Рефераты. Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника

p align="left">1) Выявление на основе вышеописанных методик педагогически запущенных школьников; ведение личных дел, составление психолого-педагогической характеристики личности школьника (Приложение Б).

2) Изучение результатов деятельности этих учащихся, пределов в знаниях, отклонений в межличностных отношениях; наметить пути и способы их преодоления.

3) Изучение положения ученика в классе, характера взаимоотношений с товарищами; определение путей и способов их улучшения.

4) Изучение интересов, способностей и склонностей ученика.

5) Установление, входит ли педагогически запущенный в другие группы сверстников за пределами школы; изучить характер влияния этих групп на данного ученика.

6) Изучение положения ребенка в семье.

Этап 2 Организация педагогической, психологической и медицинской помощи школьникам, имеющих отставания в процессе обучения.

1) Ведение учета пробелов в знаниях, умениях и навыков; наметить пути и способы их ликвидации.

2) Повысить и укрепить интерес к учению, с помощью психологических мер придать отстающему школьнику уверенность в своих силах.

Среди данных мер можно указать следующие:

а) организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;

б) индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

в) включение ребенка в активную деятельность;

г) преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

д) организация успеха ребенка в условии школьной программы;

3) Осуществление мероприятий по укреплению положения запущенных детей в классе. Среди таких мероприятий следует выделить руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности и работу по формированию мотивации достижения отстающего ребенка определенных целей, связанных с достижением социальной значимости в коллективе сверстников.

4) Ведение работы с преподавателями по совершенствованию их поведения как педагога (учителям следует проявлять к детям уважение и доброжелательность, приветливость и дружелюбие, несмотря на их выходки)

5) Работа с родителями отстающего ребенка. Следует при необходимости показать родителям, как нужно работать с ребенком дома, как организовать его рабочее (учебное) и свободное время, как оказать помощь в учебе. Для этого особе внимание следует уделить следующим факторам семейного воспитания отстающего ребенка:

а) повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

б) создание воспитывающей ситуации в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;

в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании;

г) контроль над организацией режима ребенка, устранение безнадзорности;

д) помощь родителям в организации деятельности ребенка, его общения в семье.

В случае необходимости обращаться в правоохранительные органы и органы опеки и попечительства с вопросами о признании отдельных запущенных семей неблагополучными. Вести учет особо неблагополучных семей.

7) При необходимости получить консультации врачей - психоневрологов и дефектологов, организовать общеукрепляющее амбулаторное лечение нуждающихся в нем.

8) Организовать медицинский учет отстающих школьников в рамках школы.

9) Взять под контроль организацию летнего отдыха ослабленных педагогически запущенных детей, оказывать помощь в получении путевок в лагерь и санатории.

Этап 3 Организация свободного времени педагогически запущенных школьников.

1) Включение школьников в работу кружков, секций, исходя из интересов и возможностей детей.

2) Задействование в школьных мероприятиях; здесь следует отмечать успехи и достижения в области этой деятельности.

3) Со стороны педагогов и родителей организовать ненавязчивый контроль над свободным временем.

4) Всех педагогически запущенных детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, вовлекать в группы продленного дня в школе.

Положительным моментом этой программы, на мой взгляд, является оказание разного вида помощи ребенку, то есть подключение различных специалистов к решению коррекционных задач.

Кроме того, в рамках любой работы по преодолению отставаний в обучении школьников младшего школьного возраста следует осуществлять регулярные системные мероприятия, связанные с:

- постоянной коррекцией отношений педагога к ребенку, снятием психологических перегрузок;

- гуманизацией межличностных отношений в детском коллективе;

- рационализацией воспитательно-образовательной работы в классе;

- взаимодействием учителей и родителей в педагогическом процессе.

Таким образом, результатом изучения проблемы стала разработка в рамках Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы рекомендаций для педагогов, родителей, школьного психолога, системное выполнение которых в полном объеме, на мой взгляд, будет способствовать созданию именно тех психологических условий, которые бы способствовали преодолению случаев отставания школьников в обучении и, более того, - предотвращению и устранению причин такого отставания - как конечного результата этой деятельности.

Заключение

В процессе написания работы мною была разработана концептуально новая Программа преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы, основанная на принципах создания психологических условий, способствующих устранению причин, порождающих такое отставание.

Внедрение этой программы коррекции неуспеваемости может способствовать снижению уровня неуспеваемости среди школьников младших классов в общеобразовательном учреждении.

Первый раздел дипломной работы посвящен характеристике понятия «отставания в обучении», рассмотрению этого вопроса в трудах зарубежных и отечественных психологов, основным причинам и вариантам проявления отставания в обучении школьников.

С целью раскрытия данного вопроса были рассмотрены ряд научных монографий по вопросам школьной неуспеваемости как педагогов, так и практикующих психологов в контексте изменения общего представления о самой природе отставания в обучении школьника с развитием науки. Кроме того, были определены психологические причины отставания в обучении, рассмотрена классификация этих причин на основе изучения множества мнений отечественных и зарубежных психологов и педагогов.

Итогом первого раздела выпускной работы является установление и рассмотрение возможностей преодоления отставания в обучении учащихся в условиях совместной работы практического психолога, педагогов, родителей и обучаемых, которые были определены таковыми в результате самостоятельного изучения соответствующей психологической и педагогической литературы.

Таким образом, основными направлениями психопрофилактики школьной неуспеваемости можно назвать следующие:

1. Оптимизация процесса обучения. Необходимо строить процесс обучения так, чтобы на основе всестороннего учета закономерностей и принципов обучения, научной организации учебной деятельности школьников добиться наиболее эффективного усвоения ими знаний. Наилучших результатов обучения позволяет добиться такое обучение, которое способствует активизации и всестороннему развитию мыслительной деятельности учащихся.

2. Систематическое психолого-педагогическое изучение школьников с целью своевременного обнаружения и устранения отставаний в учении. Знание учеников во всех отношениях необходимо для осуществления в процессе обучения индивидуального подхода к ним, который в школе реализуется в форме индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуализация обучения тесно связана с ориентацией на психологические особенности школьников (уровень способностей, зону актуального развития), состоит во включении в работу с ними специальных способов и приемов, соответствующих индивидуально-типологическим особенностям учащихся (тип темперамента и связанные с ним скоростные характеристики работы), выработке у школьников индивидуального стиля деятельности.

Дифференцированный подход в обучении, учитывая уровень достижений каждого школьника и его потенциальные способности, состоит в предоставлении для усвоения входящий в школьную программу, но разный по степени трудности учебный материал - кому-то более трудный, а кому-то более легкий. Это и составляет основу профилактической работы по предупреждению непонимания школьниками учебного материала, низкого качества его усвоения.

В плане предупреждения школьной неуспеваемости очень важно стремление учителя понять внутренний мир каждого ученика, не допускать возникновения «смыслового барьера» и причин, вызывающих недисциплинированное поведение школьников, а также обеспечение комфортности при сотрудничестве учителя и ученика.

3. Организация групп развития. Их цель состоит в том, чтобы обеспечить будущим школьникам необходимый уровень школьной зрелости, поскольку психологическая готовность детей к школьному обучению вполне обоснованно рассматривается как психопрофилактика возможных трудностей в последующем школьном обучении. Главная задача групп развития связана не с обучением детей старшего дошкольного возраста школьным умениям чтения, письма и счета, а с формированием у них психологической основы овладения этими умениями, развитием познавательных потребностей детей, целенаправленным когнитивным и психомоторным развитием. Кроме того, в этих группах детям помогают преодолеть такие свои личностные особенности, как неуверенность в себе, боязнь сделать ошибку и получить порицание со стороны взрослых, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

Во втором разделе работы происходило опытно-экспериментальное исследование психологических условий преодоления отставания учеников в процессе школьного обучения с целью проектирования Программы преодоления отставания в обучении учащихся младших классов в условиях средней школы на основе полученных в ходе практических мероприятий данных.

На основе рассмотренных социально-педагогических технологий работы с неуспевающими детьми различных авторов, нами была предложена собственно разработанная программа, в основу которой легли факторы неуспеваемости. Данная программа использовалась нами при проведении практического исследования на базе Учреждения образования «Общеобразовательная средняя школа №3 г. Орши» в 2010 г. В исследовании принимало участие трое неуспевающих школьников 3-х классов, каждый со своими особенностями, разными степенями педагогической неуспеваемости и причинами.

Нами была составлена и реализована программа коррекции неуспеваемости со своими целями, задачами, стратегическими направлениями, тактикой реализации, ожидаемыми конечными результатами. На основе данных, полученных в результате проведения повторной диагностики школьников, доказана эффективность реализованной коррекционной программы.

Изученные теоретические аспекты проблемы и полученные результаты в ходе проведенного практического исследования позволили нам сделать вывод о том, что деятельность психолога с педагогически отстающими школьниками становится наиболее эффективна только при совместной целенаправленной работе всего педагогического коллектива, родителей отстающего ребенка, медицинских работников (если есть необходимость), и, конечно же, самого психолога. При этом, основной смысл такой деятельности следует рассматривать в контексте определения в ходе специальных мероприятий конкретных причин отставания, а также их устранения путем создания необходимых условий как педагогического так и психологического характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.