Рефераты. Психология и педагогика

p align="left">На уровне восприятия пространство дробится и приобретает глубину. Обра-зы объектов (предметы) в пространстве восприятия располагаются в точном соответствии с их расположением в реальном, физическом пространстве. Еще раз повторим, что точность отражения формы и удаленности объектов является для организма жизненно важной.

Пространство восприятия существенно отличается от сенсорного поля тем, что оно имеет более определенную структуру и размерность.

В точном построении образа окружающего пространства принимают участие не только зрительные, но и слуховые и тактильно-кинестетические образы.

Основой для построения всего пространства восприятия являются тактиль-но-кинестетические ощущения. В ходе наблюдений и научных исследований было обнаружено, что глаз начинает обладать способностью воспринимать фор-му и местоположение объекта, только вместе с ощупыванием предмета рукой в процессе индивидуального развития в раннем детстве или слепыми от рождения взрослыми людьми после хирургических операций по восстановлению зрения. В связи с этим можно сказать, что выражение «рука обучает глаз» нужно пони-мать почти буквально. Взрослые люди (слепые от рождения) с физиологически полностью восстановленным зрением испытывают в дальнейшей жизни серьез-ные трудности со зрительным восприятием объектов окружающего мира. Для получения зрительного образа незнакомого объекта им необходимо ощупать его, поскольку они продолжают руководствоваться привычной системой про-странственных отношений, которая отличается от таковой у зрячих с детства.

Те же механизмы восприятия, которые обеспечивают дос-таточно точное определение формы объекта и его местополо-жения в пространстве, приводят к возникновению некоторых пространственных иллюзий. Мало кто обращает на это вни-мание, но мы в каждый данный момент видим все предметы сдвоенными, за исключением того, на котором мы фиксируем свой взор (а также тех предметов, которые располагаются в определенном геометрическом месте точек окружающего нас пространства.

1.4 Восприятие времени.

В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и представление о его размерности. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, ин-тервалы. Появляется переживание не просто длительности или последователь-ности, но и определенной длительности и последовательности. На субъективную оценку длительности влияют многие факторы.

Восприятие предметной среды по-зволяет человеку зафиксировать фазы наблюдаемых им в этой среде изменений. Ориентировка во времени опирается на устойчивую периодичность некоторых природных процессов. Двумя наиболее важными системами временных ориен-тиров у человека являются: 1) смена дня и ночи, фазы которых определяются общей степенью освещенности и положением светил и теней от них и 2) ритмы самого организма, соответствующие ритмам активности, связанным с ритмич-ностью возникающих потребностей -- перед привычным временем приема пищи ощущается голод, перед сном -- усталость. Ориентировка во времени формиру-ется в процессе индивидуального развития. Только к пяти годам ребенок безо-шибочно определяет утро и послеполуденное время.

1.5 Восприятие движения.

Физическое движение и восприятие движения -- не одно и то же. Мы можем воспринимать движение там, где его в действительнос-ти нет. От-ражение движения в восприятии является следствием такой же прецептивной деятельности, связанной с переработкой наличных раздражений в процессе вза-имодействия с объектами, как и отражение пространственных характеристик. Механизмы восприятия, обеспечивающие адекватное вос-приятие движения, могут приводить к возникновению ошибок -- иллюзорному восприятию движения, так же как и механизмы восприятия пространственно-временных характеристик среды -- к возникновению пространственных иллю-зий.

Реально восприятие движения приспособлено к восприятию тех процессов, которые могут иметь жизненно важное значение и связаны с реальными воз-можностями организма. В связи с этим имеется определенный диапазон скоро-стей, которые наше восприятие в состоянии отразить, и есть скорости, которые ему недоступны, например мы не воспринимаем скорости роста растений и не видим летящую пулю.

Восприятие как процесс. Выше в основном были представлены характерис-тики конечного результата деятельности восприятия -- чувственного предмет-ного образа окружающего мира. В возникновении данного образа в субъектив-ном пространстве при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств принимают участие два отличающиеся друг от друга процесса.

Во-первых, предметный образ объекта, формирующийся в какой-то одной модальности, является результатом интеграции ощущений различных модаль-ностей, возникающих в процессе взаимодействия с данным конкретным объек-том. Наиболее существенными для построения предметного образа объекта все же являются зрительные и тактильно-кинестетические ощущения. Именно эти ощущения дают возможность субъекту получить представление о форме пред-мета как отдельной сущности

В повседневной жизни мы по большей части, однако, пользуемся образами объектов, воспринятых «в общем». Этого оказывается достаточно для успешно-го приспособления. Такая ориентировка в предметном мире возможна потому, что в подобного рода случаях восприятие основывается не столько на построе-нии образа, сколько на его опознании. Опознание предметов становится возмож-ным благодаря тому, что в памяти хранятся не только признаки размерности объектов, их удаленности и наиболее общие признаки предметов. Опозна-ние объекта происходит путем соотнесения наличного образа с эталонами, хра-нящимися в памяти. Объект опознается в соответствии с той категорией, к кото-рой его наличный образ оказывается ближе всего.

Восприятие предметного мира является прежде всего результатом взаимо-действия различных анализаторов. Однако восприятие можно рассматривать также как продукт взаимодействия различных познавательных процессов. В со-здании целостного чувственного образа объекта при непосредственном воздей-ствии его на органы чувств принимают участие и ощущение, и мышление, и эмо-ции, и память. Ощущения сливаются с фигурой, имеющей форму, которая яв-ляется результатом деятельности собственно процессов восприятия; далее, посредством процесса категоризации, лежащего в основе мышления, фигура (сцена, событие) соотносится с определенным классом объектов (обобщенность образа); опознание фигуры, в свою очередь, невозможно без процессов памяти; восприятие к тому же всегда в той или иной мере эмоционально окрашено, при этом степень эмоциональной окраски связана с мотивацией.

Восприятие всегда характеризуется избирательностью. Мы не в состоянии воспри-нять все детали наличной ситуации. Воспринимается с большей или меньшей подробностью только то, в чем особенно заинтересован человек в данный мо-мент. Имеются три принципа, которые отражают мотивационную основу изби-рательности восприятия,

Принцип резонанса -- правильнее и быстрее воспринимаются те стимулы, которые соответствуют потребностям, ценностям личности.

Принцип защиты -- стимулы, противоречащие морально-этическим нор-
мам, принятым личностью, а также ожиданиям субъекта или потенциально враждебные стимулы воспринимаются хуже или подвергаются искажению.

Принцип настороженности, или сенсибильности, -- стимулы, угрожающие целостности личности, могущие привести к серьезным нарушениям в его психическом функционировании, узнаются быстрее всех прочих.

Восприятие, как и все остальные процессы, зависит от культуры. Культура оказывает влияние на то, что человек буквально может или не может воспри-нять. В частности, было обнаружено, что в некоторых африканских племенах люди не в состоянии воспринять перспективу в плоских изображениях, по-скольку европейский способ изображения перспективы на плоскости имеет ус-ловный характер. Восприятие цветовых оттенков также в значительной мере подвержено культурным влияниям.

1.6 Восприятие и представление.

В обыденной жизни слово «представление» употребляется в различных значениях. Оно может означать понимание, выра-жаемое, например, вопросом: «Ты представляешь себе, что ты натворил?», упо-требляться в значении знания о чем-то, например в высказывании «Я не пред-ставляю себе [не знаю], что это такое», обозначать воспоминание о чем-то, на-пример: «Представь себе озеро, которое мы вчера видели», а может означать образ некоего, не существующего в реальности объекта, явления или события как результат деятельности воображения, что может быть выражено, например, фразой «Представь себе (вообрази) дом, который мы построим. Он будет... [та-ким-то и таким]».

В научной психологии содержанием понятия «представление» является чув-ственный образ предмета, ситуации или события, являющийся результатом де-ятельности памяти или продуктивного творческого воображения. Имеется еще одно значение этого термина -- как совокупности всех знаний, действий и эмо-циональных переживаний, связанных с чем-то, что таким образом представлено, дано субъекту, т. е. в таких формах существует в его субъективном опыте. Но это второе понятие, обозначаемое тем же термином, мы здесь рассматривать не бу-дем в силу его крайней сложности и отвлеченности.

Итак, представление -- это вторичный чувственный образ, который либо не-посредственно, благодаря памяти, воспроизводится в сознании субъекта, либо является результатом умственных манипуляций с различными чувственными образами, т. е. деятельности воображения, в котором присутствуют элементы мышления.

Представления играют огромную приспособительную роль в жизни челове-ка прежде всего в качестве образов конечных результатов деятельности. Имен-но представление о конечном результате деятельности как о ее цели отличает деятельность человека от поведения животных. Без представления конкретного образа конечного предмета невозможна продуктивная последовательная пред-метная деятельность человека. Конечно, в процессе деятельности этот образ мо-жет изменяться в соответствии с новыми условиями и обстоятельствами, но в той или иной форме он всегда должен быть, иначе деятельность будет протекать по принципу проб и ошибок, как это часто наблюдается у животных. Поэтому для повышения продуктивности деятельности, прежде чем начать выполнять какое-то-дело, человек должен представить себе образ того предмета или ситуа-ции, которые он хочет создать или достигнуть. Представления помогают человеку также создавать целостную картину наличного простран-ства: несмотря на то что в каждый данный момент человек видит только часть пространства, благодаря представлениям он знает, что именно и где находится вне пределов его поля зрения, т. е. «воспринимает» окружающее пространство как целостное и непрерывное. Таким образом, представление яв-ляется своеобразным мостом, переходным познавательным психическим процессом между процессом непосредственно-го чувственного восприятия и процессом опосредствованно-го понятийного мышления.

Представление, так же как и восприятие, имеет собствен-ные характеристики. Эти характеристики определяются как тем, что эти образы возникают в сознании при отсутствии внешних раздражителей в момент их появления и существо-вания, так и теми закономерностями, которые определяютхранение любого материала в памяти. У большинства людей представления имеют следующие характеристики.

Интенсивность представлений. У подавляющего большинства людей пред-ставления гораздо менее яркие, чем образы, возникающие при непосредствен-ном восприятии объектов и ситуаций. Встречаются, однако, люди с очень ярки-ми, насыщенными представлениями, например люди с эйдетической памятью.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.