Рефераты. Работа с младшими школьниками с задержкой психического развития

p align="left">На обучающих уроках особое внимание надо уделять методике проведения беседы по вопросам. Формулировкой вопросов надо заинтересовать даже крайне пассивных детей. Поэтому среди трудных вопросов должны встречаться и легкие. Такое чередование вопросов заставит быть внимательными всех учащихся класса.

С самого начала обучения детей необходимо приучать обосновывать свой ответ (обычно учитель просит доказать или объяснить, почему ученик так думает). Дети приобретают навык совместного обдумывания, когда учитель, оценивая ответ одного ученика, спрашивает, как думают другие.

Такую работу полезно проводить с картинками. Учитель предлагает из ряда картинок (первоначально из трех, изображающих разные периоды осени) выбрать ту, которая соответствует периоду, наблюдаемому в природе, а ученик должен обосновать свой выбор. Такая ситуация, когда от ученика требуется обоснование, доказательство, благоприятно влияет на усвоение сложных грамматических конструкций.

Обычно детям довольно трудно бывает определить промежуточные периоды между весной и летом, осенью и зимой, зимой и весной. Для того чтобы облегчить учащимся усвоение соответствующих знаний, можно провести ту же игру, используя другие картинки, изображающие одну ситуацию в разные времена года. Например, на трех разных картинках нарисованы дети, собирающие в лесу сначала подснежники, затем грибы и, наконец, опавшие листья. Показав картинки, учитель предлагает внимательно рассмотреть их, сравнить и объяснить, какое время года изображено на каждой картинке.

С распределением картинок, изображающих резко отличающиеся сезоны, дети обычно справляются легко. Однако объяснение, почему та или иная картинка относится к данному сезону, им недоступно.

Дети, как правило, описывают выбранную картинку, используя простые, чаще нераспространенные предложения, но не говорят, почему она относится к зиме или лету.

На первых этапах обучения речь детей бедна и однообразна. Они употребляют неточные выражения, часто дополняют свой рассказ мимикой, жестами, обращают внимание на несущественные детали. В то же время в высказывании ощущается недосказанность. Имея знания, необходимые для ответа, дети часто не могут сформулировать свою мысль, найти подходящие слова. Отмечаемые у учащихся трудности в построении высказываний диктуют необходимость ставить на уроке специальную учебную задачу -- обучение построению высказывания. Как правило, этому виду работы отводится ведущее место в обучении письменной речи. Специально организованные наблюдения учащихся в природе, работа по обобщению наблюдений должны стать подготовительным этапом к письменным работам учащихся на соответствующие темы.

Систематическая работа над оформлением высказываний учащихся, требование обоснованности ответов позволяет достичь значительных результатов в развитии устной речи учащихся, в обогащении ее сложными синтаксическими конструкциями (сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями).

Чрезвычайно важно приучать учащихся к точности в употреблении слов при ответе, в использовании выразительных средств языка, что, в свою очередь, обеспечивает закрепление знаний, полученных на уроках чтения.

Если дети хорошо читают, можно предложить им выбрать из списка глаголов те слова, которые наиболее точно выражают состояние наблюдаемого явления природы

Дождь -- моросит, идет, льет...

Снег -- пошел, повалил, посыпал...

Снежинки -- падают, порхают, кружатся, вьются...

Полезна работа по подбору слов из двух столбиков слов, обозначающих предметы и действия этих предметов, или их признаки.

При составлении рассказов о погоде, об отличительных признаках времен года учащиеся используют определенный круг слов -- наименований, которые определяют содержание и последовательность высказывания Приведенный ниже в качестве примера список опорных слов содержит определения, обычно используемые детьми при составлении рассказа на тему «Погода сегодня» и синонимы, которые следует активно вводить в их словарь.( Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996. - С.156)

Дети часто читают или слышат от учителя словосочетания золотая осень, сердитая зима, злой мороз, красное лето, но не используют их в своих ответах. Если систематически включать в урок упражнения на сопоставление слов, употребленных в прямом и переносном смысле (например, золотая осень и золотое изделие, седой туман и седые волосы, сердитая зима и сердитый человек, красное лето и красная лента и др.), дети научатся понимать и правильно употреблять их при описании наблюдаемых в природе явлений.

Активизации мыслительной деятельности детей способствует решение логических задач. Речевая логическая задача -- это рассказ-загадка, в данном случае о сезонных явлениях в природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы. Решая логические задачи, дети должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, сопоставление, построение умозаключения), это стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума. Логические задачи можно использовать как в процессе экскурсий и прогулок с целью поддержания постоянного интереса у детей к природе, для развития у них умения замечать происшедшие изменения, так и в беседе, обобщающей наблюдения детей.

Заключение

В данной работе мной была предложена система коррекционно-педагогической работы с детьми ЗПР по изучению сезонных изменений в природе в структуре занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.

Система коррекционной работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершенность каждого вида работы, мониторинг результатов, совместную деятельность детей и взрослых, что позволяет успешно решать следующие образовательные задачи:

- формировать у детей знания о временах года, их последовательности, характерных признаках;

- знакомить с названиями месяцев;

- знакомить с трудом людей в разные времена года;

- расширять и активизировать словарь детей, развивать связную речь;

- развивать познавательный интерес к природе;

коррекционные задачи:

- учить наблюдать за сезонными изменениями в природе;

- учить сравнивать и обобщать результаты наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

- развивать восприятие, внимание, память;

воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- формировать экологическое сознание детей.

На основе наблюдений и экскурсий ученики усваивают порядок чередования времен года, названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев, учатся рассказывать об отличительных признаках каждого времени года и сравнивать смежные (осень--зима, зима--весна) и противоположные (весна--осень, лето--зима) времена года. В первый год обучения учащиеся проводят длительные наблюдения за одними и теми же объектами, знакомятся с изменениями, происходящими в природе по сезонам, приучаются выделять преимущественно последовательные связи и устанавливать с помощью учителя элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, делать простейшие выводы и обобщения. В последующие годы обучения ставится задача не только расширить круг представлений учащихся о сезонных изменениях в природе, ко и помочь выделять и осознавать определенные закономерности в жизни природы, что способствует развитию связной речи учащихся. Если сначала при описании сезонных изменений в природе учащиеся применяют в основном простые распространенные предложения, то на втором или третьем году обучения они все чаще обращаются к сложноподчиненным предложениям. В этот период дети могут уже самостоятельно делать выводы о наблюдаемых изменениях природы и составлять о них связный рассказ, опираясь на опорные слова или план.

В процессе наблюдений за сезонными изменениями в природе школьники знакомятся с некоторыми видами растений и животных, с условиями, необходимыми для жизни растений (например, с зависимостью роста растений от внешних условий: тепла, света, влаги, состояния почвы), с изменениями в жизни растений и животных в разные времена года.

Список использованной литературы

1. Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. М., 1996.

2. Блонский П П. Педология. М., 1995.

3. Виттельс Ф. Фрейд, его личность, учение и школа. Л., 1995.

4. Власова Т.А. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. --М.: Просвещение, 1991.

5. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч. Т. 1. М., 1992.

6. ГезеллА. Умственное развитие ребенка. М.; Л., 1990.

7. Граборов А, Н. Вспомогательная школа. Л., 1995.

8. Грибоедов А, С. Современные проблемы вспомогательного обучения // Вопросы изучения и воспитания личности (педология и дефектология) / Под ред. В. М. Бехтерева. Л., 1927. № 1-2.

9. Грибоедов А. С. Педологическая работа и вспомогательная школа // Новая школа. Вып. 2. М.; Л., 1996.

10. Деккер Г. Биология органов чувств. М.; 1993.

11. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой и др. -- М.: Педагогика,1994.

12. Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1997.

13. Залкинд А. Б. Вопросы советской педагогики. Л., 1996.

14. Концепции стандартов по отдельным направлениям общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья. -- М.: Издание Нац. центра и мониторинга образования, 1996.

15. Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1998.

16. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. - М.: Владос, 1999.

Приложение

Занятие

«КОМУ ЗИМОЙ СНЕГ НУЖЕН?»

с элементами театрализации

Задачи:

-- расширять и закреплять знания детей о зиме;

-- учить устанавливать взаимосвязь между сезонными изменениями природы и явлениями в жизни растений, животных;

-- развивать связную речь, мышление;

--- воспитывать интерес к природе.

Демонстрационный материал: иллюстрации.

Действующие лица: Медведь, Заяц, Мышка, Растения (например, одуванчик, ромашка, подорожник).

Ход занятия

* Дети сидят на ковре.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами узнаем, кому зимой снег нужен. Я расскажу вам сказку. (Рассказывает сказку по мотивам сказки Д. Биссета «Первый снег».)

Жила-была в жаркой Африке девочка, которая никогда не видела снега. Однажды она гуляла в саду.

- Мне так хочется увидеть настоящий снег! - вздохнула девочка.

Это услышал теплый ветер.

- Подумать только! Девочка ни разу не видела снега, - сказал ветер. - Я знаю что делать! Ждите меня, я скоро вернусь!

И теплый ветер полетел далеко-далеко, через горы, моря, через леса туда, где было холодно-холодно и где жил холодный ветер.

- Что тебе здесь надо? - удивился холодный ветер. -Уходи-ка лучше, не то я тебя сейчас поймаю!

- Попробуй, догони! - весело крикнул теплый ветер и полетел назад.

Холодный ветер рассердился и помчался за ним. Он нес с собой такой холод, такую стужу, что даже облака замерзли и съежились, и вместо дождя на землю посыпал снег. Белые снежные хлопья.

Наутро девочка вышла в сад и увидела, что все вокруг белое-белое.

- Как красиво! - воскликнула девочка. - Все такое белое, мягкое и пушистое. Наверное, это снег.

А теплый ветер после длинной прогулки устал и спрятался в собачью конуру отдохнуть. Холодному ветру надоело его ждать, и он улетел назад.

Снова выглянуло солнышко. Снег растаял, и опять в саду цвели цветы.

Педагог: Ребята, совсем недолго видела девочка снег. Давайте подскажем ей, какой бывает снег.

Дети: Холодный, хрустящий, белый, пушистый, мягкий, серебристый, колючий ...

Педагог: Знаете ли вы загадки о снеге?

Дети загадывают загадки.

Скатерть бела весь свет одела. Белое покрывало на земле лежало. На дворе горой, а в избе водой. Бел, да не сахар, ног нет, а идет.

Педагог: Теперь послушайте мою загадку: Всю зиму смирно лежит, а весной убежит.

Дети отгадывают загадку, с помощью педагога объясняют ее смысл.

Педагог: Ребята, кому зимой снег служит теплым одеялйм?

Дети: Медведю!

Педагог: Какую загадку про медведя вы знаете?

Дети:

Летом ходит без дороги

возле сосен и берез,

а зимой он спит в берлоге,

от мороза прячет нос.

Медведь.

Медведь:

Сладко мне в берлоге спится,

если снег в лесу кружится,

теплым белым одеялом

тихо по земле ложится.

Звучит музыка. Дети изображают медвежат. Они выполняют под музыку движения: ходят, поднимают и опускают «лапы» под спокойную музыку, танцуют под быструю. Педагог выставляет иллюстрацию - медведь спит в берлоге.

Педагог: А кому зимой снег помогает прятаться?

Дети: Зайцам! Заяц зимой белый, поэтому его на снегу не видно. Притаится заяц, лиса и волк его не заметят, мимо пробегут.

Выходит Заяц.

Заяц:

Быстрые зайчата

по полянке скачут,

за сугробом белым

свои ушки прячут!

Звучит музыка. Дети изображают зайчат. Они скачут под веселую музыку, приседают и закрывают «лапками» глаза под тревожную. Педагог выставляет иллюстрацию - заяц в зимнем лесу.

Педагог: Кому еще зимой без снега не обойтись? Выходит Мышка.

Мышка: Мне зимой без снега не обойтись! Бегаю я по земле под снегом, а никто меня не видит!

Снег засыпал все дорожки, норку тоже спрятал снег. Не найти лисе и кошке Под сугробом мышки след!

Звучит музыка. Дети изображают мышат: бегают, приседают, пищат.

Педагог: Кому еще зимой снег необходим?

Выходят Растения.

Растения: Нам снег необходим! Зимой он наши корюшки укрывает, защищает от мороза.

Педагог: Если зимой много снега, то весной он растает, и будет много воды. Земля воду впитает, и все растения вдоволь напьются. В народе говорят: если на полях много снега, то будет много хлеба! Давайте посадим зернышко.

Педагог: Ребята, какое дерево остается в снежную зиму зеленым? Дети: Сосна. Елка.

Дети читают отрывок из стихотворения Е. Трутневой «Елка»:

Вырастала елка

В лесу на горе.

У нее иголки

Зимой в серебре

У нее на шишках

Ледышки стучат,

Снежное пальтишко

Лежит на плечах.

Педагог выставляет иллюстрацию - елка в зимнем лесу.

Педагог: А вам, ребята, зимой снег зачем?

Дети: На санках с горки кататься, снеговика лепить, в снежки играть, и снега крепость строить. Педагог: Давайте покажем, что мы делаем зимой..

Дети играют в музыкальную игру «Что вам нравится зимой?» Педагог: Давайте посмотрим на эти картинки (показывает на выставленные иллюстрации) и еще раз скажем, кому зимой нужен снег.

Дети отвечают.

Итог занятия: Оказывается, снег зимой необходим и животным, и растениям, и людям. Вы сегодня очень интересно об этом рассказали. Молодцы!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.