Рефераты. Пути индивидуализации воспитания школьников

p align="left"> 4. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе

Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

Человек это: 1) индивид, 2) личность, 3) субъект, 4) индивидуальность, 5) уникум.

Учитель и педагог Сухомлинский В.А. посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром.

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Из этой цели возникают следующие задачи:

1) Выявление сущности личности.

2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности.

3) Познать законы формирования личности.

4) Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека «внутрь себя», к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?

Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд.

К.Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных».

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте. Подростковый период - это один из сложнейших этапов жизни человека.

В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей. Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии - требование понимания. Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные «свойства «молодых людей.

5. Воспитательная работа с учащимися

Возрастные особенности младшего школьника

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Основной деятельностью становится учение.

Формируются основы нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

В поведении отчетливо проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности. Позднее они маскируются привычными формами сложившегося в жизни поведения. Нервная система пластична и способна к некоторым изменениям под влиянием внешних воздействий. Поэтому важно формировать навыки самоконтроля и самовоспитания.

Младший школный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. В воспитателной работе с младшими школьниками необходимо опираться на: податливость, внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет учителя в их глазах.

Важно добиваться единства требований школы, семьи и общественности.

В воспитании особая роль отводится коллективным играм. Они воспитывают волю, организованность, находчивость, инициативность, чувство товарищества. Отзывчивы дети этого возраста к трудовым начинаниям при условии заинтересованности, увлекательной формы.

Происходит определенное развитие самозознания, что позволяет организовать процесс нравственного самовоспитания.

Дети могут охарактеризовать некоторые качества личности, установить связи между поступками других людей и качествами их личности, начинают качественно характеризовать свои собственные поступки.

Возрастные особенности подростка

Подростковый возраст наиболее своеобразен, интересен с точки зрения возможностей воспитания и самовоспитания. Он считается переломным, переходным, поскольку в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского состояния к взрослому. Этот переход связан с перестройкой психических и физических процессов, деятельности, личности школьника.

Подростковый возраст - время начала активного формирования мировозрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы одиночных суждений.

В этом возрасте закладывается основы нравственного сознания. От характера нравственной деятельности и опыта зависит формирование личности подростка.

Формирование самосознания, потребность осознать себя как личность - самый важный момент в развитии подростка. Всматриваясь в себя, он стремится узнать слабые и сильные стороны своей личности. Развитие самосознания начинается с оценки своего поведения, моральных качеств, характера, особенностей. Отношение окружающих имеет решающее значение для развития самосознания подростка, формирует верную самооценку.

Выделение образца, нравственного идеала - новый этап в развитии самосознания. Сопоставление с идеалом помогает оценивать свое поведение. Задача учителя - организация самовоспитания подростка.

Кризис подросткового возраста - сопротивление различным педагогическим требованиям, если не учитывается стремление подростка к самостоятельности.

Возрастные особенности старшего школьника

Развитие личности приобретает особое значение.

Движущая сила развития - противоречие между повышением уровня требований со стороны общества и уровнем психического развития старшеклассника.

Заметно развивается самосознание, приобретая качественно-спецефичекий характер. Возникает потребность осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности с точки зрения конкретных жизненных целей и устремлений. Старший школьник умеет оценить личность в целом. Задача учителя - тактично помогать в формировании правильного представления о себе, собственной личности. Доброжелательная, тактичная, непредвзятая оценка учителя воспринимается с должным вниманием и признательностью.

Чувство взрослости переходит в чувство самоутверждения, которое проявляется в желании выразить свою индивидуальность.

Старший школьный возраст - время юношеских мечтаний, больших дерзаний, романтики, творческой инициативы. Необходим опытный наставник, не навязывающий своих нравоучений и назиданий, не сковывающий инициативы молодых людей.

Развиваются эстетические чувтсва, способность замечать, воспринимать, любить прекрасное в окружающей действительности.

В старших классах необходимо проводить профориентационную работу, так как случайность профессионального самоопределения может привести к сложным переживаниям, разочарованием в выбранной профессии, тяжелым внутренним конфликтам. Задача учителя - помочь выпускнику оценить способности склонности и т.д. Проблема индивидуального подхода не может рассматриваться вне деятельности, поскольку только в деятельности проявляется индивидуальность человека.

Заключение

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. Общество имеет возможность предвидеть и заранее планировать определенные изменения в социальной среде и тем самым создавать благоприятные возможности для решения этой задачи.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное воспитание, или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, т.е. учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей, используются все возможные положительные влияния общественной и природной среды и, с другой стороны, ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды, достигаются единство и согласованность всех социальных институтов, ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.

Список литературы

1. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

2. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой и др. - М., 1991.

3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Ростов-на-Дону, 1997.

4. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для тех. Вузов. - М.: 2001.

5. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - Спб.: Питер, 2004.

6. Развитие, социализация и воспитание личности: Региональная концепция / Под ред. Е.Н. Шиянова. - Ставрополь, 1993.

7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1971.

8. Самыгин С.И. Психология и педагогика для студентов вузов / С.И. Самыгин - Изд. 4-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

9. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999.

10. Усачева О.А. Шпаргалка. Введение в педагогическую деятельность: учеб. Пособие. - М.:2006.

11. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1990. - Т. 6. - С. 397

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.