Рефераты. Производственное обучение в учебных мастерских

p align="left">2. Применение учебных планов и программ в учебном процессе.

В процессе обучения учебно-программная документация систематически дополняется учебным материалом о попой технике, технологии новых материалов, прогрессивных формах и методах организации труда, внедряемых в производство после издания программ.. Одновременно из программы следует исключать изучение устаревших технологических процессов и оборудования, которые на предприятиях отрасли больше не применяются, устаревшие терминологию и стандарты, заменяя их новыми. После рассмотрения методической комиссией, вносимые в программу коррективы утверждаются заместителем директора по учебно-производственной работе и согласуются с местными методическими органами:

выполнение учебных планов и программ;

изучение практики обучения учащихся по наиболее важным и сложным темам программ;

изучение, обобщение и распространение передового опыта обучения учащихся мастерами производственного обучения и преподавателями;

создание необходимой учебно-материальной базы и комплексного методического обеспечения предметов и профессий;

оказание помощи инженерно-педагогическим работникам по вопросам применения учебно-программной документации.

3. Анализ учебных планов и программ и подготовка предложений по их совершенствованию.

Все предложения инженерно-педагогических работников по совершенствованию учебно-программной документации рассматриваются на заседании методической комиссии. Одобренные решением методической комиссии и утвержденные руководством училища предложения по совершенствованию учебно-программной документации направляются в учебно-методические организации профессионального образования.

4. Разработка рабочей учебно-программной документации па основании типовой.

Проектирование типового учебного плана для подготовки рабочих включает в себя три этапа:

создание модели учебного плана;

составление на его основе типового учебного плана;

создание рабочих учебных планов для конкретного учебного заведения на основе типового.

Типовая учебно-программная документация по предмету применительно к группе профессий должна отражать основные требования к результатам обучения, которые могут быть достигнуты для получения квалификации определенного уровня, исходя из учебного времени, выделяемого на изучение этого предмета в типовом учебном плане. В типовой программе обозначены требования к результатам обучения по каждой теме раздельно по каждому уровню квалификации, выраженные в обобщенном описании общих и специальных умений, необходимых для чтения технической документации, планирования работы, в том числе подготовки рабочего места, обслуживания оборудования, выбора инструментов, результатов и качества выполненной работы, соблюдения условий безопасности труда.

Рабочая программа разрабатывается непосредственно в учебном заведении при содействии учебно-методических организаций профессионального образования на основании типовой и утверждается местным органом образования.

В рабочей программе дается развернутое описание содержания учебного материала по каждой теме (включая перечень и содержание упражнений, лабораторных и практических работ) с рекомендациями по уровням его усвоения, а также возможные межпредметные связи материала темы с другими предметами учебного плана и предметами, изучавшимися ранее в общеобразовательной школе Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 2006..

4. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии

Несмотря на свою функциональную направленность, любая мастерская должна отвечать следующим требованиям:

выполнение санитарно-гигиенических требований; требований по ТБ, ПБ;

организация рабочих мест учащихся;

организация рабочих мест учащихся коллективного пользования;

организация рабочего места учителя;

оснащение мастерской оборудованием, инструментами, приспособлениями;

размещение и хранение учебного оборудования;

оформление интерьера (в том числе образцами работ, выполненными учителем, и выставки работ учащихся);

оснащение мастерских методическими и дидактическими материалами, ТСО;

наличие документации мастерской (журнал заявок для текущих работ, инвентарная книга, план развития и совершенствования учебно-материальной базы мастерской и т.д.)

Учебные мастерские - специально оборудованные помещения для обучения подростков 14-17 лет различным видам ремесел ручными инструментами и на станках.

I. Аудитория для занятий по предмету «Художественная обработка дерева»

Кафедра.

Доска.

Стол учителя.

Рабочее место учащихся для резьбы по дереву ручным инструментом.

Выставка работ учащихся.

Место хранения незаконченных работ.

Демонстрационно-выставочная зона.

Лекционная зона.

II. Механическая мастерская.

Местная вытяжка к станкам.

Токарно-деревообрабатывающие станки.

Шлифовальный станок.

Универсальные деревообрабатывающие станки.

Заточные станки.

Сверлильный станок.

Универсальное рабочее место учащихся.

Торцово-комбинированная пила.

Струбцина.

Пресс.

Вытяжное устройство УВП-1500 П. Пугал Н. От приборов к комплексам, от комплексов к системам. // Народное образование, 2003. - № 10.

Мастерские, как правило, состоят из 2 помещений: собственно мастерской (рабочая площадь ее зависит от количества обучающихся детей) и инструментальной (лаборантской) комнаты. Мастерские размещаются на первом этаже, так как некоторые станки требуют специального фундамента.

Планировка помещений предусматривает несколько функциональных зон.

Рабочие места учащихся оборудуются в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями учебных программ (это отдельная, очень серьезная тема для разговора).

Рабочие места учащихся для коллективного пользования предполагают наличие станочного оборудования, вентиляционных устройств, санитарных зон и т.д.

Второе помещение учебных мастерских или инструментальная (лаборантская комната) оборудовано стеллажами для хранения запасов деталей, материалов и инструментов.

5. Перечислите основные обязанности мастера в конкретном училище. Выскажите ваше мнение об этих обязанностях

Основные обязанности мастера производственного обучения в сельскохозяйственном техникуме

Мастер производственного обучения формирует у учащихся профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программами производственного обучения. Несет ответственность за полноту и качество выполнения программ производственного обучения, выполнение учащимися соответствующих работ по производству сельскохозяйственной продукции.

Обучает учащихся рациональным приемам и способам выполнения работ, обслуживания и эксплуатации техники и оборудования, формам организации труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов, обеспечению высокого качества производимой продукции, соблюдению технологической дисциплины и безопасности труда.

Ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности по производственному обучению, своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов. Обеспечивает оснащение рабочих мест учащихся с учетом требований учебных программ, техники безопасности, производственной санитарии, научной организации труда и технической эстетики, своевременную подготовку к занятиям оборудования, техники, материалов, инструмента, технологической оснастки, животных, инструкционной и технологической документации.

Проводит вводный инструктаж учащихся по изучаемым приемам, операциям и видам работ в соответствии с современными требованиями к качеству обучения, а также по соблюдению норм и правил охраны труда, безопасности выполнения работ и противопожарных мер.

Обеспечивает расстановку учащихся по рабочим местам, знакомит их с программой и графиком перемещений по рабочим местам, способствует достижению установленного уровня квалификации по профилю и адаптации учащихся в условиях производства. Принимает выполненные учащимися работы и задания, оценивает их качество, сдает готовую продукцию на склад или заместителю директора по производству учебного хозяйства.

Осуществляет учет учебно-производственных работ учащихся, следит за правильным ведением и составлением отчетов о практике, а также за начислением денежных сумм за работы, выполненные учащимися в процессе производственного обучения и практики.

Развивает у учащихся стремление к творческому отношению к работе, рационализаторской и изобретательской деятельности, подготавливает учащихся к конкурсам по профессии, выпускным квалификационным экзаменам и участвует в их проведении. Широко использует при обучении научно-методические рекомендации, передовой педагогический и производственный опыт. Совместно с преподавателями принимает меры по осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи теоретического и производственного обучения.

Содержит в технически исправном состоянии закрепленное за ним учебно-производственное оборудование и технику, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям. Представляет руководству техникума предложения по реконструкции, модернизации или замене учебно-производственного оборудования, техники и активно участвует в реализации принятых предложений.

Изучает индивидуальные особенности учащихся и воспитывает у них интерес к избранной профессии, к приобретению знаний, практических умений и навыков, чувство гордости за избранную специальность. Развивает познавательные интересы учащихся, навыки самообразования и самостоятельности в работе, способствует повышению общеобразовательного, технического и культурного уровня учащихся.

Постоянно повышает профессиональную и педагогическую квалификацию, изучает передовой педагогический опыт, достижения науки и практики, передовиков производства и использует их на учебных занятиях.

Для педагогической деятельности преподавателя, мастера производственного обучения, характерны следующие результаты работы:

глубина и прочность знаний, умений и навыков учащихся;

стремление учащихся самостоятельно приобретать знания и практически применять их в различных условиях, творческий подход к выполнению учебных заданий;

умение учащихся строить свои взаимоотношения в коллективе;

культура труда учащихся.

Если этого не наблюдается, то можно говорить о том, что, несмотря на то, насколько хорошо мастер знает свои обязанности, это не способствует повышению качества учебы.

Список литературы

1. Данилова Е. Ваше рабочее место. // Народное образование, 1997. - № 10.

2. Дополнительное образование как средство подготовки подростка к жизненному самоопределению. // Управление, 2001 - № 45.

3. Ломакова Т.Ф. Наш общий дом. // Директор школы, выпуск № 6, 2001.

4. Пугал Н. От приборов к комплексам, от комплексов к системам. // Народное образование, 2003. - № 10.

5. Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 2006.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.