Рефераты. Профилактика девиантного поведения учащихся ПУ

p align="left">Важным этапом в работе с девиантными подростками может стать и умелая организация совместного пения. Применение этого метода способствует также снятию внутреннего психологического дискомфорта, развитию чувства самоактуализации подростков. Одновременно чувства сплочённости, поддержки и эмпатии.

Известно, что музыкально - ритмическая активизация способствует оживлению психомоторики, улучшению поведенческих характеристик, снятию скованности движений у подростков, а также развивает их ритмическое и слуховое восприятие. У лиц возбудимых двигательные упражнения под музыку высвобождают скопившуюся агрессивность и раздражение. Для этих целей лучше избрать, небольшие отрывки из современных танцевальных мелодий, имеющих чёткий ритм. Своеобразным решением этого вопроса могут быть дискотеки и танцевальные часы.

За последние годы широкое распространение в работе с подростками девиантного поведения получило театральное воспитание, включающее просмотр профессиональных спектаклей, участие в работе любительских театральных кружков и студий. Театральное искусство как форма конструирования жизни, построение жизнеподобия через игру актёра, оформления визуальной и звуковой среды представляет собой богатейший материал для вовлечения подростков в процесс познания, духовного и социального развития.

Участие в постановках, спектаклях даёт подростку возможность обновления и перемены собственной жизни, шанс попробовать себя в ином образе. Соединение Я и не - Я образов позволяет испытывать свои возможности, свою роль, может быть, и своё будущее. Человек в игре передаёт наиболее эмоционально значимые события, неоднократно воспроизводя страх, радость, горе, победу и т.п. Здесь уже главным становиться не воспроизведение определённых действий и взаимодействий, и тех переживаний, которые человек связывает с определёнными событиями. На этом основаны и возможности использования театральной игры как способа коррекции отклонений в эмоциональной сферы подростка. В повседневном укладе жизни девиантного подростка театр может стать одной из немногих экологических ниш, в которых человек получает возможность стать соучастником коллективной художественно-творческой жизни.

Произведения художественной литературы оказывают большое воспитательное, познавательное и эмоциональное влияние на подростков, способствуют формированию мировоззрения, эстетических вкусов. Обсуждение книг помогает подросткам девиантного поведения осмысливать свою деятельность через многообразные художественные образы. Школьники постепенно становятся способными видеть в книге не только динамику событий, но и её художественные особенности, что способствует более глубокому пониманию идей произведения и доставляет большее наслаждение от чтения книги.

Распространённым направлением артпедагогики в работе с девиатными подростками является просмотр и последующий анализ кинофильмов. Киноискусство - мощное воспитательное средство, расширяющее познавательный диапазон зрителя, формирующее его социальное воззрение, эстетическое представление, вкус, этические идеалы. При этом необходимо изменить отношение подростков к кино только как к развлекательному время провождению. Основной целью просмотра должна стать их подготовка к восприятию проблемной информации представленных кинокартин, знакомство с творчеством знаменитых режиссёров и актёров, формирование отношения к киноискусству как к средству познания мира. Необходимо обсуждать просмотренные кинокартины, при этом вызывать стремление подростков быть похожими на положительных героев того или иного фильма.

Широко используется в работе с девиантными подростками и такое направление артпедагогики, как изобразительное искусство. В некоторых детских учреждениях получили распространение организация выставок репродукций лучших полотен картинных галерей. Подростки любят слушать, когда им рассказывают содержание той или иной картины, постепенно увлекаются и даже начинают коллекционировать репродукции, включаются в процесс создания живописных полотен, интересуются авторами картин и их жизнью. Педагогу следует строго отбирать репродукции с наиболее доступной, понятной идеей, на которых убедительно можно показать, какими средствами добился художник выражения своей мысли. Слушаю музыку, всматриваясь в картину, перебирая слова литературного произведения, необходимо понять автора, его жизнь и искусство, созданное им, почувствовать свою сопряжённость с жизнью и людьми. На это и должны быть устремлены подростки.

При использовании различных видов искусства для самооздоровления или коррекционно - развивающих целях не важен аспект относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничность звучания песни. Искусство используется в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях подростков.

Показателями успешной коррекционной работы с подростками девиантного поведения можно считать углубление рефлексии, повышение уровня эмоциональной устойчивости жизненного тонуса, установление положительной самооценки более адекватное восприятие внутреннего мира. В результате ожидается достижение адекватного представления подростков о ценности себя самого и другого человека, оптимизируются комминикативные навыки. Осознание проблем в отношениях с другими людьми может расширить адекватный потенциал и сформировать положительные стратегии взаимодействия, позволит подросткам расширить их адаптивные возможности, гармонизировать жежличностное взаимодействие, тем самым повысить уровень их социально - психической адаптации и качества жизни.

Артпедагогическое воздействие на подростков предполагает также и многообразие приёмов коррекции понимание, личная перспектива, авансирование успеха, формирование реально осознаваемых мотивов поведения, пример и авторитет педагога в отношении к детям, стимулирование, выборочное игнорирование негативных поступков и т.д., что поможет педагогу наполнить жизнь трудного подростка новым смыслом, приобрести уверенность в себе.

Постепенно у школьников происходит развитие зрительного, слухового, осязательного каналов, появляется необходимой предпосылкой эстетического восприятия действительности, стимулируется и включаются в работу функциональные системы, усиливающие и закрепляющие его адаптационные возможности. Искусство является источником новых положительных переживаний подростков, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства, помогает осознать, сформировать, уточнить свои цели и желания, трудности и проблемы.

Таким образом, используя весь комплекс социально - психологической поддержки, включая приёмы и методы артпедагогики в коррекционную работу, мы поможем создать благоприятные возможности для самовыражения девиатных подростков, повысить их интерес к окружающей действительности. При этом необходимо также стремиться не только нивелировать последствия девиации, но и добиться стабильных результатов в обучении и воспитании подростков. [11 с.56-61]

Заключение

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяется степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. Отечественный социолог Я. Глинский считает источником девиации наличие в обществе социального неравенства, значительных различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, демографических, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль за деятельностью отдельных личностей и социальных общностей, слоев, групп и т.п. Основные факторы социального контроля в переходном обществе, по мнению ряда исследователей, становятся следующие:

1. Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества в студенческой среде могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного, и аморального поведения.

2. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

3. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мест лишения свободы).

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодёжь (а что уже говорить о современном российском тинэйджере) подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10--15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» -- люди с несущественными отклонениями.

Хотя большая часть людей преимущественно живут в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Так, при обследовании жителей Нью-Йорка 99% опрошенных признались в том, что они совершили один и более незаконных поступков, например, скрытно воровали в магазине, обманывали налогового инспектора или постового, не говоря уже о более невинных -- опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенных местах. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществе составить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрирует незначительную часть происшествий.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В широком смысле девианет любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.