Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде…
Отсюда неожиданность, смелость многих красочных (цветовых) эпитетов у Есенина. Поэт говорит: «О Русь, малиновое поле!» или «синее счастье».
- А что такое эпитет? (Это прилагательное, употребляемое в переносном смысле, которое характеризует какое-либо явление или предмет и служит для того, что сделать его характеристику ярче). Активно Есенин использует метафору.
- Напомните определение метафоры. (Это скрытое образное сравнение). У Есенина встречается такая метафора: «осень - рыжая кобыла - чешет гриву».
Для Есенина природа - это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.
Работа с текстами:
- Давайте обратимся к стихотворению «Береза» на странице 266. (Учитель читает стихотворение вслух).
- Какова тема этого стихотворения? (красота русской природы).
- Перед нами образ березы в зимнее время года. В учебнике есть иллюстрация И.И. Пчелко к стихотворению. Все ли отразил художник, что хотел сказать поэт? Может быть, кто-то из вас представляет другую картину? (Вид из окна и так далее).
Давайте назовем все изобразительные средства, которые мы здесь увидели. (Можно выписать в тетради).
· Белая (береза) - цветовой эпитет;
· (береза) принакрылась - олицетворение;
· принакрылась снегом, точно серебром - сравнение;
· на пушистых (ветках) - эпитет;
· снежною (каймой) - эпитет;
· в сонной (тишине) - эпитет;
· в золотом (огне) - цветовой эпитет;
· И горят снежинки в золотом огне - метафора;
· А заря, обходя, осыпает - олицетворение;
· (Обсыпает ветки новым) серебром - метафора.
Таким образом, мы видим, что стихотворение «Береза» состоит из сплошных тропов.
Обратимся к еще одному стихотворению С. Есенина - «Топи да болота». Прочитайте его и назовите изобразительные средства.
· синий (плат небес) - цветовой эпитет;
· хвойной позолотой взвенивает лес - метафора;
· меж лесных кудрей - метафора;
· темным (елям) - эпитет;
· елям снится - олицетворение;
· суховатой (липой) - эпитет;
· слухают ракиты - олицетворение;
· посвист ветряной - эпитет;
Какова же тема этого стихотворения? (Описание природы родного края).
- С какой целью поэт использует тропы? (для более точного и яркого описания, а также для эмоционального воздействия на читателя).
В следующем разделе выпускной квалификационной работы обратимся к этапам работы над эпитетом в 5 классе, как одним из наиболее интересных изобразительных средств в речи.
2.2 Этапы работы по обогащению речи учащихся 5 класса эпитетами
Система работы над эпитетом в пятых классах является важным звеном в работе по развитию образной речи и заключается в объяснении, закреплении и активизации в речи учащихся эпитетов, с которыми они встречаются в процессе обучения. Работа над эпитетом воспитывает внимание к слову, понимание оттенков его значения. Поэтому задачи нашего экспериментального обучения в период педагогической практике следующие:
1. Научить учащихся выделять эпитеты среди других образных выражений в художественных текстах и в чужой речи, понимая их художественную необходимость.
2. Развить такие качества учащихся 5 классов, как ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность.
3. Обогатить речь детей (устную и письменную) яркими разнообразными эпитетами.
Основное отличие этой схемы, разработанной учителем. От действующей в том, что в начале изучения изобразительных средств языка дается понятие образное выражение как «яркая картина жизни», которую можно увидеть, пережить. Понятие об эпитете формируется у учащихся в результате анализа языкового материала. При этом важно помнить предостережение Л.С. Выготского: если знакомить пятиклассников с образными средствами языка путем прямого обучения понятиям, то этим «не достигается ничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма…». В целях формирования осознанного владения эпитетами, способствующими развитию образной речи учащихся, а также во избежание формализма в знаниях вводится понятие образное выражение.
Важной составляющей методики обучения учащихся 5 классов пользованию эпитетов является разработанная нами система упражнений в образной речи, в которой выделяется три группы в соответствии с типами мыслительной деятельности и девять подгрупп в соответствии с основными макроумениями в области образной речи: 1)аналитические упражнения - направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка; 2) аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте; 3)синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами.
Исследование образной речи учащихся 5 классов позволяют сделать вывод, что в большинстве случаев ученики редко используют эпитеты в своей речи, а если и используют, то без элементарного знания теории. Поэтому в ходе исследования мы пришли к мысли о необходимости введения теоретических основ изучения эпитета, так как лишенные теоретического обоснования занятия по русскому языку не могут на необходимом уровне обеспечить языковую подготовку учащихся к использованию эпитетов в их речи.
Исходя из общедидактических принципов научности, сознательности и активности в усвоении знаний, систематичности, а также опираясь на методический принцип оценки выразительности речи, мы определили необходимый минимум теоретических сведений из области развития образной речи учащихся, достаточный для изучения эпитета.
В целях эффективного формирования специальных коммуникативно-речевых умений в области развития образной речи посредством эпитета в данном исследовании разработаны критерии отбора практического языкового материала, используемого в процессе обучения пятиклассников использованию эпитетов: 1) коммуникативный; 2) частотный; 3) познавательный; 4) образовательно-воспитательный 5)адапционно-возрастной; 6) критерий преемственности и последовательности.
В методической системе выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.
Этапы работы над эпитетом.
Этап
Цель
Методы
Упражнения
Пример
1. Пропедевтический
Пробудить у учащихся интерес к образным выражениям, встречающимся в художественных произведениях и в живой речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание учеников к эпитету как средству развития образной речи.
Сообщение, беседа, наблюдение.
Аналитические упражнения - направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка.
-Почему осинки молодые, но уже разноцветные? (в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства красок).
2. Репродуктивный
Помочь пятиклассникам усвоить оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте.
Беседа, наблюдение, самостоятельный анализ языкового материала.
Аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте
-что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро. Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести)
3. Продуктивный
Постижение учащимися различных приемов создания образности с помощью эпитетов.
Реконструирование и конструирование текста, изложение, сочинение.
синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами.
Задание. Прочитайте и озаглавьте текст.
Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову).
-Почему автор дал снегу такое название - гремучий? Запишите свое рассуждение.
Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты.
Построенная таким образом целенаправленная и систематическая работа над развитием образной речи учеников пятого класса посредством эпитета способствует формированию коммуникативно-речевых умений.
Заключение
Из рассмотренного и представленного нами материала можно сделать следующие выводы:
1. изобразительные средства разнообразны и необходимо познакомить учащихся с их особенностями, функциями и целями использования;
2. на уроках русского языка в 5-6 классах мало внимания уделяется образной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать в своей речи изобразительные средства языка;
3. существует ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи, которые необходимо использовать на уроках русского языка.
4. при изучении тропов необходимо проводить параллели с литературой, так как на уроках литературы их изучение более обширно.
На уроках русского языка и литературы необходимо больше внимания уделять образной стороне речи учащихся; разрабатывать такую систему работ, которая будет способствовать сознательному употреблению изобразительных средств в собственной речи.
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб./под ред. Н.С. Валгиной. - 6-е издание, перераб. И доп.-М.: Логос, 2002.-528 с.
2. Веселовский А.Н. историческая поэтика.-М.,1989.
3 Виноградов В.В. Русский язык.-М., 1986.
4 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.-М.,1963.
5 Винарская. Е.Н. выразительные средства текста.-М.,1989.
6 Винокур Г.О. О языке художественной литературы.-М.,1991.
7 Винокур. О. Избранные работы по русскому языку.-М.,1959.
8 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.-М.,1993.
9 Дэвидсон Д. Что означают метафоры. .-М.,1990.
10 Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации.-М.,2002.
11 Квятковский А.П. Поэтический словарь.-М.,1966.
12 Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь.-М.,1998.
13 Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы.-М.,1984.
14 Константинова С.К. Изучение олицетворений.//Русский язык в школе.1994.№3.
15 Краткая литературная энциклопедия.-М.,1978.
16 Методика преподавания литературы.// под ред. О.Ю. Богдановой .-М.,1999.
17 Новикова Л.И. Дидактические материалы о стилистике и культуре речи// Русский язык в школе.2001.№3.
18 Одинцов В.В. О языке художественной прозы.-М.,1973.
19 Перепелкина Н.А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста// Русский язык в школе.2001.№3.
20 Полянских И.Н. Учимся видеть метафору.// Русский язык в школе.2000.№5.
21 Потебня А.А. Теоретическая поэтика.-М.,1990.
22 Программа для образовательных учебных заведений на 1992/93 учебный год. Русский язык.//под.ред. В.Л. Склярова. М.,1992.
23 Программно-методические материалы. Лит-ра.-5-6 кл/сост. Т.А. Калканова.-М.,1990.
24 Русский язык. Энциклопедия/ Филин Ф.П. .-М.,1979.
25 Серебрянников Б.А. Общее языкознание.-М.,1970.
26 Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире. Русский язык начала 21 столетия. Состояние, проблемы перспективы/Исследования по славянским языкам. -№6. -2001.
27 Сосновская И.В. Программа по литературе для 5-х классов «Школа гармонии души и мысли».
28 Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.-М.,1976.
29 Тодоров Л.В. Восхищение поэтическим тропом.//Русская словесность. 2005 №1.
30 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.-М.,1996.
31 Чернец Л.В. «Ночевала тучка золотая» (О метафоре)// Русская словесность. 2000 №6.
32 Чернец Л.В. Ирония как стилистический прием// Русская словесность. 2001 №5.
33 Ясинская С.Г. Секрет художественного слова. Тропы//Русская словесность. 2001 №5
Страницы: 1, 2, 3, 4