Рефераты. Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения

родолжая анализ причин недостатков в основном процессе, следует задать пятый вопрос: "Достаточно ли заинтересованы кадры в достижении высоких результатов функционирования анализируемой системы?". Если дается положительный ответ, то проблем с мотивацией нет. Если ответ отрицательный, то составляется перечень недостатков мотивационной среды, обусловливающих неудовлетворительную мотивация кадров на достижение высоких результатов. Фиксируются причины низкой мотивации.

После этого оценивается достаточности других ресурсов, например, времени. Задается шестой вопрос: "Сильно ли влияет на результаты работы системы нехватка времени?". Если ответ "да", то следует оценить, какова разница между тем, какое время требуется, и тем, какое отводится на работу реально. Если ответ "нет", то значимых проблем с объемом времени нет.

На следующем шаге поиска причин анализируемых результатов оценивается влияние на них уровня материально-технической обеспеченности основного процесса. Ставится седьмой вопрос: "Сильно ли влияют на анализируемый результат недостатки в обеспечении основного процесса материально-техническими средствами?" Если дается отрицательный ответ, то значимых проблем с материально-техническим обеспечением нет. Если ответ положительный, то нужно перечислить чего и в каком объеме не хватает, чтобы была возможность достигнуть более высоких результатов.

Если анализируются результаты образования, то нужно иметь в виду, что они зависят не только от того, что и как делают учителя, мо и от того, что и как делают учащиеся. Хотя действия педагогов и учащихся не независимы, однако то, что делают последние, во многом определяется ими самими, а не их наставниками. Поэтому, анализируя дефекты результатов обучения нужно задаться восьмым вопросом: "Все ли делают учащиеся, что от них требуется по технологии?". Если "да" или если недостатки в действиях учащихся существенно не влияют на результаты, анализ причин неудовлетворительности результатов обучения заканчивается, а если "нет" и это существенно сказывается на результатах, то анализ причин должен быть продолжен.

Здесь, как и в случае анализа действий учителей, нужно оценить, умеют ли учащиеся делать то, что от них требуется, и хотят ли это делать. При отрицательных ответах нужно составить перечень того, что не умеют, и определить причины, почему не хотят изучать содержание учебной программы.

Тот факт, что учащиеся не могут и (или) не хотят учиться, означает, что на предыдущих этапах обучения не были достигнуты соответствующие важные результаты. Поэтому сама констатация проблем, связанных с действиями учащихся, означает задание на поиск их причин в более ранних периодах обучения и воспитания.

Что и как делают учащиеся, может быть обусловлено не только и не столько тем, что они "не умеют" и (или)"не хотят", а тем, что у них нет необходимых условий, т.е. они "не могут". Поэтому, анализируя действия учащихся, нужно перейти к ответу на девятый вопрос: "Имеются ли у учащихся достаточные условия, чтобы делать то, что от них требуется?" Если ответ "да" или если недостаток условий не сильно сказывается на результатах, то на этом поиск причин завершается. Если ответ "нет", то нужно составить перечень того, чего не хватает учащимся, чтобы освоить на требуемом уровне содержание данной программы. Это может быть нехватка учебников, перегрузка, чрезмерно высокая наполняемость классов и др. После составления такого перечня процедура проблемного анализа завершается.

Чтобы двигаться по алгоритму, аналитики должны вначале определиться с тем, при каких условиях может достигаться желаемый результат. Иначе говоря, какой должна быть идеальная система: содержание, технология, ресурсы, управление. И каждый раз, оценивая используемые элементы системы, сравнивать их с идеальными, как с нормой.

Таким образом, сущность алгоритма анализа состоит:

в определении того, при каких условиях может быть получен положительный результат;

в оценке степени соответствия реального состояния анализируемого элемента системы требуемому;

в установлении недостатков реального состояния анализируемых элементов системы;

в выявлении наиболее существенных недостатков, тех, которые в большей степени влияют на отрицательные результаты.

После завершения анализа рекомендуется обобщить его результаты и определить, какие элементы системы нуждаются в изменениях.

Далее следует обобщить результаты анализа и оценить степень необходимых изменений каждого компонента педагогической системы, например, по следующей шкале:

изменения не требуются;

требуются небольшие изменения;

требуются умеренные изменения;

требуются большие изменения;

требуются очень большие изменения.

Обобщенные выводы анализа для наглядности могут быть представлены в виде таблицы (см. табл.1).

Таблица 1. Определение направлений и глубины изменений в образовательных системах

Перечень элементов системы образования

0

1

2

3

4

1. Педагогическая система образовательных учреждений

1.1 Содержание основного процесса

1.2 Методы реализации основного процесса

1.3 Организация основного процесса

1.4 Время протекания основного процесса

2. Ресурсы

2.1 Кадровый потенциал (наличие и квалификация кадров)

2.2 Мотивация (сила и направленность)

2.3 Научно-методические условия

2.4 Нормативно-правовые условия.

2.5 Материально-технические условия и оборудование

2.6 Финансовые условия

3. Обеспечивающие процессы

3.1 Питание школьников

3.2 Психологическое сопровождение

3.3 Медицинское обслуживание

3.4 Кадровое обеспечение

3.5 Повышение квалификации кадров 3.6. Мотивационная среда работы сотрудников

3.7. Социальная защищенность кадров

3.8. Информирование сотрудников

3.9. Программно-методическое обеспечение

3.10. Материально-техническое обеспечение

3.11 Оборудование учреждений

3.12. Финансирование учреждений образования

4. Управление учреждением образования со стороны руководителей

4.1 Методы планирования функционирования и развития

4.2 Организационная структура управления

4.3 Система контроля

4.4 Система оценки, аттестации и вознаграждения кадров

4.5 Стиль руководства

4.6 Организационная культура

2.2 Содержание организации экспертизы при аттестации дошкольного образовательного учреждения

Цель: проведение аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующей образовательного учреждения и ее заместителей.

Задачи:

Подтвердить соответствие нормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица.

Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным, региональным требованиям.

Установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, НРК ГОС.

Установить соответствие уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ДОУ, типу и виду учреждения.

Установить (подтвердить) соответствие государственного статуса ДОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиям Типового положения о дошкольном образовательном учреждении для предоставления прав и льгот, предусмотренных законодательством.

Формы работы:

Наблюдение за деятельностью образовательного учреждения, педагогов ДОУ, воспитанников.

Посещение открытых мероприятий.

Индивидуальные беседы с администрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, дошкольниками, родителями.

Анализ документов по организации образовательного процесса в ДОУ.

Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ОУ, Временным требованиями и НРК ГОС.

Содержание экспертизы:

Аттестационная экспертиза дошкольного образовательного учреждения проводится на основе анализа следующих документов:

Устав ДОУ; лицензия; образовательная программа; договоры с родителями (законными представителями); учебный план; сетка занятий; рабочие программы; протоколы педсоветов; диагностические материалы; программа развития ДОУ; годовой план; локальные нормативные акты.

Дополнительные источники информации: информационная карта ОУ; материалы самообследования результатов деятельности ОУ; экскурсия по ДОУ; посещение занятий; собеседования с участниками образовательного процесса.

В ходе экспертизы комиссия изучает и анализирует учебно-педагогическую и управленческую деятельность педагогического коллектива с целью установления соответствия аттестационным и аккредитационным показателям:

1. Исполнение образовательным учреждением требований ГОС при организации образовательного процесса по образовательным программам соответствующего уровня и направленности.

2. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов.

3. Соответствие реализуемых образовательных программ типу, виду и категории ДОУ.

На основании проведенного анализа аттестационная комиссия выносит рекомендации и предложения. Например, "Проведенный анализ показывает, что в ДОУ № 196 созданы условия для реализации программ дополнительного образования. Высокий уровень результативности работы учреждения в этом направлении позволяет внести дополнения в лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Рекомендуется лицензирование и аккредитация программ дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной".

А также оформляются общие выводы экспертов по результатам аттестационной экспертизы. Например:

"С учетом анализа представленных материалов самообследования и, исходя из итогов аттестационной экспертизы содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ДОУ требованиям ГОС, комиссия пришла к заключению:

Достигнутые результаты образовательной деятельности педагогического коллектива в МДОУ детском саду № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников соответствуют целям и задачам заявленных образовательных программ, нормам законодательства.

Содержание, уровень и качество подготовки выпускников ДОУ соответствует требованиям ГОС РК.

Аккредитационные условия обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

Экспертная комиссия предлагает:

Аккредитовать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Подтвердить государственный статус:

тип - дошкольное образовательное учреждение,

вид - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.