* подбор материалов о профессиях (рисунки, фотографии, стихи, рассказы, книги, пословицы, загадки);
* оформление альбома «Все профессии важны - выбирай на вкус!»
Оформление и оборудование:
* выставка книг, посвящённых людям разных профессий,
* компьютерная презентация сочинений «Кем быть», «Что я знаю о профессии...»,
* рисунки для оформления на доске карты Города Мастеров,
* детские рисунки видов транспорта для путешествия по Городу Мастеров,
* карточки для игр и заданий,
* рисунок-контур дома,
* прямоугольники-«кирпичики» из цветной бумаги,
* ручки и листы бумаги на партах,
* наборное полотно, набор цифр для ведения счёта.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: Здравствуйте, врачи и учителя, токари и поэты, спортсмены и артисты, космонавты и мореплаватели, трактористы и бухгалтеры, строители и защитники Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю!
Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, смастерите такие сапожки, что позавидует сама царица, или откроете новые звёзды. Но, чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Ведь если не учиться - вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить - стена бы завалилась, пошёл бы в моряки - корабль бы на мель посадил, решил бы стать портным - людей бы насмешил: рукав - на спине, воротник - на животе. Да… оказывается, всему в жизни надо учиться! А школа - начало пути к любой профессии. Мы с вами многое узнали о профессиях за начальную школу. Мы не только читали книги о людях разных профессий, но и писали сочинения о профессиях, ходили на экскурсии, искали картинки и сами рисовали их, подбирали стихи, пословицы, загадки о профессиях…
И вот сегодня подводим итог. Это не точка в ваших знаниях о профессиях! С каждым днём вы будете узнавать всё больше и больше профессий, знания о них станут глубже… А сегодня на занятии мы повторим и закрепим наши знания о разных профессиях, кто-то услышит названия новых профессий, кто-то увидит знакомые профессии с новой стороны…
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в столицу страны профессий - Город Мастеров. Каждый житель этого города не только мастерски занимается своим делом, но и знает множество пословиц, загадок, игр о профессиях, так что путешествовать по городу будет и весело, и познавательно. Путешествовать мы будем экипажами на транспорте, который придумали и нарисовали сами.
Дети делятся на команды-экипажи и рассаживаются по экипажам за парты. На парты кладётся рисунок транспорта, который дети нарисовали в процессе подготовки к занятию.
В пути мы будем соревноваться между экипажами за звание «Лучших знатоков профессий». А раз есть соревнования, то есть и компетентное и очень справедливое жюри (представление жюри).
Итак, в путь, друзья! Добро пожаловать в Город Мастеров!
Открывается доска, на ней оформление: надпись «Город Мастеров», весёлые разноцветные плакаты с рисунками и надписями «завод», «библиотека», «НИИ», «столовая» и т.д.
Учитель: При въезде в этот замечательный город находится Научно-исследовательский Институт. Учёные, которые там работают, изобрели машину времени. Они предлагают нам отправиться в наше прошлое и вспомнить, как мы начинали готовиться к сегодняшнему путешествию…
«Путешествие в прошлое» совершается с помощью презентации (Приложение).
Учитель: Мы побывали в прошлом, а сейчас наше путешествие продолжается! Подъезжаем к весёлому МАГАЗИНУ.
Продавец для разминки предлагает нам игру «Доскажи словечко»: (учитель читает начало предложения, экипажи по-очереди дополняют строчку в рифму, жюри за каждый верный ответ присуждает 1 балл)
Трактор водит… (тракторист), В шахте трудится … (шахтёр),
Электричку - … (машинист), В доме свет провёл… (монтёр),
Стены выкрасил … (маляр), В жаркой кузнице - … (кузнец),
Доску выстругал… (столяр), Кто всё знает - молодец!
Учитель: И мы отправляемся дальше! Следующая остановка ЗАВОД.
Сколько профессий мы знаем сейчас?! Эту проверку устраивает нам рабочий.
Игра «Кто больше назовёт профессий?»
Экипажи в течение 2-3 минут (на это время можно включить музыку) пишут названия профессий. Проверка: экипажи по-очереди, не повторяясь, называют профессии. Побеждает экипаж, назвавший большее количество профессий.
Учитель: Замечательно справились с этим заданием, можем ехать дальше. Наш маршрут лежит мимо АТЕЛЬЕ Города Мастеров. Мудрые портные напоминают нам, что в разных отраслях экономики есть свои специфические профессии, а есть профессии, без которых не могут обойтись сразу в нескольких отраслях.
Портные предлагают сыграть в игру «Отрасль - профессия».
Дети называют отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля.
Учитель выставляет на наборное полотно карточки с названиями отраслей.
Затем экипажам даётся набор карточек с названиями профессий: сталевар, металлург, ткачиха, кузнец, прокатчик, доярка, телятница, полевод, агроном, зоотехник, комбайнер, пчеловод, водитель, шофёр, кассир, контролёр, каменщик, маляр, сварщик, экскаваторщик, продавец, фасовщик, менеджер, кладовщик.
Учащиеся советуются в экипажах, по-очереди выходят к наборному полотну и выставляют карточки с названиями профессий под карточками с названиями отраслей. Жюри подсчитывает правильные ответы и выставляет баллы.
Учитель: Владеть профессией - замечательно! Ещё замечательнее - любить её и добросовестно делать своё дело! Люди уважают профессионалов, настоящих мастеров своего дела. Некоторые профессии можно определить даже по запаху. Особенно кондитеров и поваров! Ух каким приятным запахом обладает эта профессия!
Самые аппетитные запахи в Городе Мастеров - это, конечно же, в Пекарне!
Здесь проходит конкурс «Сделай с кондитером, сделай, как кондитер, сделай лучше кондитера!»
(Подготовленные ученики читают стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»)
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской -
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином,
Блуза рабочего - маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате - лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
ТОЛЬКО БЕЗДЕЛЬНИК НЕ ПАХНЕТ НИКАК!
Слепив из пластилина различные изделия, подобные тем кондитерским изделиям, которые творят мастера уникальной профессии кондитеры-пекари, и украсив их, насколько позволяет фантазия и мастерство рук, дети представляют свои работы на суд жюри. Получают за свой труд дополнительные оценки и продолжают дальнейшее путешествие по Городу Мастеров.
Учитель: Наши ребята - не бездельники! ШКОЛЬНИКИ - так называется профессия ребят. Как много нашли они стихов, пословиц, загадок о профессиях и обо всём, что с ними связано! Таким трудолюбивым ребятам путь в Город Мастеров всегда открыт. Наше путешествие продолжается! Внимание, мы подъезжаем к городской БИБЛИОТЕКЕ!
Библиотекарь приготовила игру «Угадай-ка»
Экипажам раздаются карточки с разрезанными пословицами, загадками о профессиях, об инструментах. В течение 3-4 минут дети восстанавливают пословицы, отгадывают загадки. Проверка: экипажи по-очереди читают составленные пословицы, читают загадки, хором называют отгадки.
Жюри подсчитывает правильные ответы.
Учитель: Как оказалось, и загадки, и пословицы наши ребята знают хорошо! Можем отправляться дальше. По маршруту следования - великолепное здание БОЛЬНИЦЫ. В Городе Мастеров оно так красиво, что многие больные излечиваются, просто полюбовавшись на него! Главный врач больницы рассказал, что дети в городе исстари играют «во взрослых», «в работу». В таких играх нужны внимательность и наблюдательность, умение запоминать и подражать. Так дети знакомятся с трудом и некоторыми профессиями взрослых. Посмотрим, как наблюдательны и изобретательны наши ребята.
Конкурс «О профессии не скажем, а что там делают - покажем!»
Каждому экипажу даётся карточка с названием профессии и 1-2 минуты на обсуждение и распределение ролей. Затем экипажи по-очереди стараются изобразить представителя «своей» профессии, остальные команды угадывают.
Учитель: Владеть любой профессией, приносящей пользу людям, - и полезно, и почётно! Как гласит народная мудрость: «Профессия - не груз, плеч не оттянет» и «Маленький труд лучше большого безделья».
(Подготовленные дети читают стихи В.Брюсова и К.Кулиева)
Великая радость - работа!
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта -
Всё счастье земли - за трудом!
Мир и радость вам, живущие,
Всем, кто воздвигает кров,
Сеет хлеб, пасёт коров,
Бережёт сады цветущие!
Чьим трудом земля живёт,
Людям всем, без чьих забот
В мире тьма была бы тьмущая!
МИР И РАДОСТЬ ВАМ, ЖИВУЩИЕ!
Учитель: Наше путешествие по Городу Мастеров подошло к концу.
Мне очень хочется, ребята, чтобы вы поняли, что знать о профессиях как можно больше надо не ради самих знаний, а ради того, чтобы суметь выбрать ту, что больше по душе тебе, ту, которая будет приносить радость и тебе, а значит, и всем людям, пользующимся продуктами твоего труда. А ещё, чтобы вы осознали и запомнили слова Л.Н.Толстого: (открывается плакат)
«Стыдиться можно и должно
не какой-либо работы,
хотя бы самой нечистой,
а только одного: праздной жизни»
Рефлексия. Жителям Города Мастеров очень понравились знающие, думающие, трудолюбивые и весёлые ребята-четвероклассники! Они предлагают нам поселиться в их городе и построить свой собственный дом! Кирпичики этого дома необычные - они будут сделаны из ваших мыслей о труде, о необходимости любой профессии? Напишите 2-3 предложения, что вы думаете об этом.
Детям раздаются разноцветные маленькие листочки, и даётся 2-3 минуты на работу. Затем несколько учеников озвучивают свои мысли, листочки-кирпичики приклеивают на лист с контуром дома. Получается разноцветный дом - ещё один в Городе Мастеров.
Подведение итогов:
Каждый экипаж выбирает самого активного, самого знающего члена экипажа. Ему вручается медаль «Знаток профессий».
Жюри подводит итоги по командам. Команды-экипажи награждаются закладками для книг с высказываниями известных людей о труде.
Библиография
1. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. -- 224 с.
Страницы: 1, 2