Обмен через буфер позволяет либо переместить объект документа на новое место, либо поместить на новое место или в новый документ копию объекта, не сохраняя связи с приложением, в котором этот объект создавался.
Технология OLE, которую предоставляет программная среда Windows, поддерживает постоянный контакт между прикладной средой, куда объект внедряется, и прикладной средой, где этот объект был создан. Применение технологии OLE эффективно в тех случаях, когда один и тот же объект используется в разных документах.
Организация обмена данными между прикладными средами обеспечивает их интеграцию. Под интеграцией прикладных сред понимается такое их объединение, когда становится возможным совместное использование объектов каждой из этих сред.
Например, пользователь должен сделать справку по группе сотрудников отдела продаж и привести в справке их фотографии. Очевидно, что основой отчета станет текстовый документ. Помимо этого в распоряжении пользователя имеется база данных по сотрудникам, где производится поиск данных о работниках отдела продаж. Результат поиска (выборка) помещается в текстовый документ, в котором помимо собственных объектов присутствуют выборка из базы данных и фотографии.
Приложения, работающие в среде Windows, имеют очень похожий графический интерфейс. Научившись пользоваться одной программой данного класса, можно быстро освоить и остальные, что очень удобно при обучении. Разобравшись в её особенностях и немного попрактиковавшись, можно почувствовать себя вполне уверенно. Как бы ни отличались внешние интерфейсы прикладных сред, все они состоят из однотипных по своему назначению элементов.
В интерфейсе каждой из них можно выделить четыре зоны:
– строка заголовка прикладной среды, где размещаются инструменты управления оконным интерфейсом приложения, и отображается имя среды;
– зона управления, где размещаются средства управления приложением и документами;
– рабочее поле, где размещаются редактируемые документы;
– справочная зона, где размещается информация о режимах работы приложения и подсказки пользователю [5].
Удобный и схожий у всех компонентов MS Office интерфейс, быстрое освоение учащимися возможностей и функций, позволяет учителю любого предмета использовать офисные программы на своих уроках как в качестве объекта изучения (СУБД, создание таблиц, набор и редактирование текста, вычисления по формулам в MS Excel), так и в качестве вспомогательного средства - тесты в MS Word, презентации в MS Power Point, как сопровождение лекционного материала.
Учитель в процессе своей работы должен не только передавать учащимся определенный объем информации, но и стремиться сформировать у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания, применяя различные средства, в том числе компьютерные. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит обучение. Компьютер позволяет повысить самостоятельность работы учащихся, которая необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние школьника, учитель может варьировать формы контроля над усвоением учебного материала. Это можно проиллюстрировать использованием компьютера при изучении темы «Применение определенного интеграла к вычислению площадей» на уроках математики. Подходящим программным средством в качестве компьютерной поддержки темы может использоваться электронные таблицы EXCEL. Разработка в ней задачи интегрирования позволяет, во-первых, освоить многие операции, изучаемые в программном средстве по предмету информационных технологий, и, во-вторых, закрепить материал по интегрированию в приложении к вычислению площадей. Тем самым значительно сокращаются затраты учебного времени по общим предметам. Программная разработка в EXCEL состоит из набора изучаемых функций; степенных, показательных, тригонометрических, для которых предлагается ввести соответствующие числовые коэффициенты и пределы интегрирования. В соседний столбец для каждой функции выведены формулы для вычисления первообразных с указанными коэффициентами и пределами интегрирования. После выбора функций значения интегралов и соответствующих им площадей рассматриваются автоматически. На графики выводятся подынтегральная функция и первообразная. Таким образом, имеется возможность графически и численно проанализировать характер функций и влияние на значение площади, то есть выполнить компьютерное моделирование. Поскольку первообразные находятся учащимися «ручным» способом и в электронную таблицу вводятся предварительно выведенные формулы, то работа с компьютером не сводится к механическим операциям и предполагает углубленное знакомство со свойствами функций и приобретения навыков их интегрирования. При этом представляется возможным дифференцировать темпы работы, обеспечить ее вариативность. Освоение программной среды становится более заинтересованным и эффективным [5].
Данный пример показывает, что офисный пакет может использоваться на уроках математики, физики, химии: составление различных таблиц в MS Excel, возможность быстрого расчета с использование формул, проведение сложных вычислений; на уроках русского, английского языка: составлении текстов в MS Word, при проверке грамматики, синтаксиса учащихся; на уроках информатики: изучение СУБД в MS Access; на любых уроках - проведение различных тестирований, изложение нового материала при помощи презентаций.
Однако среда MS Office предоставляет значительно больше возможностей по обработке различных видов информации, если для этих целей использовать макросы на языке Visual Basic. Макрос -- это набор команд и инструкций, выполняемых как одна команда. Они позволяют ускорить часто выполняемые операции редактирования или форматирования, упростить доступ к параметрам в диалоговых окнах, автоматизировать обработку сложных последовательных действий в задачах. Создание макроса не составит большой сложности для ученика знакомого с основами языков программирования изучаемых в общеобразовательной школе. В следующей главе будут представлены разработанные примеры создания макросов, которые можно использовать при изучении среды MS Office в курсе информатики и информационных технологий.
2.2 Разработка программных средств для изучения темы MS Office.
Разработка заданий для MS Word.
В данной главе приведены примеры практических заданий, которые можно использовать при изучении дополнительных возможностей текстового процессора Word. Задания разработаны как дополнение к существующим методикам обучения и призваны пополнить базу данных для учителей информатики. Основное внимание уделено расширению функциональных возможностей приложения с помощью макросов.
Макросы представляют собой маленькие программы, которые выполняют определённую последовательность действий. С помощью макросов можно быстро выполнять часто используемые операции, уменьшив тем самым количество рутинной работы. Хотя макросы пишутся на языке программирования Microsoft Visual Basic for Applications (VBA), не обязательно его знать, чтобы создать макрос. В Word имеется встроенное средство записи макросов, которое записывает выполняемые вами шаги и транслирует их на VBA [6].
Задания разработаны с целью знакомства с понятием «макрос», иллюстрация и закрепление знаний способов управления исполнителем, формирование у учащихся умений и навыков создания простых макросов в приложении Word.
Требования к знаниям и умениям: учащиеся знакомы с понятиями «алгоритм», «исполнитель»; учащиеся знакомы с двумя способами управления исполнителями (командным и программным); учащиеся знакомы с правилами ввода и форматирования текста.
Задание. Создать макрос для изменения форматирования текста.
1. В меню Сервис укажите на команду «Макрос», а затем щёлкните на пункте «Начать запись». Появится диалоговое окно «Запись макроса»;
2. В поле «Имя макроса» введите «ФормТекст». Имя вводится без пробелов;
3. В области «Назначить макрос» щёлкните на кнопке «Клавиша». Появится диалоговое окно «Настройка клавиатуры». Выберите путём нажатия сочетание клавиш (например Alt+F12) по нажатию которых данный макрос будет выполняться;
4. Щёлкните на кнопке «Назначить» далее на кнопке «Закрыть». Указатель мыши примет форму кассеты, а на экране появится панель инструментов «Остановить запись». Запись макроса запущена.
Теперь нужно выполнить последовательность действий, которая будет выполняться при выполнении макроса. Выделите фрагмент текста, к которому будет применено форматирование. На панели инструментов «Форматирование» выберите название шрифта и предполагаемый размер, при необходимости выберите другие стили форматирования.
На панели инструментов щёлкните на кнопке «Остановить запись». Запись макроса завершена. При запуске макроса, к выделенной части текста применяются стили форматирования, сохранённые в его инструкциях.
Необходимо отметить, что выполнение макроса можно активизировать не только сочетанием клавиш, но и назначить для этой цели кнопку. В области «Назначить макрос» диалогового окна «Запись макроса» щёлкните на панели. Появится диалоговое окно «Настройка». Щёлкните на вкладке «Команды». В списке «Команды» выделите значение «ФормТекст» - имя макроса, который вы собираетесь записывать, а затем перетащите его на панель инструментов «Форматирование». На панели инструментов появится длинная кнопка, соответствующая макросу «ФормТекст».
Щёлкните на кнопке «Запись», начнётся запись макроса. На экране появится панель инструментов «Остановить запись».
Если вы не предусмотрели кнопку или комбинацию клавиш для запуска макроса, можно выполнить макрос, воспользовавшись диалоговым окном «Макрос». Для этого в меню «Сервис» укажите на команду «Макрос», а затем щёлкните на пункте «Макросы». В списке «Имя макроса» выделите нужный макрос и щёлкните по кнопке «Выполнить».
При работе в Word часто возникает необходимость заполнять стандартные многостраничные документы, имеющие большое количество полей ввода (контракты найма на работу, договоры оказания услуг и т.п.). Для их заполнения необходимо просмотреть все страницы и ввести необходимые данные. Следующее задание продемонстрирует возможность автоматизации работы по заполнению подобных документов.
Рекомендация: перед записью макроса можно провести тренировку, т.е. выполнить все действия, не включая режима записи.
Разработка заданий для MS Excel.
MS Excel - мощная программа для хранения и автоматизации расчета данных, представленных в табличной форме, обладает всеми необходимыми возможностями для обработки электронных таблиц: от простых арифметических действий с несколькими ячейками таблицы до статистической обработки огромных массивов данных. Если, работая в Excel, встречаются повторяющиеся задачи, то необходимо создать макрос. Макрос представляет собой последовательность команд, сохраненных в виде модуля Microsoft Visual Basic. При запуске макроса все эти команды автоматически выполняются, что обеспечивает быстрое выполнение задач [7]. Создание макросов в MS Excel производится аналогично созданию макросов MS Word.
Задания разработаны с целью закрепления навыков заполнения электронной таблицы данными и формулами, формирования умений и навыков создания простых макросов в приложении Excel.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5