В упоре лежа на бедрах прогибание туловища назад
Лежа на бедрах прогнуться, руки вверх, ноги отвести назад («рыбка»).
Из основной стойки наклониться вперед до касания пола руками и переступанием рук по полу принять упор лёжа; затем также переступанием вернуться в исходное положение.
Лёжа на спине расслабиться, согнуть ноги и сгруппироваться.
Лежа на спине, руки за голову, полностью расслабиться; затем напрячь мышцы всего тела, руки вверх (поясничная часть туловища не должна касаться пола).
Лежа на животе, руки вдоль туловища (супинированы), расслабиться; затем, медленно напрягаясь, отвести ноги назад, руки вверх, голова поднята («лодочка»).
В упоре стоя на коленях прогибание спины и поочередно переставлен ие
руки вперед до касания грудью пола.
Упражнения для исправления нарушений осанки
Упражнения при плоской спине:
Наклоны назад, прогнувшись из положения, стоя на коленях.
Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове («корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой.
Стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая её в колене, пытаться оттянуть назад вверх; то же другой ногой.
Мост из положения лёжа.
Висы прогнувшись на гимнастической стенке.
Смешанные висы прогнувшись.
Упражнения для исправления круглой сутулой спины:
ь И.П. - руки на затылок, левая нога сзади на носок 1-руки вверх - назад - вдох, 2 - И.П. - выдох, 10 - 14 раз. То же, отставив правую ногу назад на носок. С резиновым бинтом середина его закреплена.
ь И.П. - ноги врозь, наклон. 1 - растягивая бинт руки вверх, выпрямить туловище, прогнуться - вдох 2 - и.п. выдох, 15 - 20 раз.
ь И.П. - выпад правой ногой, руки вперед (в руках концы бинта) 1-согнуть руки - вдох. 2 - и.п. - выдох, 15 - 20 раз.
ь И.П. - лежа на животе, руки в упоре под плечевыми суставами 1-выпрямить руки (таз не отрывать от пола) - вдох. 2 - и.п. - выдох. 15 - 15 раз.
ь И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ладони вниз. 1 - сгибая ноги, группировка. 2 - выпрямить ноги до вертикального положения. 3 - согнуть. 4 - и.п. дыхание не задерживать. 10 - 14 раз.
ь И.П. - стойка ноги врозь, руки вверх в 2 замок». 1 - 4 - круговые движения вправо. То же влево. Дыхание не задерживать. 10 - 12 раз.
ь И.П. - стоя правой ногой на стуле (гимнастической скамейке), левая нога свободна. 6 - 10 приседаний.
ь И.П. - руки на пояс. 1-подскок ноги врозь, руки в стороны. 2-подскок ноги вместе, руки на пояс. 40-50 раз.
Упражнения для исправления выпуклой спины, уменьшения размеров живота:
ь И.П. - гимнастическая палка внизу горизонтально. 1 - отставить правую ногу назад на носок, палка вверх, прогнуться - вдох. 2 - и.п. - выдох, 3-4 раза. То же, отставляя левую ногу.
ь И.П. - ноги врозь (на резиновом жгуте), руки вперед, взять концы жгута в руки. 1 - согнуть руки, выпрямляя вверх - вдох. 2 - и.п. - выдох, 10-15 раз.
ь И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища ладонями вниз, на ногах груз. 1 - поднять ноги - выдох. 2 - и.п. - вдох. Ноги не сгибать, выполнять упражнение медленно 15-20 раз.
ь И.П. - лежа на спине, ноги врозь, руки в стороны. 1 - изгибаясь вправо, коснуться правой рукой голени - выдох. 2 - и.п. - вдох 20 - 30 раз.
ь И.П. - стойка на носках, руки на пояс. Присед, руки вперед - выдох. 2 - и.п. - вдох 20 - 30 раз.
ь Бег на месте с захлестыванием голени. Дыхание свободное.
Все упражнения следует выполнять правильно и точно, систематически увеличивая дозировку [15].
Если учащийся этих правил придерживаться не будет, дефекты осанки могут перейти в фиксированные формы, а это исправить гораздо труднее.
2. Организация и результаты исследования
2.1 Организация исследования
Базой исследования является МОУ «Рабангская средняя общеобразовательная школа» Сокольского района. Исследование проводилось с учащимися начальных классов. В экспериментальную группу вошли 21 учащийся в возрасте 7-9 лет. Все дети были распределены на две подгруппы.
1 группа - дети с нормальной осанкой. Занятия проводились три раза в неделю с 13.00 до 13.45. Цель: профилактика осанки. С детьми мы выполняли упражнения для выработки устойчивого навыка осанки: ОРУ, подвижные игры, а также упражнения на отдельные части тела. После каждого занятия детям задавалось домашнее задание, которое они должны выполнять самостоятельно или совместно с родителями.
2 группа - дети с отклонениями в осанке. Занятия проводились три раза в неделю с 14.00 до 14.45. Цель: исправление нарушений осанки и профилактика. С детьми проводились занятия для исправления нарушений осанки, которые требуют систематического выполнения. Работа проходила в группе и индивидуально. На занятиях лечебной гимнастики для исправления нарушений осанки проводились следующие упражнения:
- для выработки ощущения правильной осанки;
- для плоской спины;
- для круглой спины;
- для выпуклой спины.
Для профилактики проводились упражнения 1 группы.
Для доказательства гипотезы мы предложили комплексы занятий, которые корригируют осанку школьников.
На первом этапе исследования была проведена работа с медицинским работником, по изучению состояния осанки у детей «Рабангской средней школы» по данным медосмотра за 2005, 2006, 2007 учебный год.
На втором этапе исследования были подобраны методики для выявления нарушений осанки, одна из которых разработана С.Н. Поповой.
На третьем этапе исследования проводился сравнительный анализ до и после педагогического эксперимента.
2.2 Методы исследования
Работа с медицинским работником. Вся работа проводилась совместно с медицинским работником. Кроме измерений изучались медицинские карточки каждого исследуемого.
В результате анализа медицинских карт в «Рабангской средней школе» за 2005, 2006, 2007 годы получились следующие данные (таблица 1).
Таблица 1. Состояние осанки у младших школьников Рабангской школы по данным медицинских карт за 2005, 2006, 2007 годы
Вид осанки
2005 год
2006 год
2007 год
Количество учащихся
% соотношение
С выявленным нарушением осанки
1
4,8
2
9,5
С незначительным нарушением осанки
14,3
3
4
19,1
Правильная
осанка
18
85,7
16
76,2
15
71,4
В своем исследовании мы применили следующие методы позволяющие определить состояние опорно-двигательного аппарата.
Наиболее простой метод - это встать спиной к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы опирались на стену. Попробовать между поясницей и стеной просунуть кулак. Если это не возможно, то просунуть ладонь. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак [10].
Соматоскопия. Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта, разработанная С.Н. Поповой.
Тестовая карта для выявления нарушений осанки
№
Содержание вопроса
Ответы
Явное повреждение органов движения, вызванное врожденными пороками, травмой, болезнью
Да
Нет
Голова, шея отклонена от средней линии, плечи, лопатки, таз установлены не симметрично
Выраженная деформация грудной клетки - грудь «сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток резко выступают вперед)
Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника
Сильное отставание лопаток («крыловидные лопатки»)
Сильное выступание живота (более 2 см от линии грудной клетки)
Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные)
Неравенство треугольников талии
Вальгусное положение пяток
Явное отклонение в походке: «прихрамывающая», «утиная»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5