Рефераты. Профориентационная работа школьного социального педагога

p align="left">Для решения поставленных задач рекомендуются следующие формы и методы: индивидуальные беседы; консультации с акцентированием внимания не только на положительных сторонах профессии, но и на ее трудностях; конкурсы по "защите" будущей профессии; написание рефератов, сочинений по избранной специальности [19, c. 54].

Примерный план работы по профессиональной ориентации с учащимися 9-10-11 классов включает изучение личности школьника: склонности к определенной деятельности, способностей, профессионального интереса; написание сочинения на тему "Моя будущая профессия" и реферата о профессии; проведение тематических бесед: факторы, определяющие правильный выбор профессии; профессиональная пригодность к определенной деятельности; требования определенной деятельности к физиологическим и психологическим особенностям человека; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков у работников различных профессий; самостоятельное изучение литературы по избранной профессии и т.д.

Таким образом, выделенные направления и этапы профориентации работы помогают определить профессиональную направленность личности.

В следующей параграфе мы рассмотрим формы работа социального педагога.

1.3 ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ

В этом параграфе мы рассмотрим основные формы профориентационной работы.

В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов профоиентационной работы - это лекции о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области на вечер, конкурс, мероприятия и т. д.

Рассмотрим поподробнее некоторые формы и их применение:

Значительное место в работе социального педагога по профориентации занимают беседы. Их можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся [20, c. 28].

Ознакомление учащихся с профессиями в процессе беседы можно проводить по следуюшему плану, который выделила Т.А. Шишковец [27, с.116]:

1 Общие сведения о профессии:

Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.

2 Производственное содержание профессии:

Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3 Условия работы и требования профессии к человеку:

Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4 Система подготовки к профессии:

Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.

Следующая форма профориетационной работы - экскурсия. Это одна из важных форм по ознакомлению учащихся с производственным содержанием профессии. Для успешного проведения экскурсии необходимо четко определить тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель.

Профессиграфическая экскурсия подготавливается по плану:

- выбор объекта экскурсии;

- определение цели экскурсии;

- предварительное посещение предприятия с целью согласования с администрацией сроков и условий поведения экскурсии;

- разработка плана беседы- подготовки учащихся к экскурсии.

- подготовка экскурсовода к проведению экскурсии.

Е.Ю. Примакова выделяет три этапа экскурсии: подготовка, проведение и подведение итогов. В подготовке учителя к экскурсии значительное место занимает планирование, оно позволяет провести экскурсию в соответствии с поставленными целями. В завершении экскурс педагог совместно с детьми подводит итоги проведенной экскурсии[14, с.137].

Еще одна форма профориентационной работы- Лекции о профессиях.

Данную форму применяют при изложении сведений по содержанию труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессий психофизиологическими особенностями личности; о достижениях в развитии в отдельных отраслях и др. Лекции используют для сообщения, например, школьникам права выбора профессии; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций.

Она должна быть достоверной, а сообщаемые факты соответствовать действительности, отражать современные состояния развития отраслей производства. Излагать материал необходимой в логической последовательности.

Далее опишим основные методы профориентационной работы, с помощью которых можно получить информации о профессиональной направленности учащихся.

Основным источником получения разнообразных сведений о школьниках может послужить анкетирование, которое позволяет собрать за короткое время достаточный объем сведений и охарактеризовать исследуемое явление с качественной и количественной стороны. Анкеты могут быть: анонимными, публичными, открытыми и закрытыми, предъявляются учащимся, родителям, педагогам.

Анкетирование способствует выявлению интересов, профессиональной устремленности, степени профессиональной осведомленности и т. д. Анкетирование способно охватить одновременно большое количество школьников.

Следующим важным методом является тест.

Тест - может быть представлен в бланковом и компьютерном вариантах. Главное преимущество тестов заключается в объективной установке наличия обследуемых школьников свойств, умений, навыков, необходимых для выполнения той или иной профессиональной деятельности. В связи с тем, что тестирование представляет собой набор стандартных заданий, на выполнение которых отводится определенное количество времени. Тесты целесообразно использовать для получения срезов уровня развития тех или иных свойств и качеств личности.

Таким образом, в этом параграфе мы рассмотрели основные формы работы социального педагога по профориентации, каждая из них помогает, школьнику наиболее точно определится с выбором будущей профессии. В следующей главе мы рассмотрим методические основы профориентационной работы в условиях школы со старшими классами.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ СО СТАРШИМИ КЛАССАМИ

2.1 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В данном параграфе мы охарактеризуем основные диагностические методики, используемые социальным педагогом в работе по профориентации.

Для начала дадим определение понятия « диагностика ».

Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе[4, с.87].

Диагностика - важнейший компонент педагогической, и социально- педагогической деятельности ( цель- диагноз- прогноз - программа- внедрение- анализ ). Диагностика отвечает на вопросы : что и зачем изучать, где и как использовать полученную информацию

Социально- педагогическая диагностика- теория и практика выявления социально - педагогических характеристик ребенка и условий среды, в которых он живет и имеет возможность для самореализации. Для социально- педагогической деятельности важно не только познать сами явления, но и определить причины их формирования.

В отечественной педагогической литературе понятие «педагогическая диагностика» в полной мере стало предметом исследования таких авторов, как Н.К. Голубев (1988), А.С. Белкин (1970), В.П. Беспалько (1989), А.И. Кочетов (1987), В.Г. Максимов (1993).

Диагностика присутствует в любом педагогическом процессе , начиная с взаимодействия учителя и ученика на уроке и кончая управлением системой народного образования в целом.

Остановимся подробнее на основных принципах диагностического исследования.

Выделим основные принципы диагностического исследования:

Принцип целостного изучения педагогического явления, который предполагает:

- Максимальное использование системного подхода в исследовании;

- Изучение связи изучаемого качества с сущностными силами личности;

- Показ многообразия внешних явлений, воздействовавших на формирование качеств личности, на ход педагогического процесса, и изложение методики руководства этим влиянием со стороны педагога;

- Раскрытие механизма изучаемого явления - движущие силы, их возникновение, развитие, взаимодействие, составные элементы и их взаимодействие, этапы развития, условия и факторы, от которых это развитие зависит;

- Четкое определение места изучаемого педагогического явления в целостном воспитательном процессе.

Принципы комплексного метода исследования выдвигает следующие требования:

- Многоцелевую установку при изучении педагогических явлений;

- Охват как можно большего числа связей изучаемого процесса;

- Учет всех внешних воздействий при проведении исследовательской работы, устранение случайных влияний, искажающих педагогического процесса;

- Проверка одного и того же педагогического факта многократно с помощью различных методов исследования, постоянной проверки и уточнения полученных данных;

Принцип объективности:

- Проверка каждого факта несколькими методами;

- Проверка, уточнение полученного фактического материала;

- Фиксация всех проявлений личности;

- Сопоставление данных всего исследования с другими исследователями;

- Получение объективных данных путем сравнения мнений учителя, родителей, товарищей и самого ребенка.

Принцип единства изучения и воспитания.

Принцип одновременного изучения коллектива и личности.

Принцип изучения явления в изменении, развитии [3,с.45].

Э.Ф. Зеер выделяет следующие требования к проведению диагностических процедур:

- педагогическая диагностика всегда требует особого внимания, особой чуткости к ребёнку, обязательного его согласия предрасположенности;

- педагогическая диагностика должна быть построена на совместной деятельности и взаимопомощи учителя и учащихся. Всем должно быть полезно и интересно;

- перед проведением педагогических диагностических процедур все учащиеся должны быть морально и психологически подготовлены к тому, чтоб воспринимать результаты диагностики спокойно, без всяких волнений и переживаний;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.