Рефераты. Психолого-педагогические и методические направления изучения курса социально-экономической географии в 10 классе на базовом уровне

p align="left">В процессе педагогической практики у студентов должен сформироваться комплекс психолого-педагогических умений. [10]

1. Конструктивные умения:

· Определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных психолого-физиологических и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива.

· Наблюдать, анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических, психологических аспектах.

· Обоснованно выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять уровень воспитанности и развития учащихся.

· Проводить разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и потребностей учащихся.

· Осуществлять коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе, кружке, клубном объединении по интересам и др.

· Изучать функциональные обязанности классного руководителя, наставника, воспитателя.

· Проводить индивидуальную работу с учащимися и их родителями.

· Осуществлять самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.

· Обоснованно отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять причины несоответствия результатам.

· Составлять конспекты, сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической деятельности.

2. Коммуникативные умения:

· Использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями, коллегами в различных жизненных ситуациях.

· Строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся.

· Развивать чувство понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам.

· Формировать и закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства.

· Развить способность к педагогической рефлексии.

· Уметь выражать и обосновывать свою позицию.

· Уметь мотивировать поведение и деятельность.

· Уметь строить межличностные отношения, больших и малых групп.

· Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации с учащимися, овладеть технологией разрешения конфликтов.

3. Организаторские умения:

· Организовать и провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном классе, коллективе.

· Организовать воспитание учащихся, способствовать сплочению.

· Организовать индивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом.

· Рационально распределять время между структурными и логическими частями урока, между методами изложения учебного материала практикантом и работой учащихся.

· Управлять учебной деятельностью школьников, описать и организовать учебное рабочее место школьника.

4. Исследовательские умения:

· Изучение личности и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания.

· Изучение передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники.

· Изучение психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности учащихся; учет мотивации учения и участия, учащихся во внеклассной работе, особенностей общения в классном коллективе.

5.Мобилизационные умения:

· Активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся, обеспечивать внимание, запоминание, осмысление учебного материала.

· Добиваться актуализации имеющихся знаний, формировать новые на базе опорных.

6.Информационные умения:

· Формировать у учащихся географические знания.

· Передавать учебную информацию в строгой логической последовательности, используя индуктивный и дедуктивный способы формирования знаний, увязывая ее с предыдущими темами курса географии и осуществляя межпредметные связи.

· Передавать знания учащимся, свободно пользуясь методами устного изложения, работая с учебником, картой и другими источниками информации, с различными средствами обучения.

· Использовать разнообразные методы и формы проверки знаний учащихся; Объективно оценивать ответы учащихся, комментировать оценки.

· Давать комментарии по выполнению домашнего задания.

7. Ориентационные умения:

· Осуществлять воспитывающее обучение географии: формировать научное мировоззрение учащихся, осуществлять их идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, природоохранное, политехническое, профориентационное воспитание, как через учебный географический материал, так и путем установления межпредметных связей.

· Осуществлять воспитание учащихся в ходе внеклассной работы по географии и при выполнении обязанностей классного руководителя.

· Использовать интегральные методы обучения и воспитания;

8. Развивающие умения:

· Осуществлять развивающее проблемное обучение школьников разных уровней сложности.

· Включать в обучение, в том числе при выполнении самостоятельных работ, типовые и проблемные задания.

· Обучать школьников приемам учебной деятельности.

· Осуществлять диагностику сформированности основных сфер индивидуальности школьника, использовать средства их развития в процессе обучения и во внеклассной работе.

Формирование всех этих навыков и умений происходит непосредственно как в процессе преподавания географии, так и при проведении внеклассных мероприятий, беседах с ведущими учителями и классными руководителями. В одном случае мы тренируем эти навыки на практике, в другом перенимаем опыт людей обладающих большим опытом работы по данной тематике.

Глава 3. Психолого-педагогические основы

3.1 Учебная работа

Согласно задачам педагогической практики, студент-практикант должен сформировать ряд профессиональных умений и навыков психолого-педагогического характера, а так же закрепить полученные теоретические знания на практике. Для достижения этих целей производится работа по различным направлениям: учебной, воспитательной, организации внеклассных мероприятий, работа в качестве классного руководителя. Каждое из этих направлений помогает развить те или иные качества практиканта, сформировать у него целостную картину учебного процесса в школе.

Учебная работа является ведущим направлением для практикантов, именно здесь происходит отработка навыков преподавания географии в рамках определенного класса, а так же позволяет применить все полученные теоретические знания на практике.

В течение педагогической практики мною было проведены уроки по следующим темам: «Многообразие стран современного мира», «Политико-административное деление стран. Политические строи мира», «Политическая география. Геополитика», «География мировых природных ресурсов. Общество и природа», «Мировые ресурсы. Ресурсообеспеченность». После изучения крупного раздела «Политическая карта мира», я провел контрольную работу, что позволило закрепить получены знания, и отработать умения учащихся.

Стоит отметить, что каждый из уроков проходил этапы разработки и проверки. На этапе разработки мною изучалась основная тематика (согласно учебному плану), прорабатывался материал (текст, иллюстрации, дополнительные источники), конспектировался ход урока с указанием целей и задач, оборудования, и т.д. Затем урок проверялся ведущим учителем и корректировался, если были замечены какие-либо ошибки или недоработки.

Важным аспектом преподавания географии было также и то, что класс не профильный и поэтому учебный план по географии был ограничен количеством часов. Это означало то, что весь объем информации должен был даваться учащимся в виде самостоятельных заданий, акцентировалось внимание на самообучение. Таким образом, целью уроков было ознакомление с наиболее общими вопросами, объяснение наиболее характерных понятий, работа по проблемным вопросам вызывающим наибольшие сложности у учащихся. Построение урока в хронологическом отношении в этом случае было максимально смещено на проверку домашнего здания и объяснения нового материала.

Подготовка к уроку включала с себя не только обеспечение рабочего места учителя - подготовку доски, размещение наглядных пособий, но и работу с проектором, что позволяло максимально наглядно представить учебный материал, повысить интерес к географии. Из наглядных средств обучения на уроках географии мною широко использовался наглядный материал: иллюстрации учебника, настенные карты, электронные и мультимедийные каты. Все они служили одной цели - повышению информативности излагаемого материала.

В своем большинстве проводимые мною уроки географии по структуре были комплексные, т.е. включали в себя несколько блоков: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление материала, домашнее задание. Однако не все они удовлетворяли этой схеме, в течение преподавания географии мною было начаты две крупные темы, а это значит встала необходимость в проведении вводных уроков - уроков в которых отсутствует элемент проверки домашних заданий, и которые носят, в общем, обзорный характер, позволяющий подготовить учеников к восприятию нового материала. Так же мною была проведена контрольная работа по теме «Политическая карта мира» в качестве элемента контроля степени усвоения информации, она включала в себя как вопросы, касающиеся терминологии, так и творческие задания, позволяющие расширить кругозор учеников.

По формам все уроки мною строились в форме беседы, т.к. это позволяет организовать двустороннюю связь, что, на мой взгляд, позволяет включиться в процесс наибольшее количество учеников, задействовать их внимание, оценить степени увлеченности вопросами географии. Таим образом, в структуре урока всегда присутствовал элемент воспроизводящей беседы, когда мною задавались вопросы, подводящие учеников к новому материалу, затем объяснялся новый материал, завершалось это все фронтальным опросом, посвященному только что изученной теме. Но это не единственная форма проведения урока, так же мною был проведен урок с использованием Шаталовской схемы, посвященный «Многообразию стран мира», в котором я наглядно в виде схем и рисунков представил классификацию стран по различным показателям. В дальнейшем при проверке знаний учащихся было заметно, что этот способ оказался наиболее удачным, т.к. степени усвоения и запоминания материала существенно отличалась от остальных уроков. Однако трудность разработки такого урока, существенно затрудняют использование его на всем протяжении педагогической практики. Один из уроков был построен на работе с докладами учеников по теме «Мировые ресурсы», в котором они, разбившись на группы, выступали с подготовленными докладами и презентациями. В этом случае весь новый материал озвучивался ими и лишь комментировался мною, в случае если какие-то важные факты были упущены.

Для контроля усвоения нового материала, мною применялись различные методы проверки знаний учеников, как по форме, так и по охвату (индивидуальные, фронтальные). Как уже упоминалось ранее, почти в каждом уроке присутствовал блок проверки домашнего задания, он проводился в виде индивидуальных и фронтальных опросов, работу с картой, проверки тетрадей и контурных карт. Те вопросы, которые вызывали наибольшую трудность, повторялись мною еще раз. Большое внимание я уделял проверке навыков работы с наглядными материалами, с целью формирования навыка совершенного чтения карты. При оценке ответов исходил из их стройности, структурированности, если речь идет о творческих заданиях, то акцентировал внимание на ответах, в которых имел место нестандартный подход, личностная характеристика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.