Рефераты. Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте

p align="left">Начиная с полутора лет детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани,- получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.

Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками.

"Сорока-белобока"

Сорока-белобока (Взрослый слегка щекочет ладонь ребенка).

Кашку варила,

Детей кормила...

Этому дала, (Загибает мизинец ребенка).

Этому дала, (Загибает безымянный палец).

Этому дала, (Загибает средний палец).

Этому дала, (Загибает указательный палец).

Этому не дала - (Вертит большой палец).

Ты, сын мал, (Щекочет ребенка).

Круп не брал,

По воду не ходил,

тебе каши не дадим!

Эта игра подходит и для детей второго года жизни.

"Пальчики в лесу"

Раз, два, три, четыре, пять (Взрослый держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе).

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел, (Загибает мизинец).

Этот пальчик чистить стал, (Загибает безымянный палец).

Этот резал, (Загибает средний палец).

Этот ел, (Загибает указательный палец).

Ну, а этот лишь глядел! (Загибает большой палец и щекочет ладошку).

Эта игра годится и для маленьких детей.

Игра "Пальчики" более сложна, так как в ней дети уже сами активно проделывают движения пальцами, которые требуются по ходу игры.

Игру можно проводить одновременно с несколькими детьми.

"Пальчики"

Этот пальчик хочет спать, (Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой берут мизинец левой руки и загибают его после слов"хочет спать").

Этот пальчик лег в кровать, (То же с безымянным пальцем).

Этот пальчик чуть вздремнул, (То же со средним пальцем).

Этот пальчик уж уснул, (То же с указательным пальцем).

Этот крепко, крепко спит. (То же с большим пальцем).

Тише, тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет, (Поднимают левую руку и

Будут птички щебетать, распрямляют пальцы при

Будут пальчики вставать! слове "вставать").

Эту игру нужно повторить, работая пальцами правой руки. Как оказалось, имеется большое количество русских, украинских, болгарских и т. д. пальчиковых игр. Очевидно, люди, наблюдая детей, обратили внимание на то, что движения пальцев благотворно отражаются на развитии речи и других психических процессов.

Вот, например, очень хорошая болгарская игра:

(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).

Кто приехал? (Быстро хлопает кончиками больших пальцев).

Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают).

Мама, мама, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да да! (Хлопает кончиками указательных пальцев).

Папа, папа, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да, да! (Хлопает кончиками средних пальцев).

Братец, братец, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да, да! (Хлопает кончиками безымянных пальцев).

Ах, сестричка, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).

Да, да, да! (Хлопает мизинцами).

Все мы вместе, да, да, да! (Хлопает всеми пальцами).

Есть еще более сложная игра пальцами - индийская; она требует уже значительной ловкости. Игра называется "Лесенки" и заключается в том, что к кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца правой, затем соединяются кончик указательного пальца левой руки с кончиком большого пальца правой руки, опять кончик большого пальца левой руки соединяется с кончиком указательного пальца правой и т. д., причем начинаются эти движения на уровне груди, и руки поднимаются выше и выше. Такую же "лесенку" делают большими и средними, большими и безымянными пальцами.

Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития речи у детей в раннем возрасте

2.1 Методы изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте

В качестве изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте был проведен метод наблюдения. В качестве испытуемого был взят ребенок на разных возрастных этапах. Я наблюдала за ребенком, начиная от полутора лет в течении полу года, фиксировала ее речь и в дальнейшем на основе этих результатов сделала выводы и рекомендации для родителей.

2.2 Экспериментальное изучение уровня развития речи у детей в раннем возрасте

Я наблюдала за девочкой, с момента, когда ей было 1,5 года, до 2 лет. Этот период наиболее бурного развития речи, происходит переход от автономной речи к связной.

К полутора годам у девочки Жени маленький словарный запас, она повторяет многие несложные слова, хотя и сильно искаженно, но сама их употребляет редко. В ее собственном словарном запасе, которым она пользуется в полтора года, находится около 30 слов.

В этот период в ее жизни происходит серьезное изменение: она пошла в детский сад. Ребенок быстро освоился в новой обстановке. Мне стало интересно понаблюдать за тем, есть ли значительные отличия в ее поведении и речи в детском саду и дома.

Один день я сходила в детский сад и пронаблюдала за ней. Среди детей она вела себя очень активно, играла, постоянно что-то говорила. Я заметила, что больше всего ей нравилось играть с такими же самыми маленькими детьми, которые плохо разговаривают. Было интересно наблюдать за тем, как они играют. Сначала дети с боязнью и недоверием относились друг к другу, поэтому игра происходила молча, затем, постепенно начали что-то говорить. А когда совсем разыгрались, то уже вместе смеялись, громко говорили не совсем непонятные слова. Тут воспитательница сказала, что сейчас все будут кушать. Тогда Женя взяла другую девочку за руку и сказала: «Мыть!», она знает, что перед едой нужно мыть руки. Взявшись за реки, девочки пошли к умывальнику.

С того момента, когда Женя пошла в детский сад и стала больше времени проводить с детьми она стала более общительная, постоянно что-то говорила, ее слова становились все разборчивее. Она стала более внимательная и к 1 году 9 месяцам она охотно рисовала, смотрела книжки и называла всех животных, которые там нарисованы. Ее словарный запас уже состоял из около 60 слов. Девочка начала использовать словосочетания: «Мама, дай!», «Иди спать!», «Киса ням-ням». Но Женя, все еще, основные свои мысли и чувства выражает через автономную речь. В детский сад ходит с удовольствием, а когда приходит домой, и ее спрашивают: «Что ты сегодня делала в садике?», то тут же ее переполняют эмоции, и она начинает по-своему все рассказывать. Ребенок очень любит играть в разные считалочки и пальчиковые игры, например: «Сорока белобока», «Гуси, гуси» и др. Всегда охотно рисует и играет с пластилином.

С 1 года 10 месяцев до 2-х лет наблюдается наиболее интенсивное развитие речи. Буквально каждый день Женин словарный запас пополняется несколькими словами. К 2-м годам практически исчезли автономные слова, ребенок жизнерадостный, часто смеется, любит играть с маленькими детьми, активно старается подражать взрослым. Девочка начинает использовать слова в правильной грамматической форме, начинает строить предложения из 2-х - 3-х слов. Ее словарный запас составляет уже около 200 слов. Женя очень любит, когда ей читают книжки.

Итак, мы пронаблюдали в течение полу года за развитием речи ребенка. Мы увидели, что если в полтора года у ребенка наблюдалось небольшое отставание в развитии речи, то к 2-м годам она догнала своих сверстников. Безусловно, очень сильно повлиял тот факт, что девочка пошла в детский сад, так как дома детям обычно не хватает общения со сверстниками. Общения с родителями бывает недостаточно. Маленькие дети часто учат друг друга разговаривать, и это наиболее эффективно, чем когда их учат взрослые.

2.3 Практические рекомендации родителям

Заниматься с ребёнком - дело серьёзное. Недаром все родители говорят: «Вот он (она) с вами хорошо занимается, а дома ничего делать не хочет, со мной заниматься отказывается». Всё правильно. Одно дело - заниматься с посторонним человеком, другое - со своей мамой или бабулей. Перед родителями не стоит задача проводить с ребёнком уроки. Родители должны вести себя с малышом так, чтобы ему было удобнее узнавать всё новые и новые интересные вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живёт, обо всём на свете. Родители, прежде всего, обеспечивают ребёнку возможность познавать. И, естественно, постараются, чтобы то, что ребёнок увидел, он запомнил, отложил в памяти. Родители должны организовать такую среду, в которой ребёнок будет хотеть знакомиться с различными предметами и явлениями.

Родители - естественные учителя своего ребёнка, и от вас зависит чрезвычайно много. Этот труд, конечно, окажется вам под силу, ведь в ваших руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребёнку.

Что надо делать:

1. Родители должны постоянно называть предметы и действия совсем простыми словами, причём стараться часто повторять их;

2. Постепенно расширять словарный запас ребёнка, называя игрушки, предметы одежды, еду - в общем, всё, что касается ребёнка во внешнем мире;

3. Нелегко, когда родителям очень хочется, чтобы малыш заговорил, и кажется, будто он противится вашему желанию. Каждый ребёнок овладевает речью в собственном темпе, и никто не устанавливал возраст, в каком полагается начинать говорить;

4. Если малыш говорит плохо, бесполезно поминутно его поправлять, тогда, как, предоставив ему возможность говорить так, как у него получается, и разговаривать с ним при этом нормально, вы позволите ему, запоминая вашу речь, наладить свою;

5. Не обращаться постоянно к чувственному восприятию ребёнка. Многие мамы уверяют, будто малыш объясняется без слов;

6. Малышу надо дать возможность не только понимать вас, но и становиться самостоятельным. Очень важно вырабатывать чувство ответственности, помогать ребёнку расти и предоставлять возможность объясняться не только с вашей помощью.

Чего следует избегать:

1. Чем больше ребёнка заставляют говорить, тем больше риск, что он этому воспротивится;

2. Постоянно говорить с ребёнком на «малышовом языке». Это никак не побудит его высказаться, поскольку заговорить - означает вступить в очередной этап развития, а родители не дают ему возможности это сделать!

3. Говорить от имени ребёнка - значит не давать ему достаточно места для того, чтобы он мог обособиться от человека, который о нём говорит;

4. Думать, что ребёнку необходимо заниматься с логопедом, потому что он произносит только половину слова или не договаривает слово до конца. Такое часто происходит на первом году освоения языка. И до того, как ребёнок пойдёт в детский сад, рано предполагать, что он всю жизнь будет говорить неправильно;

5. Считать, что двухлетний ребёнок запаздывает в развитии, если он произносит всего 2 - 3 слова. Довольно часто такой ребёнок в последующие 6 месяцев быстро навёрстывает упущенное и буквально за несколько недель научается хорошо говорить.

Заключение

К трём месяцам ребёнок реагирует на голоса, и проявляет любопытство к источникам звуков и голосов. Когда трёхмесячный ребёнок бодр и доволен, он будет издавать гамму счастливых звуков, если его первые улыбки и звуки вызывали положительную реакцию у взрослых и старших детей. Младенец не издаёт иных звуков, кроме плача, если только кто-то из окружающих ребёнка не побудит его к иному, уделяя малышу время, глядя на него и разговаривая с ним. Трёхмесячный ребёнок, которому уделяют такое внимание, обычно осваивает ряд звуков и чередующихся звуковых групп, которые им явно нравятся. Они вокализируют - издают звуки - в ответ взрослым или другим детям, и иногда можно увидеть попытки имитации звуков и движений рта.

Ребёнок, открывший удовольствие в звуках, часть вокализирует наедине или же выбирает игрушку, с которой «разговаривает». Собственная вокализация ребёнка становится всё разнообразнее, и в определённое время появляются звуки, которые свидетельствуют о явных попытках произносить слова. Слова и звуки произносятся со всей большей уверенностью, подкрепляются жестикуляцией и экспрессивной мимикой.

В период второго года жизни дети демонстрируют начало речевого обмена со взрослыми тем, что они слушают слова, обращённые непосредственно к ним, и пытаются отвечать на собственном «языке».

Нередко они повторяют, как эхо, последнее или самое выразительное слово в услышанном предложении.

Явные признаки развития речи у детей появляются к двум годам. Часто они объединяют два слова в простые, но неправильные сочетания. Это может быть комбинация имени ребёнка с названием какого-то предмета или же чего-то, что ему хочется.

Детская способность понимать речь окружающих также улучшается, хотя возможны многие неудачи. Дети ещё ограниченно понимают разные наставления, путаются в приказаниях из двух частей типа «Сделай то, а потом то». Развитие является результатом того, что в предшествующие месяцы взрослый превратил чтение малышам книг и пение песенок в занятие, во время которого его внимание отдано полностью детям.

Список литературы

1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. - Ростов-на-Дону, 1999.

2. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1996.

3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004.

4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М., 1998.

5. Лешли Д. Работать с маленькими, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ.: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991.

6. Мир детства: Дошкольник. Составители: Л. Е. Журова, Т. С. Комарова. - М.: Педагогика, 1979.

7. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2000. - кн. 1: Общие основы психологии.

8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Владос, 2000. - кн. 2: Психология образования.

9. Павлова Л. А. Малыш учится говорить // Дошкольное воспитание. - 1990. - №8.

10. Павлова Л. Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Д. Павлова. - М., 2000.

11. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризов. - М., 2001.

12. Развитие речи у детей до трёх лет. - М.: Эксмо, 2005.

13. Расти малыш! Составители: Ю. В. Артемьева, Е. Б. Никанорова, М. В. Тоскина. - С.-Пб.: Час Пик, 1992.

14. Смирнова Е. О. Психология ребёнка: Учебник для пед. училищ и вузов. - М., 1997.

15. Умственное развитие младенца. / Пер. с франц. А. Васильковой, Н. Васильковой. - М.: Эксмо, 2005.

16. Фромм А. Азбука для родителей. / Пер. И. Константиновой. - Л.: Лениздат, 1991.

17. Штерн В. Психология раннего детства. - М., 1995.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.