средств и методов на изменение хорошей работоспособности и профессионального многолетия специалиста. На начальном этапе нужно целенаправленное воспитание и коррекция физических качеств, функциональных систем организма и психических возможностей человека, в основе которых лежит трудовая деятельность личности [18, 27, 58, 71, 75].

В дальнейшем в целях оптимальной профессиональной психофизиологической готовности учитывается системное применение средств коррекции. При этом важно иметь в виду всевозможные производственные причины, необходимые для определенного уровня ПВК.

Обозначить состав средств и организовать весь процесс воспитания и коррекции ПВК принято в следующем порядке:

- приемы средств коррекции непосредственно на рабочем месте в процессе выполнения наиболее сложных и длительных видов профессиональной деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.