Вы хорошо потрудились, теперь дадим возможность нашим глазам и пальцам отдохнуть. Проделаем несколько упражнений.
Зажмурим глаза, посчитаем до трёх. Откроем. И так три раза.
Растопырим пальцы и с силой согнём. Повторим пять раз.
Поочерёдно поморгаем глазами пять раз.
Складываем ладошки вместе и с силой разжимаем, оставляя пальцы соединёнными. Повторим пять раз. Отдохнули? (Дети: да!)
Приступим к работе.
Педагог оказывает индивидуальную помощь детям.
Подведение итогов
Девочки, рабочее время вышло, давайте посмотрим каких успехов вы достигли на сегодняшнем занятии. Молодцы! Все старались. (Педагог смотрит качество и аккуратность выполнения работы. Даёт детям советы.)
6. Уборка рабочих мест
Уберём своё рабочее место. До свидания! (Педагог прослеживает, чтобы инструменты и материал были убраны на место. Провожает детей домой.)
Тема: «Изготовление шапочки для куклы».
Цель: завершить работу по изготовлению шапочки для куклы, познакомить детей с искусством оренбургских мастериц.
Оборудование и материалы: Шерстяные нитки, спицы, ножницы, игла, крючок, ткань для отпаривания, утюг.
Методы:
· словесный (объяснение, рассказ)
· наглядный (образцы, иллюстративный материал)
· практический (упражнения)
Использованная литература:
Гай-Гулина З.С. «Петелька за петелькой»: Москва, «Малыш». - 1986г.
Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие - 2-е изд.-М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.: ил.
Предварительная работа: Выполнение эскиза и начала изделия
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим выполнение шапочки для куклы. Проверьте, есть ли у вас всё необходимое для занятия. Что нам понадобится? (спицы, нитки, ножницы, крючок, игла)
Повторение пройденного материала
Девочки! Давайте вспомним с прошлого занятия (преподаватель задаёт вопрос):
Какие бывают нитки и где они используются? (хлопчатобумажные, шерстяные, капроновые, синтетические и др. Используются в вязании, вышивании, ткачестве).
Что отличает нитки друг от друга? (фактура, толщина, сырьё из которого их делают и т.д.)
Молодцы!
Практическая часть
Сейчас вы продолжите работать над изготовлением шапочки, а я расскажу вам о всем известных оренбургских платках, о том, где их изготовляют. (Педагог напоминает о правилах техники безопасности.) Детям раздаются технологические карты, таблицы (Дети приступают к работе. Преподаватель оказывая помощь приступает к рассказу).
Промысел ручного вязания оренбургских пуховых платков зародился в XVIII веке вдоль рек Урала и Ори. Суровый климат и особенности местности обусловили успешное развитие здесь исключительной породы коз. Которые обладали лёгким, тёплым, мягким пухом. Промысел родился в среде уральских казаков. Жена знаменитого географа П.И. Рычкова, приучала местное население к пуховязанию. Изготовляют платки дух видов: плотные, из серого пуха и тонкие, ажурные - из белого. «Паутинки» вызывают особый восторг своей лёгкостью и красотой узоров. Такой узорный платок весил всего 70 граммов и был размером 2х2 метра.
Искусство вязания оренбургских платков передаётся из поколения в поколение. Уникальные шали, платки, палантины с успехом демонстрируются на художественных выставках.
Вот видите и среди умельцев вязания есть мастера, работы которых очень ценятся и имеют славу.
Вы не устали? Давайте проведём физминутку.
Поморгаем глазами, поочерёдно пять раз.
Сожмём руки в кулаки и с напряжением разожмём. Повторим три раза.
А теперь продолжаем. По окончанию работы дети с помощью преподавателя отпаривают изделия.
Девочки, вы помните последовательность при отпаривании изделия? (приколоть булавками к гладильной доске, сверху наложить влажную ткань, отпарить утюгом с изнаночной стороны, дать просохнуть).
Затем изделия сшиваются и оформляются завязками, вышивкой.
Преподаватель смотрит качество и аккуратность выполненных работ. Проводится экспресс-выставка.
Уборка рабочего места
Так как работа в технике вязания даёт нагрузку на глаза и требует усидчивости, преподаватель во время занятия проводит физминутку.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Конспекты занятий, предложенные в дипломной работе, могут быть использованы руководителями кружков по рукоделию. Рекомендуется для детей средней и старшей возрастных групп. При индивидуальной работе с детьми во время кружковых занятий требуется следовать психолого-педагогическим рекомендациям. Часто появляются ситуации, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:
длительная напряжённая работа
ответственная самостоятельная работа, в особенности, если на неё отводится ограниченное время
ситуация когда учитель требует немедленного ответа на вопросы
кропотливая работа с мелкими деталями
отрицательная оценка работы и резкая критика
работа в шумной обстановке
Для того чтобы в перечисленных условиях деятельность ребят была успешной, им следует выработать специальные приёмы её организации. В этом случае преподавателю следует:
давать ребёнку во время работы возможность отвлечься, отдохнуть
не торопить ребёнка с обдумыванием и ответом
часто оказывать индивидуальную помощь
путём правильной тактики опросов и поощрений нужно формировать у детей уверенность в своих силах и возможностях
осторожно оценивать неудачи
создавать тихую атмосферу в кабинете занятий
воспитывать в детях терпение и усидчивость
Важно учесть, что воспитательный процесс протекает успешно, когда преподаватель эффективно планирует свою деятельность и учитывает индивидуальность каждого ребёнка, как личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практическая часть дипломной работы показывает, что одним из эффективных средств формирования индивидуальных особенностей у детей являются кружковые занятия по вязанию. В процессе, которых тесно переплетаются формирование индивидуальных трудовых навыков и художественное развитие ребят. Работа в кружке по вязанию позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду творчества.
Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. «Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая связанная вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. И дети неистощимы на выдумку они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, как утверждал Л.С. Выготский, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества».
Кружковые занятия по вязанию ценны ещё и в том отношении, сто дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, т.е. из интереса к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, т.к. способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.
Небольшое количество детей в кружке позволяет его руководителю широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.
Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка в кружке по вязанию помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения вязаного изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься этим видом трудовой деятельности.
Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лихачов Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Прометей, 1992.-528с.
Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие - 2-е изд. - М.: Большая русская энциклопедия, 1998.-288с.: ил.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.
Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. - Воронеж 2000.
Балашова М.Я., Глекель С.А. Техника ручного вязания. - Минск, 1974.
Белая Н.П. Кружевная ностальгия. - Минск, 1999.
Берестов А.Н. Чудесный клубок. - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1987. - 124 с.: ил.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. - М., 1992.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. - Москва - Ростов-на-Дону: «Учитель», 1999.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения// Педагогика. 1997. №7.
Власова А.А. Вязание от умения к мастерству. - СПб., 1993.
Гай-Гулина З.С. Петелька за петелькой. М.: Издательство «Малыш».-1986.
Гусакова А.М. Рукоделие в начальных классах. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1981.-178с.: ил.
Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.-176с.: ил.
Гребёнкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. - Рязань, 2000.
Для тех, кто вяжет. Сост. Киреева Л.Ю. - СПб., 1992.
Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. - М., 1984.
Еремова О.М. Занятие по рукоделию //Начальная школа (журн.)-1983. - №4 - с.51-54.
Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. - Москва- Воронеж, 1995.
Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.
Ильина Г.С. Вязание. Альбом. - М., 1983.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая практика: Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: Издательство «Академия»,1998.-144с.
Коноплева Н.П. Секреты домашнего хозяйства. - М., 1991.
Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования: Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия».
Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.
Котова М.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания педагогики. - Ростов-на-Дону, 1997.
Краузе А. Вязание крючком. - Ташкент, 1984.
Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся педучилищ. - М.: Просвещение, 1981 - 223с.: ил.
Кульневич С.В. Новая педагогика. - Воронеж, 1997.
Кульневич С.В. Педагогика личности. - Воронеж, 1997.
Максимова М.В. Азбука вязания. - М., 1990.
Максимова М.В., Кузьмина М. Вязание крючком. - М., 2000.
Маслов С.И. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках трудового обучения// Начальная школа (журн.). -1989. - №8. - с.69-71
Мечникова Л.К. Уроки вязания. - М.: Издательство «Малыш»,1985.
Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком. - Минск,1990.
Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И. - М., 1996.
Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. - М., 1990.
Полная энциклопедия женских рукоделий. - М., 1999.
Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. - Воронеж, 1994.
Попова О.С. Русские художественные промыслы. - М.: Знание, 1984.-144с.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 2000.
Столярова А.М. Вязаная игрушка. - М., 2000.
Сычева Л.В. Приглашаем вязать. - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство,1983.-112с.:ил.
Терешкович Т.А. Рукоделие для дома. - М., 2001.
Технология: Учебник для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под ред. Симоненко В.Д.- М.,2000.
Технология: Учебник для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. Под ред. Симоненко В.Д.- М.,1999.
Фарафошина Н.В. Художественное вязание. - М., 1994.
Ханашевич Д.Р. Я вижу и вышиваю. - М.: Издательство «Малыш», 1987.
Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. - М., 1981.
Шабаева М.Ф. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов пединститутов,-2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1989.-352с.
Шалимова О.Д. Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы в процессе трудового обучения// Начальная школа (журн.). - 1989. - №8. - с.69-71
Щеблыкин И.К. аппликационные работы в начальных классах.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1990.-191с.: ил.
Шубина И.Ф. Уроки вязания. - Минск, 1979.
Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ.- М.: Ниола-Пресс,1997.-256с.: ил.
Ясинский А.В. Организация кружковых занятий. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1984.-192с.: ил.
Страницы: 1, 2, 3, 4